Анастасия Николаевна
Сущность художественно-эстетического развития в дошкольном возрасте
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 года в п. 2.6 говорится о том, что содержание образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей :
социально-коммуникативное развитие;
Публикация «Сущность художественно-эстетического развития в дошкольном возрасте» размещена в разделах
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Художественно-эстетическое развитие включает в себя разработку условий восприятия смысловой ценности и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) :
• мира природы;
• формирование эстетического отношения к миру;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• стимулирование сочувствия к персонажам в произведениях искусства;
• осуществление самостоятельной творческой деятельности детей.
Художественно-эстетическое развитие – это формирование творческой активности личности, способной воспринимать и оценивать красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Эстетическое воспитание — это очень широкое понятие. Оно включает в себя воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни и искусству. Тем не менее, знание искусства настолько многогранно и настолько специфично, что оно отличается от общей системы эстетического воспитания как особой его части. Воспитание детей через искусство является предметом художественного развития.
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии. В процессе реализации эстетического развития должны быть решены следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса. С первых лет жизни ребенок неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, наслаждается блестящими игрушками, яркими цветами и предметами. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованности. Слово «красивый» появляется на ранних этапах жизни детей.
С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают фотографии; одновременно с реальностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического развития они переходят от неисчислимого отклика на все яркое и прекрасное к сознательному восприятию прекрасного.
Исследованиями в области данного вопроса занимались известные русские педагоги. С. П. Баранов определяет эстетическое развитие как воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности. Оно предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов, убеждений, обеспечивающих удовлетворение от того, что является действительно эстетически ценным. Одновременно с этим эстетическое развитие формирует у дошкольников стремление, готовность и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также посильно проявлять себя в искусстве.
В процессе исследования следует обратить внимание, что часто среди педагогов бытует мнение о разграничении эстетического и художественного развития. Так, например, В. Н. Шацкая ставит перед эстетическим развитием следующую цель : "Эстетическое развитие служит формированию способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты".
Из определения видно, что автор важное место в эстетическом развитии отводит искусству. Искусство — это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть по возможности творить в искусстве" .
Эстетическое развитие намного шире и влияет как на художественное творчество, так и на эстетику повседневной жизни, поведения, работы и отношений. Эстетическое развитие формирует человека со всеми эстетически значимыми объектами и явлениями, включая искусство как наиболее эффективное средство.
Эстетическое развитие, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.
В наше время проблема художественно-эстетического развития, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Запорожец И. Д., В. Г. Белинский, Н. Варкки, В. Н. Шацкая и другие.
В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического развития.
Рассмотрим некоторые из них. В книге "Ребенок в мире творчества" под редакцией Н. Варкки можно найти такую формулировку: "Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве".
Запорожец И. Д. определяет художественно-эстетическое развитие как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. Художественное развитие есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает».
В обоих определениях речь идет о том, что художественно-эстетическое развитие должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.
Таким образом, художественное и эстетическое развитие имеет активную и творческую направленность, которая не должна ограничиваться только созерцательной задачей, она также должна формировать способность создавать красоту в искусстве и жизни.
Эстетическое восприятие реальности имеет свои особенности. Для него важнее всего чувственная форма вещей - их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.
Ребенок воспринимает красоту как единство формы и содержания. Форма выражена в совокупности звуков, цветов и линий.
Однако восприятие становится эстетичным только тогда, когда оно эмоционально окрашено и связано с определенным отношением к нему. Эстетическое восприятие неотделимо от чувств, переживаний. Характерной чертой эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.
Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.
Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности — составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они имеют у них большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большой искренности при выражении чувств и мыслей.
Так же, как и в игре, творчество детей проявляется в других видах их художественной деятельности. В рисунке, моделировании, рассказе, песне ребенок удовлетворяет свою потребность в эффективном, образном выражении своих впечатлений.
И здесь сначала рождается план, а затем средство его воплощения в жизнь. Дети объединяют свои впечатления от восприятия различных произведений искусства. И в этом случае ребенок остается таким же искренним, как и в игре: он не просто копирует увиденное, но передает свое отношение к нему.
Таким образом, в дошкольном возрасте появляются зародыши творчества, которые проявляются в развитии умения создавать план и его реализацию, в умении сочетать свои знания, идеи, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение.
В процессе его они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности. Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.
Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус — понятие широкое; оно включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства, но и понимание красоты природы, труда, быта, одежды. Чувство изящного, писал В. Г. Белинский, «есть условие человеческого достоинства без него, без этого чувства, нет гения, нет таланта, нет ума. Кто не полюбил стихов смолоду, кто видит в драме только театральную пьесу, а в романе сказку, годную длязанятие от скуки, тот не человек. Эстетическое чувство есть основа добра, основа нравственности». Султанбек Кожахметов в периодической печати подчеркивает роль эстетического развития в системе образования: «Эстетическое развитие ставит своей целью приобщать детей к прекрасному, раскрывать тайны непознанной красоты, чтобы превращать «вещь в себя» в «вещь для всех». Эстетическое развитие совершенствует природу человека, возбуждает высокие чувства, приучает пользоваться сокровищницами искусства.
Следовательно, сам педагог должен быть развит эстетически. Если педагог сам хорошо разбирается в красивом, прекрасном, изящном, тогда он сможет раскрыть эстетические свойства предметов и явлений перед учащимися. К тому же педагог обязан знать, как теоретические, так и практические законы творчества, уметь создавать прекрасное, изящное на деле. Кроме того, педагогу следует быть осведомленным в детской психологии, и также в частной методике ряда предметов. Развивая художественные способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека.
Таким образом, художественно-эстетическое развитие направлено на развитие способности детей дошкольного возраста воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, действовать творчески самостоятельно и участвовать в различных видах художественной деятельности. Цели эстетического развития преследует выполнение главных и основных общественных задач. К ним относится развитие положительных качеств людей, визуальное объяснение детям того, что красиво.