Приложение МААМ

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений

Елена Дунилина
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений
▼ Скачать + Заказать документы

«Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений»

(слайд 1)

Сюжетная игра в дошкольном возрасте особенна близка к сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений. Основным содержанием детских игр являются человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. (слайд 2)

Д. Б. Эльконин

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений» размещена в разделах

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность. В процессе её развития ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними.

Работая с детьми дошкольного возраста пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. Ведь в детском обществе они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений, учатся жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры.

Актуальность (слайд 3) сюжетно-ролевой игры заключается в том, что она оказывает большое влияние на межличностные отношения между детьми. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, контролировать свое поведение, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что, в свою очередь, помогает развивать мыслительную способность человека, воспринимать чужую точку зрения. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения. В то же время между ними устанавливаются сложные ролевые отношения. В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли. Игра помогает ребенку преодолевать свою слабость, управлять собой, создает условия для упражнения в трудовых навыках, в навыках нравственного поведения. В процессе игры ребенок самостоятельно налаживает взаимоотношения с коллективом, у него формируются коллективистские черты характера, что обеспечивает нравственно-волевую готовность к школе.

Поэтому стала уделять большое внимание формированию межличностных отношений у детей посредством сюжетно-ролевых игр - это стало одной из основных целей моей работы (слайд4).

Цель : формирование межличностных отношений у детей посредством сюжетно-ролевых игр.

Задачи

Воспитательные: Воспитывать навык коллективной игры (умение договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища, доброжелательность, дружеские отношения друг другу.

Развивающие:

Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывать собственный замысел с замыслами сверстников.

Развивать умение ставить разнообразные игровые задачи и выбирать способы их решения

Образовательные:

Дать детям представление о том как развивать и обогащать содержание игры.

Формировать навык самоорганизации, умение распределять роли между собой.

Расширять представление детей о профессиях родителей и применять

в игре.

Знакомить детей с нормами и правилами общения, основываясь

на уважении и доброжелательности.

Обогащать словарь вежливости.

Закрепить умение самостоятельно ставить игровые задачи.

Формировать привычку доводить до конца начатое дело, бережно

относиться к игрушкам, умение содержать в порядке место своей

деятельности.

При этом учить детей намечать тему игры (во что будем играть, совместно производить определенные действия, не мешать, а помогать друг другу, самостоятельно и справедливо разрешать возникающие конфликты.

Для решения поставленных задач на начальном этапе

выступала в качестве партнёра по игре, демонстрировала, как правильно распределить роли, выбрать предметы для игры, договориться. В своей работе использую принципы организации сюжетной игры в детском саду (слайд 5, 6).

1 принцип: играть вместе с детьми.

Педагог занимает позицию умеющего интересно играть эмоционального партнера, с которым ребенок чувствует себя на равных, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу.

При этом чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры. Но в совместной игре с детьми воспитатель должен занять позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: хорошо — плохо, правильно — неправильно, ибо к сюжетной игре они не применимы. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребенка, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя — взрослого, которому в любом случае надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера.

2 принцип: играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть им понятым. Для этого смысл условного игрового действия с предметом, момент принятия той или иной игровой роли, развертываемое в игре событие должны быть пояснены партнеру. Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия.

3 принцип: соблюдать приемы прямого руководства:

- включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто);

- вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого

диалога).

косвенного воздействия:

1. Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:

- внесение в занятия по ознакомлению с окружающим миром ярких образов и впечатлений;

- экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми;

- создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения);

- чтение художественных произведений, драматизация сказок;

- наблюдение за играми других детей;

- напоминание об интересных фактах из жизни.

2. Организация предметно-игровой среды :

- сочетание игрушек, предметов заместителей, воображаемых игрушек;

- внесение в среду новых игрушек;

- изготовление детьми атрибутов для игры.

3. Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни:

- ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин);

- создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими.

4. Организация воспитателем игр обучающего характера:

- театрализованные игры;

- игры типа «Угадай, кто пришел?», «Угадай, кого я изображаю?»;

- дидактические игры «Кому, что нужно для работы?» и т. д.

5. Создание игровой проблемной ситуации:

- с помощью игрового оборудования, с помощью активизирующего общения воспитателя с детьми;

- привлечение в игру малоактивных детей.

Если в начале года в средней группе у детей формируется избирательное отношение к тем или иным ролям, и их распределение до начала игры – процесс довольно эмоциональный. Дети начинают претендовать на исполнение любимых ролей, часто эти роли оспариваются ими друг у друга. Педагог приходит на помощь и занимает позицию умеющего интересно играть эмоционального партнера (слайд 7). То к концу года, играя, дети научились согласовывать свои действия, ориентироваться на сверстников, вести себя в соответствии с общей ситуацией игры. В результате формируются социальные чувства - радость, сочувствие, чувство своей причастности к другим. Здесь педагог может принять на себя второстепенную роль (не часто) и включается в игру лишь после того, как спросит разрешения у детей взять на себя какую-либо роль, продолжая ненавязчиво демонстрировать взаимоотношения в игре (слайд 8).

Как показывают мои наблюдения, к 5 годам наступил расцвет ролевой игры! Сейчас у нас старшая группа, дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Дети играют более уверенно, самостоятельно. Если малышами они с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя. Моя роль – это скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются крайне редко, и их они учатся улаживать самостоятельно.

Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащая их знаниями об особенностях игровой деятельности дошкольников. Для того чтобы повысить родительскую компетентность, я провела ряд онлайн -консультаций : «Ребенок и его игрушки», «Играйте вместе с детьми», «Сюжетно – ролевая игра в жизни ребёнка», индивидуальных бесед. Родители оказывают помощь в обогащении развивающей предметно – пространственной среды группы, изготавливая атрибуты для игр своими руками.

В результате проведенной работы подтвердилось то, что сюжетно-ролевые игры благополучно влияют на формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам отправиться в путешествие в мир игры группы "Радуга" (слайды 9 - 21)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Картотека «Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников» Картотека "Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников".У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Сюжетно-ролевая игра «АЗС»Сюжетно-ролевая игра «АЗС» «Автозаправочная станция» Задачи: образовательные: закреплять знания детей о профессиях людей, работающих на автозаправочной станции;.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Дошкольное детство – самый важный период становления личности человека. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра.

Сюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речиСюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речи . Авторы Рублева Г. Л, Ишкинина Р. Ф Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников, несомненно, велика. Ребенок в ней «проживает» взрослую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений
Опубликовано: 13 сентября 2022 в 08:42
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений» (включая файлы) размещена пользователем Елена Дунилина (УИ 187844) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД