Старожитник Алина
Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников
▼ Скачать
Аннотация
Статья посвящена опыту работы по развитию детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Ключевые слова: дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра, воспитательное значение, всестороннее развитие
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям. Закладывается фундамент здоровья.
Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми - это творческие или сюжетно – ролевые игры. В них дети производят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей свои собственные.
Сюжетно-ролевая игра имеет свою специфическую структуру. Эта структура включает в себя следующие компоненты: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны. Игровой замысел - это общее определение того, во что и как будут играть дети. Он формулируется в речи, отражается в самих игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.
В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:
- бытовые: организация семейных праздников, походов в кино, чаепитие и другие;
- связанные с общественной деятельностью или работой: супермаркет, поликлиника, спортивная школа, путешествие;
- по сюжетам книг, видеороликов, мультимедийных презентаций;
- героические: спасение человечков волшебной страны; помощь лунатикам;
- режиссерские: дети самостоятельно готовят атрибуты, развивают сюжет игры, руководят и игрушками, наделяют их соответствующими ролями.
В процессе игры педагог старается больше общаться с детьми, поэтому у ребенка появляется потребность в речевом общении. Воспитатель побуждает детей обращаться с вопросами в игре, развивая речевую активность.
В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их взаимоотношения, комментируя свои действия: «Папа пошёл в магазин»; «Дочка легла спать». Действующие лица в игре появляются путем ролевого перевоплощения в тот или иной образ.
Обучение детей сюжетно-ролевым играм начинается с игр с дидактической игрушкой, где взрослый учит ребенка тем или иным действиям. Усвоив их, ребенок может играть самостоятельно.
Развитие сюжетно-ролевой игры сопровождается рассказом о содержании действий: «Это зайка. Зайка хочет спать. Где мы его уложим?»
Играя с игрушкой и одновременно слушая воспитателя, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому. Показывая, как надо играть, воспитатель все свои действия обозначает словом. Передав предмет ребенку, чтобы он действовал с ним, воспитатель сопровождает словом не только свои действия, но и действия ребенка: «Я пою песенку Даше. Маша укладывает Дашу»
Руководя сюжетно-ролевыми играми, воспитатель дает качественную оценку действиям и обращает внимание детей на порядок их выполнения.
Игровой опыт ребенка слишком мал, чтобы он мог сразу же выполнять действия в правильной последовательности. Поэтому сначала педагог показывает порядок игровых действий и только потом даёт задания.
Если игра проводится впервые, то воспитатель должен отобразить весь речевой сюжет на глазах у детей. Играя, нельзя отвлекаться от сюжета, так как в этом случае теряется целостность восприятия сюжета.
В ходе игры воспитатель должен уметь перевоплощаться, чтобы затронуть эмоции ребенка, заставить его сопереживать. Взрослый, взяв на себя игровую роль, способствует переводу неорганизованных действий в собственно игровые, показывает необходимость участия в игре речи.
Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях моделируют деятельность взрослых и отношения между ними.
Объединяясь в сюжетно - ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Но самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.
Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников – рисованием, лепкой, конструированием. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды деятельности имеют много общего: можно увидеть одни и те же темы в мире и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи. Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становиться окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь. Важнейшим условием успешного руководства творческими играми является умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания.
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных способностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Таким образом, сюжетно-ролевой игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей дошкольного возраста. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности.
Список использованной литературы
1. Виноградова Т. А. Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников. Практическое пособие. - М. : Айрис-пресс, 2008.-128с.
2. Жукова И. Н. Сюжетно-ролевая игра как способ развития дошкольников / И. Н. Жукова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 337-339. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65390/ (дата обращения: 24.03.2023).
3. Краснощёкова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. — 2007.
4. Михайленко Н. Я. Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М. : Издательство «ГНОМ и Д». - 2001.