Юлия Шкаранда
Структура обследования речи ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Состояние артикуляционного аппарата и иннервации мимической мускулатуры:
1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию):
-поднять брови вверх ("удивиться")
-нахмурить брови ("рассердиться")
-прищурить глаза
-надуть щеки
-втянуть щеки
2. Состояние артикуляционной моторики (по подражанию):
а) губы в улыбку, трубочку
б) язык широкий, узкий, маятник
в) широко открыть рот и зевнуть (мягкое нёбо)
Оскал:
а) открыть рот с оскаленными зубами
б) сомкнуть челюсти
в) сомкнуть губы
Публикация «Структура обследования речи ребенка дошкольного и младшего школьного возраста,» размещена в разделах
При широко раскрытых челюстях губы втягиваются во внутрь рта, плотно прилегая к губам
Поднятие верхней губы - обнажаются верхние зубы
Опускание нижней губы - обнажаются нижние зубы
Имитация полоскания передних зубов
Набирание воздуха под верхнюю и нижнюю губу поочередно и одновременно
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ:
Словарный запас:
а) антонимы: здоровый - чистые -
белый - высокий -
б) обобщающие понятия: игрушки -, животные -, овощи -.
в) предметно - бытовая ориентировка:
Что надевают на голову зимой? Чем пришивают пуговицу? Чем режут бумагу?
г) объём предметного словаря: назови то, что я покажу –
Грамматический строй:
а) словообразование с помощью суффиксов:
цветок - цветочек, кольцо -, шапка -, скамейка - .
б) образование прилагательных от имен сущ. :
стол из дерева - деревянный, сумка из кожи -, дом из кирпича - .
в) употребление предлогов
г) ед. и множ. число сущуществительных: белка - белки, кукла -, колесо -, охотник -
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ:
"с" - в лесу темно, все спят давно.
одна сова не спит, на суку сидит.
"с", "ч", "щ" - часовщик, прищурив глаз,
чинит часики для нас.
"с", "з", "ш", "ж", "т", "д" - белый снег, пушистый, в воздухе кружится,
и на землю чисто падает, ложится.
"р", "к", "л" - вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.
и матросы три недели карамель на мели ели.
"ль", "к", "р" - у леса на опушке высоко на суку,
с утра поет кукушка: ку-ку, ку-ку, ку-ку!
"г", "сь", "х" - гуси-гуси! га-га-га. Есть хотите? да-да-да!
"р", "з", "с", "к", "г" - роет землю старый крот, разрывает огород.
"к", "р", "рь", "ч" - открываем календарь: начинается январь,
в январе, в январе, много снега во дворе.
"б" - ба-бо-бу "п" - па-по-пу "м" - ма-мо-му
"в" - ва-ву-ве "ф" - фа-фо-фу "н" - на-но-ну
"й" - йогурт йод "ц" - ца-цо-це
СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА:
1. хлопни в ладоши, когда услышишь звук.
2. какой звук есть во всех этих словах: шуба, шар, кошка, мышь?
3. придумай слово, которое начинается /заканчивается на звук.
Проявления дизартрии: подними брови, сдвинь брови, достань язычком до подбородка/до носа,
удерживай язычок "лопаточкой" пока я считаю до пяти.
Произношение слов сложного слогового состава:
машина бабочка пуговица мыльница черепаха памятник
полотенце матрёшка лягушка кастрюля корабль аквариум