Светлана Курик
Сущность развивающего обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающее обучение - это современный, активно-деятельностный способ обучения, который пришел на смену объяснительно-иллюстративному способу. Воспитанник становится субъектом познания, то есть играет роль познающего мир. Воспитанник действует не «в зоне актуального», а в зоне «ближайшего развития». Механизм, который позволяет ребенку прорваться вперед, может быть зафиксирован воспитателем и возвращен ребенку как способность. Педагог помогает ребенку сформировать еще не сформированные способности [30, c.63].
Публикация «Сущность развивающего обучения» размещена в разделах
В основе технологий развивающего обучения лежит теория, которая берет свое начало в разработках И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и др. Научное обоснование теории она получила в трудах Л. С. Выготского, который выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно этой гипотезе, знания являются не целью обучения, а всего лишь средой развития учащихся.
Идеи Л. С. Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным и др. В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности.
Дальнейшее развитие теория развивающего обучения получила в экспериментальных работах Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается движущей силой психического развития ребенка, становления у него всех качеств личности. В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики.
Под развивающим обучением, по мнению В. В. Давыдова, понимается активно-деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу. В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающим миром и средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
Принципы, лежащие в основе технологии развивающего обучения :
- вне деятельности нет развития;
- знание воспитанниками их собственных возможностей и результатов учения есть обязательные условия их дальнейшего психического развития;
- воспитанник становится субъектом учебной деятельности лишь на основе таких личностных самообразований, как активность, самостоятельность и общение.
Условия достижения
- Построение образовательного пространства как пространства ориентировочной деятельности воспитанника за счет движения от замысла - к опробованию - достраиванию - к решению - к действию;
- Создание условий для индивидуализации обучения через предоставление воспитанниками возможности свободного выбора способов и средств для решения самостоятельно поставленных перед собой задач, выбора «пространства» деятельности;
- Активное использование в педагогической практике интерактивных технологий: методов продуктивного диалога и проектной деятельности, информационных компьютерных технологий;
- Использование в образовательном процессе различных источников информации, в том числе материалов разных авторов, создание собственных методических средств, позволяющих организовать продуктивную индивидуальную и самостоятельную деятельность воспитанников.
Технологии развивающего обучения используют в качестве основы мотивации различные потребности, способности и другие качества личности, такие, как познавательный интерес, потребность самосовершенствоваться, индивидуальный опыт личности, творческие потребности, социальные инстинкты. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности - знаний, умений и навыков, способов умственных действий, самоуправляющих механизмов личности, эмоционально-нравственной сферы, деятельностно-практической сферы.
Способ развивающего обучения - такая технология, которая вызывает включение внутренних механизмов развития личности ребенка.
В ходе решения определенной задачи может возникнуть ситуация, когда все имеющиеся у детей способы действий оказались непригодными. Требуется особое искусство педагога, чтобы создать ситуацию, в которой найдется хотя бы один догадливый воспитанник. Педагог задает наводящие вопросы, но не дает прямого ответа. Педагог строит целую серию ситуаций, требующих догадки. Каждый ребенок за счет рефлексии догадок «упражняется в прорывах».
Диалог-полилог - основная форма работы. Развивающее обучение нетехнологизируемо : нельзя продемонстрировать, алгоритмизировать догадку, мысль. Если ребенок не думает, не догадывается, никакие призывы «думай!» не помогут [16. C.87].
Таким образом, отметим, что:
1. Цель развивающего обучения - сформировать у ребенка способности к самоусовершенствованию (анализ, планирование, рефлексия, воспитывать учебную самостоятельность. Знания – не самоцель, а средство развития. Позиция ребенка - позиция человека, совершенствующего самого себя.
2. Ориентация на завтрашний день развития ребенка : необходимо вызвать к жизни те процессы, которые лежат в зоне ближайшего развития.
3. Ребенок - субъект обучения, партнер воспитателя.
4. Цель деятельности- усвоение способа действий, усвоение теоретического основания, на котором строятся способы действий, то есть усвоение принципа построения действий.
5. Овладение способом решения важнее, чем факт овладения материалом. Общий принцип действия не усвоить через показ и проверку. Его нужно извлечь из способов и обобщить, то есть провести элементарное исследование, формирующее теоретическое мышление.
6. В развивающем обучении основные методы связаны с организацией деятельности детей.
7. В развивающем обучении основной формой является коллективно-распределительная деятельность
8. Способ действия - важнейший компонент преобразования и усвоения системы понятий.
9. Процесс обучения построен на принципе сотрудничества. Широко используется все три вида общения:
а) сотрудничество детей между собой;
б) детей с воспитателем;
в) ребенка с самим собой, меняющимся в процессе обучения.
Таким образом, весь процесс познавательной деятельности в развивающем обучении основан на организации радостных переживаний познания, на коллективном труде, на самопознании и самореализации, на организации успеха.