Елена Дунилина
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений
▼ Скачать + Заказать документы
«Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений»
(слайд 1)
Сюжетная игра в дошкольном возрасте особенна близка к сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений. Основным содержанием детских игр являются человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. (слайд 2)
Д. Б. Эльконин
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность. В процессе её развития ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними.
Работая с детьми дошкольного возраста пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. Ведь в детском обществе они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений, учатся жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры.
Актуальность (слайд 3) сюжетно-ролевой игры заключается в том, что она оказывает большое влияние на межличностные отношения между детьми. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, контролировать свое поведение, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что, в свою очередь, помогает развивать мыслительную способность человека, воспринимать чужую точку зрения. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения. В то же время между ними устанавливаются сложные ролевые отношения. В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли. Игра помогает ребенку преодолевать свою слабость, управлять собой, создает условия для упражнения в трудовых навыках, в навыках нравственного поведения. В процессе игры ребенок самостоятельно налаживает взаимоотношения с коллективом, у него формируются коллективистские черты характера, что обеспечивает нравственно-волевую готовность к школе.
Поэтому стала уделять большое внимание формированию межличностных отношений у детей посредством сюжетно-ролевых игр - это стало одной из основных целей моей работы (слайд4).
Цель : формирование межличностных отношений у детей посредством сюжетно-ролевых игр.
Задачи
Воспитательные: Воспитывать навык коллективной игры (умение договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища, доброжелательность, дружеские отношения друг другу.
Развивающие:
Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывать собственный замысел с замыслами сверстников.
Развивать умение ставить разнообразные игровые задачи и выбирать способы их решения
Образовательные:
Дать детям представление о том как развивать и обогащать содержание игры.
Формировать навык самоорганизации, умение распределять роли между собой.
Расширять представление детей о профессиях родителей и применять
в игре.
Знакомить детей с нормами и правилами общения, основываясь
на уважении и доброжелательности.
Обогащать словарь вежливости.
Закрепить умение самостоятельно ставить игровые задачи.
Формировать привычку доводить до конца начатое дело, бережно
относиться к игрушкам, умение содержать в порядке место своей
деятельности.
При этом учить детей намечать тему игры (во что будем играть, совместно производить определенные действия, не мешать, а помогать друг другу, самостоятельно и справедливо разрешать возникающие конфликты.
Для решения поставленных задач на начальном этапе
выступала в качестве партнёра по игре, демонстрировала, как правильно распределить роли, выбрать предметы для игры, договориться. В своей работе использую принципы организации сюжетной игры в детском саду (слайд 5, 6).
1 принцип: играть вместе с детьми.
Педагог занимает позицию умеющего интересно играть эмоционального партнера, с которым ребенок чувствует себя на равных, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу.
При этом чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры. Но в совместной игре с детьми воспитатель должен занять позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: хорошо — плохо, правильно — неправильно, ибо к сюжетной игре они не применимы. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребенка, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя — взрослого, которому в любом случае надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера.
2 принцип: играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть им понятым. Для этого смысл условного игрового действия с предметом, момент принятия той или иной игровой роли, развертываемое в игре событие должны быть пояснены партнеру. Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия.
3 принцип: соблюдать приемы прямого руководства:
- включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто);
- вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого
диалога).
косвенного воздействия:
1. Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:
- внесение в занятия по ознакомлению с окружающим миром ярких образов и впечатлений;
- экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми;
- создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения);
- чтение художественных произведений, драматизация сказок;
- наблюдение за играми других детей;
- напоминание об интересных фактах из жизни.
2. Организация предметно-игровой среды :
- сочетание игрушек, предметов заместителей, воображаемых игрушек;
- внесение в среду новых игрушек;
- изготовление детьми атрибутов для игры.
3. Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни:
- ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин);
- создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими.
4. Организация воспитателем игр обучающего характера:
- театрализованные игры;
- игры типа «Угадай, кто пришел?», «Угадай, кого я изображаю?»;
- дидактические игры «Кому, что нужно для работы?» и т. д.
5. Создание игровой проблемной ситуации:
- с помощью игрового оборудования, с помощью активизирующего общения воспитателя с детьми;
- привлечение в игру малоактивных детей.
Если в начале года в средней группе у детей формируется избирательное отношение к тем или иным ролям, и их распределение до начала игры – процесс довольно эмоциональный. Дети начинают претендовать на исполнение любимых ролей, часто эти роли оспариваются ими друг у друга. Педагог приходит на помощь и занимает позицию умеющего интересно играть эмоционального партнера (слайд 7). То к концу года, играя, дети научились согласовывать свои действия, ориентироваться на сверстников, вести себя в соответствии с общей ситуацией игры. В результате формируются социальные чувства - радость, сочувствие, чувство своей причастности к другим. Здесь педагог может принять на себя второстепенную роль (не часто) и включается в игру лишь после того, как спросит разрешения у детей взять на себя какую-либо роль, продолжая ненавязчиво демонстрировать взаимоотношения в игре (слайд 8).
Как показывают мои наблюдения, к 5 годам наступил расцвет ролевой игры! Сейчас у нас старшая группа, дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Дети играют более уверенно, самостоятельно. Если малышами они с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя. Моя роль – это скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются крайне редко, и их они учатся улаживать самостоятельно.
Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащая их знаниями об особенностях игровой деятельности дошкольников. Для того чтобы повысить родительскую компетентность, я провела ряд онлайн -консультаций : «Ребенок и его игрушки», «Играйте вместе с детьми», «Сюжетно – ролевая игра в жизни ребёнка», индивидуальных бесед. Родители оказывают помощь в обогащении развивающей предметно – пространственной среды группы, изготавливая атрибуты для игр своими руками.
В результате проведенной работы подтвердилось то, что сюжетно-ролевые игры благополучно влияют на формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам отправиться в путешествие в мир игры группы "Радуга" (слайды 9 - 21)