Папки-передвижки

Сюжетно-ролевая игра «Хлебозавод» (8 фото)

Оксана Лось
Сюжетно-ролевая игра «Хлебозавод»
▼ Скачать + Заказать документы

Лось О. А.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ ПОСРЕДСТВОМ

СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР.

Сюжетно-ролевая игра «Хлебозавод»

Труд - центральное социальное явление. Все ценности, воплощённые в предметах матери-альной и духовной культуры, созданы трудом человека. На протяжении всего периода детства дети материально зависимы от взрослых, которые заботятся о них, включаясь в разные виды трудовой деятельности на производстве и в быту. Согласно Д. Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов с взрослым миром. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Социологи в своих исследованиях выявили социальную обусловленность, общественную значимость, целенаправленность профессии, определили её как общность людей, занятых определённым видом труда. В этих работах показано, что от престижа профессии часто зависит и социальный статус человека. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период жизни. Очень часто дошкольники имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не знают даже, кем работают и каким делом заняты их родители. Если ребёнок и был на работе у своих папы или мамы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности, не отделил трудовые процессы от нетрудовых: «Моя мама - экономист. Что делает на работе? Чай пьёт, разговаривает по телефону».

Публикация «Сюжетно-ролевая игра „Хлебозавод“» размещена в разделах

Серьёзные экспериментальные исследования по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых, проведённые под руководством доктора В. И. Логиновой показали, что детям дошкольного возраста доступны не только отрывочные представления, но и система знаний, базирующаяся на ключевом стержневом понятии вокруг которого выстраивается информация. Взрослые шьют одежду, строят дома, варят еду, печатают книги, работают на фабриках и заводах - их трудовая деятельность состоит из множества разнообразных трудовых процессов. Каждый человек мечтает обрести в жизни любое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Поэтому так важно знакомить детей с трудом взрослых, рассказать о тех качествах характера, которые требует та или иная профессия. Начинать воспитывать в себе эти качества лучше с детских лет. Нередко дети идут по стопам своих родителей и наследуют их профессии. Так рождаются династии врачей, учителей. Рассказ отца или матери об особенностях своей профессии приносит ребёнку огромную пользу, вызывает большой интерес…

В ходе тематической недели по теме «Все профессии нужны» провела с детьми беседу о работниках детского сада, о значимости их труда. Оформила дидактическую игру «Знаю все профессии» и познакомила с нею детей. В совместной деятельности дети много узнали о современных профессиях нашего времени, например о труде менеджера, как он организует работу на предприятии, подбирает специалистов, персонал, организует продажу товаров. Узнали о художнике – дизайнере, который создает красивые вещи, предметы, украшает помещение. На основе этих знаний в группе организовали сюжетно – ролевые игры «Предприятие по продаже игрушек», «Художники – дизайнеры по одежде».

Результаты диагностики, проведённые мною в старшей группе в 2011 году, показали, что у детей недостаточно сформированы представления о трудовой и профессиональной деятельности взрослых. Всё это побудило меня выбрать для самообразования тему «Формирование представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых посредством сюжетно - ролевых игр». Для изучения темы наметила следующие задачи:

1) расширить и обогатить знания о профессиях;

2) развить и реализовать полученные знания в игре;

3) формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи;

4) воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами товарищей по игре;

5) продолжать учить детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, ис-пользуя атрибуты, разные конструкторы, строительный материал;

Психологи считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребёнка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии. В игре все стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии. Сюжетно - ролевая игра наиболее полно формирует личность ребёнка, является важным средством воспитания. В игре ребёнок чувствует себя членом коллектива, справедливо оценивает действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Основной особенностью в игре являются: соблюдение правил.

Именно в игре дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к явлениям и событиям общественной жизни; в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

В сюжетно - ролевой игре идёт эмоциональное развитие. Ребёнок отличает игру от действительности.

Развитие замысла связано с общим умственным развитием ребёнка, с формированием его интересов. Возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых, у детей появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. В игре развивается творчество и воображение. Для осуществления замысла ребёнку необходимы игрушки, разные предметы, которые помогают действовать с взятой на себя ролью. Если нет под рукой нужных игрушек, дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками.

Формируются моральные качества: ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство дружбы и товарищества, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Для детей игра является «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. В игре воспитывается интерес и уважение к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов. Игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, закрепляются правила поведения.

Именно сюжетно - ролевые игры играют большую роль в формировании представлений о профессиональной деятельности взрослых. Постепенно дети начинают повторять действия людей разных профессий, моделируют их профессиональное поведение. В ходе игры дети отражают содержание деятельности представителей различных профессий.

Мною был составлен перспективный план сюжетно – ролевых игр на современную тематику. Была проведена большая предварительная работа (в зависимости от темы предстоящей игры).

Вне занятий предлагала детям рассмотреть картинки, иллюстрации с изображением людей разных профессий, выяснила, что ребятам известно о деятельности родителей. (Где работают папа и мама? Кем работают? Какую пользу приносят своим трудом). В ходе индивидуальных бесед уточнила, какие профессии вообще знакомы детям. Задавала вопросы: Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Почему все люди работают?

Чтобы дети могли логически мыслить, развивать свою речь, правильно строить предложения в рассказе, проводила беседу, спрашивая у детей:

1) Где работает библиотекарь?

2) Какие качества необходимы водителю?

3) В чём состоит работа воспитателя детского сада?

4) К какому врачу вы идёте на приём, если заболел зуб?

5) Людей, какой профессии называют «огнеборцами»?

6) Кто шьёт людям одежду?

7) Кто растит пшеницу в поле?

8) Что главное в профессии рекламного агента?

9) Какие строительные профессии вы знаете?

10) Кто учит детей в школе?

Знакомились с пословицами и поговорками, учились объяснять их смысл.

«Почёт и труд - рядом живут», «Труд кормит - а лень портит».

В ходе совместной деятельности познакомились с профессией врача: стоматолог, лор, офтальмолог. Познакомились с трудом хлеборобов в настоящее время, с некоторыми особенностями выращивания хлеба. Рассматривали труд человека в древности, обогатился словарный запас детей словами: копьё, острога, соха, арбалет.

Большое значение для сообщения знаний о труде, обогащения представлений имеют экскурсии. Водила детей в школу, наблюдали за работой учителя, посещали урок. 1 сентября в МОУ «СОШ № 40» дети наблюдали за школьной линейкой. Ходили на экскурсию на почту: наблюдали за работой сортировщицы. Полученные знания дети использовали в группе в играх на примере игр «школа», «почта», «библиотека». Дети охотно принимали участие в этих играх, самостоятельно распределяли роли, создавали соответствующую игровую обстановку. Сюжеты, развертываемые детьми постоянно становились более сложными и разнообразными, стали носить многотемный характер. В процессе игр дети научились отражать содержание деятельности представителей таких профессий как: фермер, менеджер, бухгалтер, спасатель, почтальон, доктор. Тема «профессии» прошла через все виды деятельности: на занятии по лепке дети лепили домашних животных (при ознакомлении с профессией фермер, на занятии по рисованию дети в своих работах изображали сбор урожая осенью. Рисовали на тему «строительство нового дома», чтобы дети могли лучше развивать сюжет в игре, а игры были содержательными, воспитывающими, необходимо расширять и углублять знания через художественную литературу, произведения изобразительного искусства (картины, рисунки, иллюстрации). Например, произведения Л. Кассиля «Далеко в море», «Самолет летит» И. Винокурова, отрывки из книг, в основу которых положены яркие динамичные события, необычные случаи (пробоина в трюме парохода, потопление корабля, падение самолета). Драматизм событий глубоко волнует детей. Их увлекают характеры героев, их мужество, смелость, находчивость, искренняя забота о людях. Книги учат добру и мужеству, зовут к действию в игре. Чтобы обогатить «военные» игры, использовались следующие репродукции картин: И. Бордачева «Подвиг», Н. Бута «Между атаками». С большой охотой дети изготовляли атрибуты к сюжетно-ролевым играм. Для игры «Почта» клеили из бумаги конверты, марки, мастерили открытки. Для «Больницы» из бумаги делали медицинские карты и талоны. Была открыта «мастерская по ремонту книг» для игры «Библиотека». Для пополнения атрибутами к играм большую помощь оказали родители: сшили профессиональную одежду для кукол, бескозырки, воротники; руль-якорь для игры в «моряков».

В нашем городе есть крупные предприятия, такие как БЛПК и БрАЗ, на которых трудятся многие родители наших воспитанников. Из рассказа воспитателя дети узнали, что производят эти предприятия, о профессиях, востребованных на этих предприятиях, например литейщики, которые плавят металл, варщики, которые варят целлюлозу.

Весьма важно знакомить дошкольников с широким кругом профессий взрослых, с такими новыми для нас понятиями как менеджер, бухгалтер, озеленитель, спасатель. Подробно рассказала о их трудовой деятельности. Знания детей закрепляла по вопросам:

1) Связана ли эта профессия с человеком? С миром животных? Растений?

2) Какую одежду носят люди данной профессии?

3) Нравится ли тебе эта профессия?

4) Хотелось бы тебе обучиться этой профессии, когда станешь взрослый?

Чтобы поддержать интерес к труду взрослых, в группу пригласила одну из мам для рассказа о своей профессии маляра. Детям было интересно слушать, как красят окна, штукатурят и белят стены. Рассмотрели инструменты: кисть, валик, шпатель, как ими можно работать…

Детям предлагались настольные игры, связанные с профессиями людей, например, «пред-метное лото», где нужно назвать предмет, объяснить его назначение и назвать профессию человека, которому он нужен. Знакомила детей с играми, связанными с современными профессиями, типа «угадай профессию по ключевым словам», «спор профессионалов», «придумай другое слово»… Была проведена работа с родителями по этой теме, подготовила рекомендации, составила консультации на темы: «ребенок в мире профессий», «воспитание у детей интереса к труду взрослых», «что такое сюжетно-ролевая игра. Для закрепления знаний о профессиях взрослых вместе с детьми оформила стенд «Все профессии нужны, все профессии важны!» для оформления были подобраны картинки с изображением людей разных профессий. В конце учебного года в подготовительной группе провела диагностику. Диагностика показала, что дети осознают значимость труда людей разных профессий и взаимосвязь различных видов труда, сформировано обобщённое представление о структуре трудового процесса, понимание связи между его компонентами.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде и профессиональной деятельности взрослых – необходимый процесс, которым управляет воспитатель, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту, в т. ч. сюжетно – ролевую игру.

Литература

1. Краснощекова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста», изд. Феникс, 2006 - 251 с.

2. Шорыгина Т. А. «Профессии, какие они», изд. Гном и Д, 2010 - 96 с.

3. Крулехт М. В. «Дошкольник и рукотворный мир», изд. Детство-Пресс, 2003 - 160 с.

4. Бондаренко А. К., Матусик А. И. «Воспитание детей в игре», изд. Просвещение, 1983—192 с.

5. Мулько И. Ф. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», изд. Сфера, 2009 – 105 с.

6. Вахрунеев А. А., Качемасова Е. Е. «Здравствуй, мир!», изд. Баласс, 2006 – 80 с.

Фото «Хлебозавод»
Сюжетно-ролевая игра - фото
Фото №1 ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО РОЛЕВЫХ ИГР Фото №2 Труд центральное социальное явление Фото №3 Все ценности воплощённые в предметах матери альной и духовной культуры созданы трудом человека Фото №4 На протяжении всего периода детства дети материально зависимы от взрослых которые заботятся о них включаясь в разные виды трудовой деятельности на производстве и в быту Фото №5 Эльконину в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений
Публикации по теме:

«Технология развития ролевых связей и отношений у детей шестого года жизни» Одним из действенных средств развития умения строить положительные взаимоотношения с окружающими является сюжетно – ролевая игра. Но недостаточное.

Оформление сюжетно-ролевых игрОформление сюжетно-ролевых игр В нашей группе очень мало места для хранения сюжетно-ролевых игр. Мы с моей сменщицой Батиной Татьяной Федоровной решили оформить игры вот.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра «Хлебозавод»
Опубликовано: 2 января 2013 в 18:24
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра «Хлебозавод»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Лось в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД