Анастасия Сахипова
Воспитательное мероприятие «Свобода и ответственность»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические разработки воспитательных мероприятий
Духовное и нравственное воспитание
Свобода и ответственность
Сахипова Анастасия Виталиевна
МБОУ Карабашская СОШ №2
1. Пояснительная записка.
Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
Темочки:
В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Национальный воспитательный идеал – новое и очень важное понятие для педагогики. Целесообразность введения такого понятия диктуется полисубъектностью современного процесса воспитания и социализации ребенка. В этом процессе активно участвуют не только традиционные субъекты (семья и школа, но и различные общественные, культурные, религиозные организации, СМИ и иные субъекты влияния. Важно обеспечить согласованность действий между этими субъектами влияния в решении принципиального вопроса о том, на воспитание какого человека направлены непосредственные или опосредованные их усилия.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
1.1 Тематическое направление
Духовное и нравственное воспитание
1.2 Тема воспитательного мероприятия и обоснование её выбора.
Тема «Свобода и ответственность».
«Удовлетворение личных потребностей напрямую связано с самостоятельностью и ответственностью человека за свои поступки, поэтому свобода — это не только независимость, но и воля, готовность выполнять свои обязанности».
Свобода — категория, рассуждения о которой звучат на всем протяжении истории человечества. В обобщенном виде ее можно представить, как возможность выбора личностью всех составляющих своего существования, возможность целеполагания, совершения действий и поступков.
Понимание ответственности как особого социального и морально-правового отношения личности к обществу не может возникнуть в жизни человека спонтанно. Оно формируется в ребенке в процессе воспитания в течение длительного времени — через принятие в свою жизнь тех требований, которые предъявляются к детям со стороны взрослых, сверстников.
Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращенный человеком к самому себе, как вопрос, поставленный педагогом перед обучающимся. Это воспитательная задача, на решение которой направлена учебно-воспитательная деятельность. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения, обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:
- истории России, российских народов, своей семьи, рода;
- жизненного опыта своих родителей, предков;
- традиционных российских религий;
-произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;
- периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;
- фольклора народов России;
- общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- учебных дисциплин;
- других источников информации и научного знания.
1.3 Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса).
9- 10 лет / 3-4 класс
1.4 Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
В основе Концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России – формирование целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника. Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.
Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система базовых национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.
Данное мероприятие может быть интегрировано в урочную и внеурочную деятельность.
Классный руководитель реализовывает воспитательные возможности различных видов деятельности обучающихся: познавательный, игровой, художественной.
1.5 Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.
Цель: формирование духовно- нравственной культуры личности через развитие понимания осознанного отношения к своим поступкам и ответственности за них.
Задачи:
личностные
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- воспитывать желание быть духовно-нравственным человеком;
- развивать умение оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки;
- формировать уважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей.
Метапредметные
- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;
- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию;
- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;
Предметные
- создать условия для осознания учащимися основных понятий;
- уточнить смысл понятий: «свобода», «ответственность»;
- формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
Планируемые результаты:
личностные
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правилах поведения в обществе и на природе; развитие начальных форм саморегуляции своих эмоций.
· Обучающиеся должны прийти к выводу о том, как важно быть ответственным за свою жизнь и здоровье, а также заниматься самосовершенствованием.
· Развитие умения адекватно оценивать собственную учебную деятельность: самостоятельность, инициативу, неудачи.
Развитие умения проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии.
Предметные
· Формирование первоначальных представлений о свободе и ответственности и их связи.
· Введение в активный словарь обучающихся понятий «отношения ответственности», «преднамеренность», «ответственность перед кем – то» и «ответственность за кого – то».
Метапредметные:
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
· Развитие умения постановки вопросов и поиска ответов на них.
· Обучение итоговому контролю деятельности.
· Овладение навыками оценивания аргументированности доказательств и рассуждений.
· Развитие умения находить в тексте информацию с учетом поставленной учебной задачи, приводить примеры.
· Развития умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
· Овладение навыками осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
1.6 Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбора.
Беседа сократовская.
Развернутое рассмотрение множества вариантов решений при большом разнообразии условий с целью принять единое принципиальное решение по мировоззренческой проблеме. Сократовский метод, как известно, состоял в предъявлении ученикам системы вопросов, последовательные ответы на которые приводит к истине. Проблемный вопрос обрастает большим числом мелких и частных вопросов, ведущих к общему ответу. Но ответ не формулируется – каждый участник беседы делает для себя выбор, хотя не исключено, что данный выбор обсуждается гласно.
Отличительной особенностью данной формы проведения воспитательного мероприятия является самостоятельность в принятии выбора и своей точки зрения. Именно это и необходимо для достижения поставленной нами цели.
1.7 Педагогическая технология/ методы/ приёмы, используемые для достижения планируемых результатов.
Для достижения планируемых результатов используются следующие формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, самостоятельная работа с источником информации.
Методы: беседа, рассказ, обсуждение, иллюстрирование.
Приё мы: поэтическая минутка, эмоциональная разминка, игра «Мнение», беседа сократовская, кластер.
1.8 Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально- технические, информационные и др.)
Для обучающихся: раздаточный материал (листы с притчей, словарь С. Ожегова, картинки для рефлексии.
Для классного руководителя: компьютер, интерактивная доска, магниты для доски, листы с высказываниями для кластера.
1.9 Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
2. Основная часть.
2.1 Описание подготовки воспитательного мероприятия.
Перед проведением мероприятия попросить учащихся просмотреть или прочитать сказку «Маленький принц» Антуан Де- Сент Экзюпери.
Перед началом мероприятия необходимо сформировать группы и рассадить их в кабинете. Каждой группе на стол необходимо положить толковый словарь С. Ожегова.
2.2 Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)
Сценарий воспитательного мероприятия «Свобода и ответственность»
1. Поэтическая минутка
Здравствуйте, ребята. Послушайте стихотворение Екатерины Улевской «Подари улыбку детям»
Ради чего все живем мы на свете?
Чтоб улыбались чаще нам дети.
Чтоб раздавались веселье и смех.
И чтобы в сердце всегда был успех.
Ради чего мы живем на планете?
Чтобы смеялись все дети на свете,
Чтобы улыбки всюду летали,
И чтобы мы сами чаще мечтали.
Подари улыбку детям.
Пусть чудес будет больше на свете,
Пусть все дети в мире смеются.
И от этого искры зажгутся.
Подари улыбку детям,
Чтоб друзей стало больше на свете,
Чтобы песни всюду звучали,
И сердца бы людей согревали.
Подари улыбку детям.
Пусть одарит всех на свете.
И пусть звезды в небе зажгутся.
И на радуге все прокатнутся.
2. Эмоциональная разминка
-А сейчас посмотрите друг на друга и подарите улыбку своему однокласснику (другу, товарищу).
В нашем классе стало тепло и уютно от ваших улыбок. (на экране появляется солнце).
3. Настрой на работу
У вас на столах лежат листы с притчей. (Приложение 1)
Прочтите притчу о короле, который дал свободу своим сыновьям.
Король стал стар и призвал к себе двух сыновей.
- Сыновья, я назначаю вас правителями двух областей. Покажите, на что вы способны, и я решу, кто будет моим преемником,- сказал правитель двум принцам.
Юноши поклонились и разъехались в разные стороны. Старшему сыну досталась равнинная восточная провинция. Младший сын стал править горной западной провинцией.
Прошёл год. Сначала король поехал в гости к старшему сыну. Тот с гордостью показал огромный дворец, а потом провёз короля по стране. Люди всюду убирали урожай. При виде королевских экипажей крестьяне падали лицом на землю и лежали так, пока экипажи не исчезали. В честь короля принц устроил парад. За год он создал дисциплинированную армию. Вечером на пиру певцы и музыканты воспевали короля.
— Видите, отец, какую власть я приобрёл за год! Всё в моей провинции держится на страхе и повиновении, — с гордостью сказал принц.
— Хорошо, теперь я посмотрю, чего достиг младший сын, — ответил король.
В горной провинции короля тоже встретили с почётом. Горцы низко кланялись королевской свите и снова приступали к работе. Они строили дороги и мосты, возили землю на горные склоны и сажали виноградники.
— Извини, отец, если не смог принять тебя достойно. Слишком мало я успел сделать за год для моих подданных, сказал младший принц королю.
Вскоре король объявил, что назначает своим преемником младшего принца.
— У него нет власти, народ его не боится, он даже армию не создал! — обиженно заявил старший принц.
— Не власть украшает правителя, а ответственность перед людьми, — спокойно объяснил король.
4. Игра «Мнение»
На доске главный вопрос: Почему король объявил своим преемником младшего сына?
Учащиеся совещаются в группах и высказывают общее мнение.
Мнения записываются на доску.
5. Приём «Сократовская беседа»
В сундуке лежат вопросы, которые помогут нам ответить на главный вопрос.
Участники групп поочередно тянут вопрос из сундука. Зачитывают вопрос вслух и желающие отвечают на услышанный вопрос.
Вопросы из сундука:
1) Что приобрёл за год старший брат? (дисциплинированную армию, уважение народа)
2) Что помогало старшему брату приобретать уважение народа? (страх и повиновение)
3) Что приобрёл за год младший брат? (уважение и трудолюбие народа)
4) Что помогало младшему брату приобретать уважение народа? (честность, справедливость, трудолюбие, ответственность)
5) Чем наградил отец-король своих сыновей, перед тем как выбрать себе преемника? (свободой)
6) Чем отличалось правление старшего и младшего сына? (младший сын так же, как и его отец дал свободу своему народу, он нёс ответственность за свои поступки, а народ за это уважал и подчинялся ему. Старший сын держал в страхе свой народ. Народ был вынужден его уважать, у них не было выбора.)
Свободу, которую дал отец своим сыновьям, они могли использовать по своему усмотрению. Каждый из них сделал свой выбор. Один выбрал жестокость и дисциплину, а другой свободу.
Так что же такое свобода?
А) Кластер «Свобода»
Свобода –это… Способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.
Личная независимость, самостоятельность, отсутствие зависимости от кого-либо, чего-либо. или связи с кем-либо, чем-либо. мешающим, стесняющим.
Возможность действовать в какой-либо области без ограничений, запретов, беспрепятственно.
Непринужденность, отсутствие связанности.
Свободное, незанятое время.
6. Работа со словарём
У вас на столах лежит толковый словарь С. Ожегова. Найдите определение свободы в словаре.
Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.
Толковый словарь С. И. Ожегова
А вот какие определения мы нашли в большом энциклопедическом словаре и словаре В. И. Даля. (на экране)
Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.
Большой Энциклопедический словарь
Свобода - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле.
Словарь В. И. Даля
7. Обсуждение ситуаций в группах
Первая ситуация.
Костя решил прогулять уроки, потому что не выполнил домашнее задание и просил Дениса сказать учителю, что заболел. Какие будут последствия поступка Кости?
Вторая ситуация.
Света после школы, не заходя домой, пошла гулять с девочками и не предупредила родителей. Когда она пришла домой, было уже совсем темно. Родители сильно волновались.
Третья ситуация.
Вы едете в общественном транспорте и заметили странного человека, который старается тайно подложить пакет под сиденье. Вдруг он понимает, что вы пристально наблюдаете за ним. Он грозно смотрит на вас, давая понять, что готов причинить вам вред. Он реально опасен для вас. Как вы поступите?
Четвёртая ситуация.
Игорь и Дима катались на велосипедах и выехали на проезжую часть дороги. Какими могут быть последствия поступка для мальчиков?
Каждый человек должен предвидеть результаты своих поступков.
Что значит – нести ответственность.
А) Формулировка выводов на основе анализа ситуаций.
Свободный человек отличается тем, что он готов нести ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других. Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей.
8. Анализ сказки «Маленький принц» Антуан Де Сент- Экзюпери
Приложение 2
- Назовите главного героя сказки? (маленький принц)
- О чём попросил лис маленького принца? (приручить его)
- Что значит «приручить»? Как это пояснил лис? (Заботиться, думать о ком- то)
- Как вы поняли слова лиса «Мы в ответе за тех, кого приручили»?
- За кого был в ответе маленький принц? Ради кого он хотел вернуться домой? (За розу, ради розы)
Есть ли те, за кого вы в ответе?
А) Опрос учащихся.
Б) Составление таблицы «Ответственность»
Работа в группах. Составляем таблицу за кого и за что ученик несёт ответственность. Приложение 3
9. Итог мероприятия
Чтение стихотворения «Ответственность» Роман Марк
Есть понятие ответственности,
И об этом надо знать.
Чтоб ни делал, соответственно,
Надо будет отвечать.
Без причины нет и следствия….
Если что-то не докручено,
Или сделано посредственно,
То, что было вам поручено,
Непременно так случится,
Что-то где-то просочиться,
Иль огонь, или вода….
Сам не ждёшь, - придёт беда!
Мы друг с другом крепко связаны,
Чаще думай о последствиях.
То, что сделано и сказано
Наполняй всегда ответственностью!
А за тех, кого полюбим,
Мы всегда в двойном ответе.
Безответственность их губит,
А страдают наши дети!
Чем сложнее наши действия,
Чем важнее наше слово, -
Тяжелее груз ответственности,
Но он должен стать основой!
Где и чтоб Вам ни доверили,
И не думай – будь, что будет….
Отрезай, семь раз отмеренное.
Отвечай, раз приручил….
Ответственности – есть понятие,
Но надо смелое решение,
Чтоб на себя принять её,
И изменить к ней отношение!
10. Рефлексия
Свобода ассоциируется с ветром.
Бриз – тёплый ветер, небольшой силы.
Буря- сильный холодный ветер.
Наше занятие подошло к концу.
Помните, что свобода без ответственности существовать не может.
До свидания.
Приложение 1
Король стал стар и призвал к себе двух сыновей.
- Сыновья, я назначаю вас правителями двух областей. Покажите, на что вы способны, и я решу, кто будет моим преемником,- сказал правитель двум принцам.
Юноши поклонились и разъехались в разные стороны. Старшему сыну досталась равнинная восточная провинция. Младший сын стал править горной западной провинцией.
Прошёл год. Сначала король поехал в гости к старшему сыну. Тот с гордостью показал огромный дворец, а потом провёз короля по стране. Люди всюду убирали урожай. При виде королевских экипажей крестьяне падали лицом на землю и лежали так, пока экипажи не исчезали. В честь короля принц устроил парад. За год он создал дисциплинированную армию. Вечером на пиру певцы и музыканты воспевали короля.
— Видите, отец, какую власть я приобрёл за год! Всё в моей провинции держится на страхе и повиновении, — с гордостью сказал принц.
— Хорошо, теперь я посмотрю, чего достиг младший сын, — ответил король.
В горной провинции короля тоже встретили с почётом. Горцы низко кланялись королевской свите и снова приступали к работе. Они строили дороги и мосты, возили землю на горные склоны и сажали виноградники.
— Извини, отец, если не смог принять тебя достойно. Слишком мало я успел сделать за год для моих подданных,- сказал младший принц королю.
Вскоре король объявил, что назначает своим преемником младшего принца.
— У него нет власти, народ его не боится, он даже армию не создал! — обиженно заявил старший принц.
— Не власть украшает правителя, а ответственность перед людьми, — спокойно объяснил король.