Наталья Симакова
Сюжетно-образовательная ситуация с детьми средней группы «Пара»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1) уточнить понимание детьми значения слова «пара» как двух предметов, объединенных общим признаком;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
3) закрепить счетные умения, геометрические и пространственные представления, умение определять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать предметы по длине;
4) тренировать мыслительные операции анализ, синтез,
сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь,
логическое мышление, фантазию, воображение, творческие
Публикация «Сюжетно-образовательная ситуация с детьми средней группы „Пара“» размещена в разделах
способности, инициативность, сформировать опыт самоконтроля и
коррекции своих ошибок.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: игрушка зайца, варежка с орнаментом,
изображение коньков, варежек, лыж, спиц, ботинок, носков;
изображение мужчины, женщины, мальчика, девочки.
Раздаточный: варежка, вырезанная из бумаги, геометрические
фигуры, лыжи – полоски разной длины.
Ход ситуации.
Собираю детей возле себя загадывая загадку о зиме.
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома,-
Значит к нам пришла (зима). Ответы детей.
- Чем вы любите заниматься зимой? Ответы детей (Играть в снежки, кататься на санках, кататься с горы и т. д.). Выслушав ответы детей, говорю детям, что не только дети любят зиму, но и наш друг Заяц захотел покататься на коньках, и хочет что вы помогли ему собраться на каток.
- Хотите помочь Зайцу собраться на каток? Ответы детей.
Приглашаю детей подойти к доске, на которой выставлены изображения брюк, свитера, одной варежки, одного носка, одного конька, а также нескольких предметов одежды. Картинки на одежде расположены хаотично.
Рядом сажаю Зайца и предлагаю детям собрать Зайца на каток.
- Как вы думаете, с чего мы начнем собирать Зайца? Ответы детей.
Если дети затрудняются, помогаю им. Я предлагаю начать с одежды.
Предлагаю детям выбрать одежду.
- Алиса, почему ты выбрала шапку? Ответ (потому что холодно и зимой носят шапки)
Дети выбирая одежду, поясняют свой выбор. Далее дети замечают, что не хватает одного конька, носка и одной варежки. Задаю вопрос.
- Что нужно сделать, чтобы Заяц все таки пошел кататься на коньках? Ответы детей (надо найти один конек, варежку, носок). После ответов детей вывешиваю на доску еще одно изображение конька, носка и варежки. Дети подбирают недостающие предметы. Заяц благодарит детей, за то что они помогли ему собраться на каток и интересуется:
- Что еще бывает по два?
Дети называют лыжи, ботинки, перчатки, я выставляю эти изображения на доске. Спрашиваю:
- Почему этих предметов бывает только по два? Ответы детей. Если дети затрудняются я делаю вывод: есть предметы, которые используются только вместе. Их называют парой; парой коньков, парой носков, пара лыж, пара варежек и т. п. (рассказ сопровождаю показом картинок).
- Ребята, а вы хотите вместе с зайцем отправиться на каток? Тогда я вам предлагаю показать как вы катаетесь на катке. Дети имитируют катание на коньках, падают, отряхиваются, снова катаются.
После этого упражнения приглашаю детей подойти к доске, на которой в один ряд расположены (слева направо) изображения мужчины, девочки, женщины и мальчика. Одна семья собралась на прогулку.
-Сколько человек составляют эту семью? Ответы детей(4)
-Сколько в этой семье детей, взрослых? Ответы детей (2 взрослых, 2 ребенка).
- Семья собралась идти на лыжах, но лыжи перепутались. Они просят помощи, подобрать лыжи каждому члену семьи.
-Вы готовы им помочь, справитесь? Тогда присаживайтесь за столы, где на каждого ребенка лежат 4 пары вырезанных из картона лыж, лежащие вперемежку.
- Одинаковой или разной длины должны быть лыжи в одной паре? Ответы детей (одинаковые)
- Как вы думаете, кому надо отдать самые длинные лыжи? ответы детей (папе он высокий)
- А самые короткие? (мальчику он маленький).
- Подберите пары лыж по длине. Дети самостоятельно подбирают лыжи (составляют пары, сравнивают их по длине. Проверяем правильность выполнения задания.
- Сколько предметов составляет пару? Ответы детей (два).
- Наш друг заяц гуляя на катке потерял одну варежку. И он просит вас ребята сделать ему вторую варежку, чтобы бала пара. Показываю детям варежку, внизу которой наклеены геометрические фигуры.
- Как вы думаете, должна ли вторая варежка иметь такой же узор, как первая? Ответы детей.
Дети проходят садятся за столы, у каждого имеется вырезанная из картона варежка и геометрические фигуры. Обращаю внимание детей еще раз на варежку и предлагаю запомнить, какие геометрические фигуры и в каком порядке на ней нарисованы. После этого варежка убирается, и дети на свой варежке выкладывают такой же узор. Дети выполняют задания.
После того как все дети выполнят задание, помещаю на доску первую варежку и спрашиваю:
-Сколько фигур нарисовано на варежке? Ответы детей.
-Чем фигуры похожи?
-Чем они отличаются?
-Какая фигура стоит по середине?
- Какая фигура расположена справа от желтого круга, слева от желтого круга?
- Кто выполнил задание правильно?
- Кто ошибся?
-В чем ошибка? Дети рассказывают о своих успехах и ошибках.
- Кому мы сегодня помогли и чем? Ответы детей (зайцу помогли одеться на прогулку, семье подобрали лыжи).
-Вы большие молодцы, смогли оказать помощь, потому что понимаете, что такое пара, умеете сравнивать по длине.