Получи документы

Консультация «Свободная игра в детском саду»

Речка Любовь
Консультация «Свободная игра в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Свободная игра в детском саду

(консультация)

ИГРА— одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя,

ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир взрослых, творчески преобразовывая его,

учится понимать правила и нормы поведения в обществе. В игре развивается способность к

воображению, образному мышлению, это происходит потому, что ребёнок воссоздаёт в игре то,

что ему интересно с помощью условных действий; в игре ребёнок приобретает опыт

взаимодействия со сверстниками и взрослыми; в игре он учится подчинять свои желания

определённым требованиям.

Публикация «Консультация „Свободная игра в детском саду“» размещена в разделах

Еще несколько десятилетий назад дети играли по своему усмотрению, почти столько,

сколько хотели, в жизни любого ребенка было время, которым он распоряжался по своему

усмотрению. Детские компании во дворе, совместные возвращения из школы, игры друг у

друга в гостях – это было частью обычной детской жизни. Сегодня жизнь маленького человека

почти полностью контролируется взрослым. Нужно, чтобы ребенок учился в хорошей школе и

занимался другими полезными, по мнению родителей, занятиями. Возможности использовать

время как хочется ребенку, почти нет. Между тем, свободная игра совершенно необходима

ребенку для полноценного развития, – считает Елена Пиотровская, президент ассоциации

игровой психотерапии и эксперт сайта «Я – Родитель».

Вопросы организации свободной (или самостоятельной игры) рассматривались в трудах

Кравцовой Е. Е., Менджерицкой Д. В., Арсентьевой В. П., Михайленко Н., Которковой Н. и др.

Ежедневно на свободную игру в режиме дня должно отводиться не менее двух часов в день.

Свободная игра – это игра в собственном смысле слова. Каждый здоровый ребенок,

без всяких лишних побуждений со стороны взрослых, играет – либо один, либо включается

в игру группы. Свободная игра для ребенка является столь же необходимой

деятельностью, как любая работа – для взрослого. Суть игры – в свободе. Это значит, что

ребенок сам, без взрослого, вносит в свою игру все, что он видит в окружающем мире.

Содержание игры полностью определяется самими детьми и может быть иногда совершенно

неожиданным.

4 правила свободной игры

1. Свободная игра – это деятельность, которую ребенок выбирает по своему усмотрению.

2. Свободная игра – эмоционально окрашенная, увлекательная, со свободным входом и

выходом.

3. В свободной игре всегда есть элемент непредсказуемости. Невозможно точно

вычислить, как пойдет дело.

4. Свободная игра не преследует сиюминутных прикладных целей, она затевается ради

творческого процесса.

Для чего детям нужна свободная игра?

В процессе свободной игры у ребенка развиваются

- навыки социального взаимодействия

Если в игру вовлечены несколько человек, ребенок получает опыт социального

взаимодействия, учится понимать других, строить отношения, разрешать конфликты. Важно,

что это происходит в интересной, захватывающей деятельности. Интеллектуальные

объяснения, может быть, и хороши, но ничто не может быть лучше реального опыта

взаимоотношений.

- творческие способности

Свободная игра – это источник чистой радости. Ребенок чувствует себя счастливым,

полноценно проживающим жизнь, если у него есть свобода самовыражения в игре: ведь это и

физическое, и эмоциональное, и интеллектуальное самовыражение.

- способность самостоятельно принимать решения

Инициативность, умение принимать решения, наконец, ощущение, что ты сам контролируешь

свою жизнь, берут начало именно в этой, инициируемой ребенком, активности. Зарубежные

ученые связывают большую несамостоятельность современной молодежи именно с уходом

свободной игры из реалий детской жизни.

- умение быстро адаптироваться к изменениям в жизни

В игре развиваются нейронные сети головного мозга – ребенок «играющий» готовится к

непредсказуемости жизни, развивает возможности гибкого реагирования на самые разные

обстоятельства.

- умение найти выход из эмоционально сложных ситуаций

Игра – прекрасное средство справиться с эмоциональными трудностями. Играя, ребенок

перерабатывает полученные впечатления, раскладывает их «по полочкам». Взрослый человек,

взволнованный тем или иным событием, может поделиться своими переживаниями с близкими.

Ребенок же говорит о своих переживаниях языком игры. Если он обижен или расстроен, то в

его силах, к примеру, «переиграть» событие, которое произошло.

Игры, возникающие самостоятельно нередко несут в себе «недетское» содержание,

элементы агрессии. Воспитатели часто прибегают к прямому запрету таких игр. Данная

позиция не совсем верна, так как приводит к тому, что запрещенная игра скрывается от глаз

взрослых, но продолжает существовать в детском обществе. Поэтому важно знать интересы

детей, а при необходимости мягко переключить ребенка с агрессивной игры на другую

деятельность, не оценивая происходящего. Нужно помнить, что независимо от обстоятельств

игра является той сферой жизнедеятельности ребенка, которая не подлежит педагогической

оценке, так как ребенок играет для себя, ради своего удовольствия.

Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны взрослого.

При этом роль педагога в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня

развития игровой деятельности, характера ситуации и пр. Педагог может выступать в игре и в

роли активного участника (партнера по игре, и в роли внимательного наблюдателя.

С целью развития игровой деятельности педагоги должны уметь:

• определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;

• наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре;

• отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;

• косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагать

новые идеи или способы реализации детских идей);

• создавать в течение дня условия для свободной игры детей.

Игровая среда, организованная в групповой комнате, на участке должна стимулировать

детскую активность. С этой целью необходимо постоянно обновлять игровые уголки в

соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно

быть разнообразным, легко трансформирующимся, обновляющимся, изменяющимся самими

детьми с помощью ширм, различных модулей, неоформленных материалов. Всё игровое

пространство в группах делится на игровые зоны, которые расположены так, чтобы дети имели

возможность свободно заниматься различными видами деятельности, не мешать друг другу,

играя одновременно, нескольким группам.

Свободная игровая деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами

предметно-развивающей образовательной среды обеспечивает выбор каждым ребенком

деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать либо со сверстниками, либо

индивидуально. Специально организованные воспитателями условия необходимые для

успешной самостоятельной деятельности воспитанников, направлены на решение задач,

связанных с интересами других людей (их эмоциональное благополучие, помощь ближнему и

т. п.). Педагог подводит детей к созданию таких игровых ситуации, в которых проявляется не

только простое воспроизведение имеющейся у дошкольников информации, но и

организаторские способности, их познавательная активность. Стимулировать детскую

познавательную активность, педагог может:

1. регулярно предлагая детям вопросы, требующие мышления, в том числе—проблемно-

противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;

2. обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;

3. позволяя детям определиться с решением в ходе игры той или иной ситуации;

4. организовывая обсуждения с детьми игровых действий, сюжетов, в которых они могут

высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу или выхода из какой-

либо проблемной ситуации, возникшей в ходе свободной игры.

Позиция воспитателя

Воспитатель наблюдает за самостоятельной игрой детей, если необходимо – дает советы,

помогает и вмешивается только в крайнем случае. Наблюдение дает возможность выявить

особенности игрового опыта детей, установить круг игровых интересов, изучить творческие

возможности ребенка в игровой деятельности – степень его активности и самостоятельности в

организации игры, построение сюжета, выполнении ролей, согласовании замыслов со

сверстниками

Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что свободная игра является

самоценной деятельностью детей, способствует достижению на этапе завершения дошкольного

образования следующих целевых ориентиров:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет

инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-

исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий,

участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,

другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно

взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен

договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться

успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается

разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах

деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры,

различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным

нормам. (извлечение из ФГОС дошкольного образования).

Публикации по теме:

Адаптация в детском саду. Консультация психолога ОБ АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ И ДОВЕРИИ К МИРУ Каждый год специалисты нашего Центра отвечают на десятки писем обеспокоенных родителей малышей,.

Консультация «Адаптация в детском саду» Адаптация в детском саду Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую.

Дидактическая игра в детском саду “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Игра, труд, общение в детском саду Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте В дошкольном возрасте, игра становится ведущим видом деятельности, не потому что ребенок.

Консультация «Игры Воскобовича в детском саду»Консультация «Игры Воскобовича в детском саду» «Самое лучшее воспитание - это воспитание желаний. Можно бороться с желаниями ребенка, можно потакать его случайным прихотям. А можно воспитывать.

Консультация «Комнатные растения в детском саду!» Комнатные растения в детском саду. В уголке природы в подготовительной группе находятся разные растения – Бегония, Фиалка, Герань, Хлорофитум,.

Консультация «Организация дежурств в детском саду» КОНСУЛЬТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЖУРСТВ В ДЕТСКОМ САДУ Дежурства – более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей. Они.

Фотоотчет «Игра — свободная самостоятельная деятельность детей»Фотоотчет «Игра — свободная самостоятельная деятельность детей» Свободная игровая деятельность. «Игра – свободная, самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства,.

Развивающая игра в детском саду «Танграм»Развивающая игра в детском саду «Танграм» Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника,.

Консультация «Экспериментирование в детском саду» Экспериментирование в детском саду. Старший дошкольный возраст. В воспитательно - образовательном процессе детского сада экспериментирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Свободная игра в детском саду»
Опубликовано: 15 мая 2018 в 06:32
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Свободная игра в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Речка Любовь (УИ 1575965) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД