Людмила
Структура мотивов в готовности к школе
▼ Скачать + Заказать документы
В структуре мотивов, определяющих отношение к учению, можно выделить шесть групп:
Социальный мотив — «Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»;
Учебно-познавательный мотив — интерес к новым знаниям, желание научиться чему — то новому;
Оценочный мотив — стремление получить высокую оценку и одобрение взрослого — «Я хочу в школу, потому что там буду одни пятерки получать»;
Темочки:
Позиционный мотив — интерес к внешней атрибутике школьной жизни — «Хочу в школу, потому что там большие, а детском саду все маленькие»;
Внешний мотив — «Я пойду в школу, потому что мама и папа так сказали»;
Игровой мотив — «Хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями».
Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной сфере 6- 7 летнего ребенка, и каждый из перечисленных мотивов оказывает определенное влияние на характер учебной деятельности будущего ученика.
Достаточно развитые учебно-познавательный, оценочный и позиционный мотивы оказывают положительное влияние на школьную успеваемость.
Рассмотрим, часто встречающиеся у первоклассников варианты, когда сильно доминирует один из мотивов.
При доминировании социального (оценочного или позиционного) мотивов — ребенок на уроке занимается потому, что это важно и нужно. Его не надо заставлять делать домашнее задание. При этом ребенок очень переживает, если что-то не понял или не получается. Может снижаться самооценка и успеваемость. Если такому ученику вовремя не оказать помощь — то ко второму — третьему классу он может стать слабоуспевающим.
При доминировании учебно-познавательного мотива — ребенок занимается хорошо лишь тогда, когда ему это интересно. Не любит упражнения, основанные на многократных повторениях и требующие усердия и усидчивости. Такие ученики в младшей школе учатся на среднем уровне. но в средней школе начинают учиться лучше. Часто, про таких учеников учитель говорит: «Умный, но ленивый».
При доминировании оценочного мотива — усердие на уроке зависит от похвалы педагога. Низкий уровень самостоятельности при выполнении заданий. Неуверенность и частые вопросы взрослому: «Я правильно это сделал?». Пытается не думать, а уловить эмоциональную реакцию педагога. Конкурирует с одноклассниками за «пятерки», за вызовы к доске, за похвалу учителя. Очень обижается на тех, кто успешнее его. Часто плачет.
При доминировании позиционного мотива — концентрация на уроке зависит от наличия атрибутики и пособий. Интерес к школе угасает достаточно быстро. Формируется стойкое нежелание учиться. С такими детьми работу по формированию мотивов надо начинать задолго до поступления в школу. При доминировании внешнего мотива — ребенок занимается только под нажимом педагога. Большая вероятность формирования негативного отношения к школе и учению.
При доминировании игрового мотива — ребенок может заниматься, только если урок проходит в игровой форме. Ученик на уроке делает не то, что задано, а то, что ему хочется — смотрит в окно или рисует в тетрадке картинки, или играет ручкой или вообще ходит по классу, не понимая роль учителя.
При доминировании внешнего мотива и при недостаточном развитии познавательного и социального мотивов - есть вероятность формирования негативного отношения к школе. Сам же внешний мотив не оказывает существенного влияния на учебную активность и школьную успешность.
Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе — одна из важнейших задач семьи. Основные человеческие потребности, прежде всего, социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются с ранних лет жизни ребенка.
Если у Вас возникло желание провести психодиагностику готовности к школьному обучению Вашего ребенка — приходите на консультацию!