Ольга Сиротенко
Мелкая моторика посредством оригами и характеристика сенсорного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство, очень короткий отрезок в жизни человека, всего
первые семь лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие
идет как никогда бурно и стремительно. Особенно совершенствуется мелкая
моторика кисти руки ребенка. Движение пальцев и кистей рук имеет особое,
развивающее воздействие.
Мелкая моторика – движение мелких мышц кистей рук. При этом
важно помнить о координации «рука-глаз», так как. развитие мелких
движений рук происходит под контролем зрения. В головном мозге человека
центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень
Темочки:
- Мелкая моторика
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за
речь, и кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для
использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и так далее.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого
раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики
воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного
мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые
упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о
развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и
расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и так далее.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики
и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к
школе, в частности, к письму.
Мелкая моторика одна из сторон двигательной сферы, которая
непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием
продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Авторы
занимающиеся этими исследованиями (М. М. Кольцова, Н. Н.
Новикова,Н. А. Бернштейн, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная). Формирование же
двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в
процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром.
Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые
движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук.
Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он
заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие
движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от
ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать
разными движениями запястья.
Физиолог И. М. Сеченов писал, что движения руки человека
наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и
обучения как результат образования ассоциативных связей между
зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе
активного взаимодействия с окружающей средой.
Педагоги Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова,
М. Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими
действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития
кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве.
Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему.
Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на
протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак,
распрямляются, начинают выполнять особые движения захватывания
предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий
орган. Н. А. Бернштейн показывает, что анатомическое развитие уровней
построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум
годам.
А исследованиями ученых института физиологии детей была
подтверждена связь интеллектуального развития и моторики. В литературе
последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у
детей с задержкой речевого развития Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б.
Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений
пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для
развития речи.
Доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки»,
«Сорока - белобока», «Коза рогатая» и другие не просто развлечения для
малышей. Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре
больших полушарий мозга, значит, нужно больше времени уделять развитию
мелкой моторики: нанизыванию бусин, лепке, аппликации. При этом
интеллект ребенка развивается самым естественным, здоровым образом.
Если речь ребенка в норме – это вовсе не значит, что ребенок хорошо
управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков
вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок
ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы–
невыполнимая и опасная задача – значит, пора забеспокоится о развитии
мелкой моторики.
Опираясь на большой опыт работы с детьми раннего возраста, можно
отметить закономерность, которую выделили также и ученые на основе
обследования детей: если развитие движений пальцев рук соответствует
возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие
движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая
моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Проводя
занятия и игры в целях развития мелкой моторики, не стоит забывать об
индивидуальных особенностях детей.
Положительные эмоции от занятий – один из залогов успеха, поэтому к
каждому ребенку необходимо найти свой подход. Следует помнить, что от
развития движений пальцев ребенка во многом зависит и развитие его ума, и
проявления творчества, и познавательные функции. Эта ответственность
должна стимулировать у воспитателя творческий подход к своей задаче.
Неумелость пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика еще
недостаточно сформирована и развита. Развитие мелкой моторики пальцев
рук является одним из самых важных компонентов коррекционного
выравнивания школьно-значимых функций.
Педагог-новатор В. А. Сухомлинский считал, что мелкая моторика
разнообразных учебных и бытовых действий – это точные и
согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими
движениями: держать ручку, ложку карандаш, лепить, рисовать, застегивать
пуговицы и шнуровать ботинки.
По мнению Л. С. Выготского, мелкая моторика–одна из сторон
двигательной сферы, которая взаимосвязана с овладением предметными
действиями, развитием продуктивных видов деятельности. Понятие «мелкая
моторика» означает умелость рук в буквальном переводе. Одним из важных
аспектов развития дошкольника, является развитие мелкой моторики и
координации движений пальцев рук. Развитие координации движений
пальцев рук и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста (5–6
лет, так же не теряет своей актуальности и значимости.
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки
способностей и дарования детей находятся на их кончиках пальцев, если
сказать образно, идут тонкие ручейки, которые и питают источник
творческой мысли. Чем больше изобретательности в движениях детской
руки, тем точнее взаимодействие руки с орудием труда (ручкой,
карандашом, тем более сложнее движения, необходимые для этого
взаимодействия, тем ярче становится творческая стихия детского ума; чем
больше мастерства в детской руке, тем ребёнок становится умнее
развивается в общем.
Развитие мелкой моторики у старших дошкольников теснейшим
образом связано с его общим физическим и психическим развитием.
Учёные доказали, что каждый палец руки имеет огромное значение в коре
больших полушарий головного мозга. Предметно-манипулятивная
деятельность и двигательная активность дошкольника, способствующая
развитию тонких движений пальцев рук, оказывает положительное влияние
на речь ребенка, так же происходит толчок в развитии у него сeнсорной и
моторной сторон речи.