Тамара Простак
Структура творческих проектов (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Большое внимание в педагогической деятельности с одаренными детьми старшего дошкольного возраста мы уделяли подготовке к творческому проектированию.
Способность к творческому проектированию обусловлена возрастными психологическими и специфическими особенностями умственно одаренных детей данного возраста:
• формированием новой позиции, нового уровня осознания своего места в системе общественных отношений;
• развитием способности к фантазированию;
Публикация «Структура творческих проектов (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
• овладением приемами, средствами создания образа, действия «опредмечивания»;
• возникновением ступенчатого планирования.
В ходе работы по данном направлению нами была разработана структура проектной деятельности:
1 этап: Поиск ситуаций, содержащих смысл
(организация работы со взрослыми: воспитателями, специалистами, родителями)
Необходимость введения данного этапа нам подсказал многолетний опыт работы с одаренными дошкольниками. Этот этап является подготовительной работой к началу проведения проектной деятельности.
Задача I этапа состоит в том, чтобы определить социально значимые события (праздники; важные мероприятия; сезонные изменения; социальные, материальные запросы, т. е. создать «банк идей», «копилку идей», «дневничок идей», имеющих социальный смысл.
2 этап: Раскрытие детских смыслов (организация работы с детьми)
На этом этапе очень важно:
• Способствовать проявлению социального смысла
- с помощью наводящих вопросов выяснить отношение ребенка к предстоящему событию, раскрыть его значение, особенность;
• Правильно формулировать проблему
Вопросы к детям:
- Вам это интересно?
- Мы можем в этом поучаствовать? и др.
3 этап: Создание идей
На данном этапе необходимо:
• поддерживать все предложения детей, не оценивая «хорошо-плохо»;
• уделять внимание организации детей во время высказывания других
4 этап: Зарисовка идей
На этой ступеньке важно дать детям возможность зарисовать все идеи (одну или несколько; свои идеи или других детей).
5 этап: Презентация идей
Одним из самых сложных моментов на этом этапе мы считаем умение воспитателя позитивно, но безоценочно поддерживать инициативу каждого ребенка (принимать идею).
На данном этапе возможны ситуации:
«Ребенок ушел от проблемы, проявил другой смысл».
Действия взрослого:
помочь ребенку установить связь проблемы со смыслом (вернуть к проблеме) с помощью вопросов: «Ты считаешь это важно, чтобы праздник состоялся?» и др.
6 этап: Выбор идей путем голосования
Процесс «голосования» очень сложен для детей (утомление, волнение перед выбором собственной идеи и выбором его идеи другими детьми, страх ошибиться и т. п.). На сегодняшний день мы используем такие формы голосования, как
- голосование по одному;
- тайное голосование.
7 этап: Встреча детей со взрослыми
(организация работы с детьми, родителями педагогами)
Важно заинтересовать всех взрослых, участвующих в проекте. Информацию и запрос на оказание поддержки в предстоящей деятельности специалисты детского сада получают от самих детей.
8 этап: Реализация замысла
(организация работы всех субъектов проектной деятельности)
Важно поддержать самостоятельность, инициативу, проявление творчества детей, помочь им удерживать цель на протяжении всей деятельности.
9 этап: Представление детских проектов в социуме
Педагог помогает организовать реальное событие, где дети могут представить результаты своего труда в социуме (оформление выставки, организация праздника, составление альбома, энциклопедии, выступление перед детьми из других групп детского сада и т. д.)
10 этап: Подведение итогов проделанной работы
- Анализ проведенной деятельности.
- «Оценка» полученных результатов социумом и самими детьми.
В практике работы центральное место заняли творческие проекты коллективного характера, возникающие по инициативе взрослых и детей; в последнее время нами большое внимание было уделено созданию детско-родительских проектов. Отмечается заинтересованность и высокая активность родителей по данному направлению. Возможна организация проектной деятельности в обучении. Целесообразно организовывать данную деятельность на содержании конструирования, ориентировки в пространстве, ознакомления с природой.
Простак Т. М.
воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад № 1», г. Пермь