Марина Серпикова
Своевременные методы и формы сотрудничества детского сада с семьями воспитанников
▼ Скачать
В соответсивии с Законом "Об образовании " одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка". Одним из самых важных и ближайших партнеров являются семьи наших воспитанников. Проблема вовлечение родителей в единое пространство десткого развития в нашем ДОУ решается в трех направлениях:
-работа в коллективном ДОУ по организации взаимодействия с семьей, внедрение новых форм работы с родителями;
-повышение педагогической культуры родителей;
-вовлечение родителей в деятельность ДОУ;
Публикация «Своевременные методы и формы сотрудничества детского сада с семьями воспитанников» размещена в разделах
Основные задачи своей работы мы видим в следующем:
-установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
-объеденить усилия для развития и воспитания детей;
-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоцианальной взаимоподдержки;
0активизировать и обогощать воспитательные умения родителей;
-поддерживать их уверенность в свобственных педагогических возможностях.
В работе руководствуюсь следующими принципами взаимодействия с родителями:
-доброжелательный стиль общений педагогов с родителями.
-индивидуальный подход.
-сотрудничество.
-динамичность.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать надо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Ежегодно в сентябре воспитатели групп проводят анкетирование среди родителей воспитанников на тему "Социальный портрет семьи". По результатам анкет составляется социальный паспорт семей воспитанников.
Работу с родителями педагоги нашего дошкольно учреждения реализуют через традиционные и нетрадиционные формы общения.
-традиционные формы : подразделяются на коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы, индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому) и наглядно - информационные (выставки, стенды, ширмы, папки-передвижки);
-нетрадиционные формы организации общения педагогов с родителями ("Почтовый ящик")
-досуговые (совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках);
-позновательные (проведение собраний, консультанций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей);
-наглядно-информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей.
Одной из основных форм коллективной работы с родителями остается родительское собрание. Чтобы шли на собрание с интересом и желанием, мы показываем с помощью мультимедийной установки фотографии детей в группах, на праздниках, на конкурсах, родителей на ремонтах, на субботниках и т. д.
Побудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях, установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, помогают досуговые формы организации общения. В нашем дестком саду регулярно проводятся праздники, постоянными гостями которых являются мамы, папы, бабушки и дедушки, например, "В гости бабушки пришли", "День матери", "Концерт для пап". Проведение разнообразныхх конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментов проведенеия конкурсов является соревновательный дух, который помогает объедениться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей. Дестким садом за последнее время были организованы конкурсы: "Осенняя икебана", "Осеннии фантазии", "Цветы из бросового материала", "Парад снеговиков", "Новогодняя игрушка", "Елочки-красавицы", "Транспорт будущего", "Космические фантазии"; фотовыставки : "Лето, ах, лето!", "Моя мама - самая хорошая", "Будущие защитники"
Наиболее важным в информационно - просфетительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Ими являются информационные стенды, творческие объявления, которые постоянно присутствуют в общении с родителями: о дне проведения утренников, родительских собраний, различных мероприятий. Чаще всего объявление носит официальный характер и оформлено в деловом стиле.
Обязательное условие успешного социального партнерства - информированность родителей о результатах деятельности, открытость, поощрение. Мы используем такие формы :
- проведение "Дня открытых дверей", в течении которых родители могут побывать в любой группе - это дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно- образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.
- Дни свободного общения, Дни добрых дел (один раз в месяц, когда родители приходят на помощь педагогам и помощникам воспитатилей, например, с помощью родителей на участке разбиты клумбы для цветов, совместно оформлены, пасажены цветы и ухаживаем за растениями.
Наличие у детствого сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы.
Таким образом важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Все формы работы с родителями, используемые в детском саду, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую потдержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый опыт обучения будем успешным.