Маргарита Будкина
Сюжетно-игровые занятия для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в этот период закладываются основы здоровья, правильного физического развития, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые качества.
Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических и др., которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, физическое воспитание занимает важное место.
Публикация «Сюжетно-игровые занятия для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В нашем дошкольном учреждении созданы оптимальные условия для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с общим недоразвитием речи, и выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы в соответствии с требованиями Программ является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала. Поэтому при составлении перспективного плана по физическому воспитанию, учитывая, что в нашем детском саду есть группы детей с общим недоразвитием речи, и дети имеют по сравнению с нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности. Нами также разрабатываются сюжетные занятия, в которых используются темы логопедов.
Сюжетные занятия являются одной из организованных форм проведения занятий физической культурой, способствующей воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений. В отличии от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства, используемые нами в сюжетном занятии, подчинены одному определенному сюжету. На таких занятиях мы используем приемы имитации и подражания, образные сравнения, что соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей.
Сюжетные занятия мы начинаем проводить со средней группы, так как к среднему дошкольному возрасту у детей уже сформирован пассивный словарный запас; происходит активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе, ознакомления с окружающим, расширения представления о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.
В сюжетных занятиях решается задача по формированию правильного речевого дыхания и длительного ротового выхода, что обеспечивает речевое развитие дошкольников на занятиях по физической культуре.
Для создания бодрого, радостного настроения, развития двигательного творчества, воображения мы стараемся проводить под музыкальное сопровождение (аудиозапись) вводную часть и подвижные игры.
В своей практике нами используется очень интересный прием – объяснения подвижной игры в виде мини-сказки. Основными требованиями к таким сказкам является их образность и эмоциональность, наличие конкретного содержания игры и четкого сигнала к началу действия. Нередко мне приходиться самой участвовать в игре, в показе упражнений для того, чтобы повысить внимание детей, добиться лучшего качества движений, поднять у детей интерес и сделать занятие более эмоциональным.
Сюжетные занятия усиливают эмоциональную нагрузку. Этому способствует: красочно оформленный физкультурный зал, пособия, настроение педагога. На занятиях мы стараемся вызвать у детей только положительные эмоции, так как они повышают работоспособность организма.
Ребенок заинтересован, внимателен, у него усиливается стремление выполнить задание качественно, а это обеспечивает своевременное развитие мышц, костной системы связочно-суставного аппарата и формирование правильной осанки, а также положительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему, способствует улучшению координации движений и развитию физических качеств, что очень важно для детей с общим недоразвитием речи.
Зная, что дети с общим недоразвитием речи легко возбуждаются и их нельзя перегружать эмоциями, мы на занятиях физической культурой со среднего возраста используем упражнения на расслабления и этюды психогимнастики в конце занятия. Для этого используем специальную музыку, тематически связанную с сюжетом, для релаксации в сочетании с естественными природными звуками.
Звуки шума леса, океанских волн самые расслабляющие, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, овладению навыками физиологического самоконтроля, развитию физических способностей. Многие музыкальные композиции включающие звуки природы, создают ощущение гармонии с окружающим миром, помогают пережить, прочувствовать тесную связь, единство Человека и Природы, что имеет важное воспитательное значение.
(опыт работы инструктора по физической культуре
Будкиной Маргариты Ивановны был представлен
на Областном фестивале педагогического мастерства
и творчества работников дошкольного образования
Самарской области в г. Кинель, 2011г.)