Дарья Харабарова
Сюжетное конструирование с детьми с расстройствами аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с расстройствами аутистического спектра встречаются необычные пристрастия, фантазии, влечения и они как бы полностью захватывают ребенка, их нельзя отвлечь, увести от этих действий. Диапазон их очень широк. Одни дети раскачиваются, перебирают пальцами, теребят веревочку, рвут бумагу, бегают по кругу или от стены к стене. Другие проявляют необычные пристрастия к схемам движения транспорта, планом улиц, электропроводки и т. д. Искаженность развития у аутичных детей может проявляться в парадоксальном сочетании, опережающем возрастные нормы, развитие мыслительных операций и на их основе односторонних способностей (математических, конструктивных и др.) и интересов и в то же время несостоятельности в практической жизни, в усвоении обыденных навыков, способов действий, особых трудностей в установлении взаимоотношений с окружающими.
Публикация «Сюжетное конструирование с детьми с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах
Игровая деятельность существенно определяет психическое развитие ребенка на всем протяжении его детства, особенно в дошкольном возрасте, когда на первый план выступает сюжетно - ролевая игра. Дети с чертами аутизма ни на одном возрастном этапе не играют со сверстниками в сюжетные игры, не принимают социальных ролей и не воспроизводят в играх ситуации, отражающие реальные жизненные отношения: профессиональные, семейные и др.
Среди характерных признаков большое место занимают нарушения речи: резкое ограничение речевого контакта, вплоть до полного мутизма, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, долгое отсутствие в активном словаре слов, обозначающих близких для ребенка людей (мама, папа).
Детский аутизм является одним из наиболее серьёзных нарушений в развитии ребёнка. Его основные симптомы - это отрешённость и погружение в себя. Интеллект ребёнка может быть при этом и нормальным.
Дети с РАС редко имеют полноценную речь. У большинства детей нарушены общая и мелкая моторики, необходимо совершенствование ручной моторики, что способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции, подготовки детей к овладению письму. С детьми важно проводить следующие виды деятельности:
Конструирование из кубиков домиков, башен и т. д., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.
Раскладывание и складывание разборных игрушек: матрешек, пирамидок, чашечек, кубиков.
Складывание из палочек геометрических фигур, букв.
Обведение контуров предметных изображений.
Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами и т. д.
Как же конструируют дети первой группы?
У этих детей трудности взаимодействия с окружением максимальны. Их аутизм наиболее глубок, поведение носит полевой характер, они избегают зрительного контакта, не пользуются речью. Наибольшие трудности связаны с их произвольной организацией. Такие дети постоянно либо находятся в движении, либо погружены в созерцание движения.
Основная задача, которую мы должны решать при работе с таким ребёнком, используя конструирование – организовать момент объединённого внимания. Постараться удержать этот момент, хотя бы ненадолго, противостоять полевым тенденциям. Известно, как сложно и в то же время, как важно сформировать у такого ребёнка стереотип занятия.
Правила конструирования :
Правильно организовать пространство.
Эмоционально комментировать текущие впечатления.
Конструировать быстро.
Не перегружать постройку подробностями.
Как же правильно использовать конструктор в работе с аутичными детьми второй группы?
Этих детей отличает экстремальная избирательность в контактах с окружающим миром и наиболее жёсткая стереотипность поведения. Такой ребёнок постоянно стремится к воспроизведению одного и того же действия. Переживанию одного и того же впечатления. В ситуациях изменения привычного стереотипа возникает выраженный дискомфорт, страхи, негативизм и физическая агрессия (либо самоагрессия).
Первоочередная задача: внесение подробностей в строительство и тем самым постепенное уменьшение жёсткой стереотипности постройки.
Правила конструирования :
Присоединиться к аутостимуляции ребёнка (повторение постройки ребёнка и придание ему смысла).
«Коллекционирование» деталей.
Разворачивание впечатлений во времени, их связывание (изображаемое в конструировании приобретает динамику).
Выход ребёнка на переживание «острого» впечатления (но пока ещё очень свёрнутое).
Применение конструирования в работе с аутичными детьми третьей группы.
Отличительная черта этих детей – сверхзахваченность стойкими, уже более сложными и развёрнутыми интересами. Они могут постоянно возбуждённо, навязчиво о них говорить и отображать в своих постройках. Причём содержание интересов такого ребёнка обычно связано с неприятными, страшными впечатлениями. Ребёнок этой группы не способен справиться со своими страхами, но может о них сообщать. Мы используем психодраму, как способ борьбы со страхами. Воспроизводим впечатления, подобные травмирующим, с постепенным нагнетанием напряжения, кульминацией и благополучным разрешением в конце. Особенности психодрамы определяют главную задачу, стоящую перед взрослым, - помочь привести каждое такое переживание к положительному разрешению. Для этого необходимо давать немедленный положительный комментарий происходящего.
Основная задача: Расширение и разработка насыщенных позитивных переживаний.
Правила совместного сюжетного конструирования :
Принять агрессивный сюжет (или его фрагмент) ребёнка.
Интенсивно накапливать сначала нейтральные, а затем всё более и более положительно окрашенные детали.
Изменить смысловые акценты сюжета и закончить положительной развязкой.
Сюжетное конструирование с аутичными детьми четвёртой группы
Дети, имеющие данный вариант аутического развития, легче включаются во взаимодействие, их аутизм менее глубок. На первый план выступает ранимость, невыносливость такого ребёнка в контакте, необходимость постоянного его тонизирования со стороны близкого взрослого для организации внимания и активности. Вместе с тем он легче эмоционально заражается, быстрее выходит на естественные формы подражания.
Важная задача: Разработка эмоциональных подробностей аффективного опыта ребёнка.
Правило:
Постепенное внесение в постройки элементы остроты – азарта, неожиданности, приключения.
Этапы развития совместного сюжетного конструирования с малышом больным аутизмом
Совместное сюжетное конструирование должно развиваться поэтапно. Нельзя сразу начинать постройку с сюжета. Постройте сначала какой-то один предмет, чтобы малыш больной аутизмом смог его вдоволь рассмотреть. Только после этого можно постепенно переходить к сюжету из жизни ребенка больного аутизмом и плавно переносить его на жизнь всех людей.
Первым этапом станет налаживание эмоционального контакта. Постройте предмет, который нравится ребенку больному аутизмом, и эмоционально прокомментируйте постройку. Ваш комментарий должен заинтересовать малыша с аутизмом. Может случиться так, что кроха не сразу примет сюжетное конструирование. Ему понадобится время, чтобы принять новую игру. В таком случае педагогам нужно набраться терпения и начать все сначала.
Первое время ребенок, страдающий аутизмом, будет искоса наблюдать за процессом конструирования. Малыш больной аутизмом будет пассивным. Спустя пару дней интерес к постройкам будет расти и скоро ребенок больной аутизмом захочет сам что-нибудь построить. Тогда можно переходить к следующему этапу.
На этом этапе взрослый должен строить то, что хочет малыш с аутизмом. Возможно, его заказы будут однотипными, например, несколько раз подряд он захочет выстроить столбики, кубики и т. д. Ребенок, страдающий аутизмом, старается повторить предыдущую постройку вплоть до цвета и размера. Это объясняется тем, что дети с аутизмом не любят перемен, они больше склоны к постоянству.
На следующем этапе совместного сюжетного конструирования с малышом нужно постепенно добавлять к постройке разные детали. Однако нельзя забывать, что прежде чем варьировать изображение, кроха должен насытиться воспроизведением одинаковых построек.
Если малыш с аутизмом против введения новых деталей в изображение, следует вернуться на предыдущий этап, а через пару дней снова повторить попытку разнообразить постройку. Для этого используйте разные детали, фигурки животных, людей, деревья, машинки и т. д. Попробуйте изменить место вашей совместной деятельности, внести платформу для постройки. Также старайтесь дополнять постройку новыми деталями.
Когда ребенок больной аутизмом примет нововведения в конструирование, можно перейти к следующему этапу. Его суть в том, чтобы вовлечь в процесс конструирования малыша, страдающего аутизмом. Малышу интересно наблюдать за процессом конструирования, но он часто остается пассивным. Взрослым нужно специально стимулировать его активность. Во время сюжетного конструирования можно сделать паузу. Кроха подтолкнет руку взрослого или попросит продолжить. Предложите малышу помочь вам. Пусть он возьмет в руку деталь конструктора, а вы помогите ему – сопряженно-отраженно закончите постройку («рука в руке»).
Чтобы ребенок с аутизмом проявил активность, попробуйте специально «забыть» достроить какую-то деталь в постройке. Когда малыш заметит это, попросите его добавить недостающую деталь. Можно предложить крохе несколько вариантов развития конструирования и пусть он выберет тот, который ему понравится. Также предложите маленькому аутисту выбрать цвет деталей для конструирования или цвет платформы для постройки. Обязательно хвалите его и поощряйте.
На следующем этапе любимые предметы малыша помещаются внутрь сюжета. Сюжет должен быть близок ребенку, но в тоже время помочь ему уточнить уже сформированные представления.
Когда сюжет будет обжит малышом, можно идти дальше. На этом этапе нужно вводить в сюжет новые линии, то есть расширять его. Таким образом, мы будем расширять кругозор аутиста.
Следующий этап станет заключительным. Построенный сюжет нужно перенести в другие ситуации. Например, полученные знания можно закрепить с помощью проигрывания сюжета с игрушками, при лепке или в рисовании.
Используя метод совместного сюжетного конструирования, необходимо сначала пройти с малышом больным аутизмом все этапы.
Список используемой литературы:
1. Коган В. Е. Аутизм у детей. Москва 1981 г.
2. Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие., М. : Академия, 2001 г.
3. К. С. Лебединская, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская Дети с нарушениями общения, М. : Просвещение, 1989 г.
4. К. С. Лебединская. Медикаментозная терапия раннего детского аутизма. // Дефектология, 1994 г., № 2, с. 3-8.
5. К. С. Лебединская, О. С. Никольская. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. // Дефектология, 1994 г., № 3, с. 15-20.
6. В. М. Башина. Ранний детский аутизм/Исцеление : Альманах., М. -1993 г., с. 154-165.
7. О. С. Никольская. Проблемы обучения аутичных детей. //Дефектология, 1995 г., № 1, с. 31-40.
8. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. - М. : Просвещение, 1991.
9. Баенская Е. Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет // Дефектология. - 1995. - № 5. - С. 76-83.