Андреева Ирина
Как воспитать патриота
▼ Скачать + Заказать документы
(Из опыта таботы воспитателя МАДОУ №16 Новгородского района Новгородской области Андреевой Ирины Дмитриевны)
Что такое патриотизм? Это естественное человеческое чувство. Но воспитывать его необходимо начинать как можно раньше. К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, – писал он, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Публикация «Как воспитать патриота» размещена в разделах
Чтобы найти верный путь воспитания этого многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не может появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность по отношению к своей Родине, то ребенка надо учить быть привязанным к чему-либо, к кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать событиям, проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания, как человеческого чувства. Поэтому в практике своей педагогической деятельности я учу детей сначала видеть красоту вокруг себя, любить и ценить своих близких за заботу, участие и многое другое. Тогда они впоследствии смогут восхищаться просторами и красотой целой страны, толерантно относиться к другим людям. Воспитываю в детях умение добросовестно, ответственно выполнять любое дело, за которое берется, чтобы потом они смогли трудиться на благо Родины.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциональные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма.
Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру и формируется в ребенке постепенно через мир положительных эмоций в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, родным местам, через обязательное приобщение к культуре, истории страны. И еще, ребенок сам будет ощущать себя любимым, востребованным, успешным и т. д.
Поэтому в группе я стараюсь создать для детей и их родителей атмосферу доверия, доброжелательности, заинтересованности и поддержки. Учитываю их интересы, потребности, склонности.
Свою работу по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине, Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках я строю и планирую в соответствии с блоками:
1. Здравствуйте – это я!
2. Моя семья.
3. Мой детский сад.
4. Мой поселок, мой город.
5. Моя страна.
6. Традиции
Большое внимание уделяю созданию образовательной среды. В группе оформлена зона гражданско-патриотического воспитания, где дети в условиях ежедневного свободного доступа могут пополнять знания о родном селе, городе Новгороде, стране. Это книги с видами Великого Новгорода, открытки с изображением памятников архитектуры, лист проживания великих людей В. Бианки, Пришвина, А Суворова., альбомы профессий наших мам, природы России в разные времена года, рекламный буклет (созданный совместно с детьми) «Приезжайте к нам в Чечулино!», альбом «Мой папа когда -то был солдатом», фотоальбомы «Моя дружная семья», «Один день в нашей семьи», схемы расположения социально значимых объектов с фотографиями посещения детьми этих объектов «Куда можно пойти в Чечулино», игра-ходилка с загадками про места в нашей деревне, кроссворды о старинном быте, традициях, о русских народных сказках, игра с кубиками «Собери», задания для маленьких патриотов : «Найди дом каждого персонажа», «Собери флаг», «Собери герб» и др., альбомы с рисунками детей «Мой любимый уголок природы», «моя семья» и др. А так же географические карты деревни Чечулино, Новгородской области, карта России с изображением народов ее населяющиех. Министенд рассказывает о президенте страны, о символике России (гербе, флаге).
Задачи по нравственно-патриотическому воспитанию детей обязательно включаю в тематическое планирование или проекты, что способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей семье, родном крае, о своей стране, помогает им устанавливать взаимосвязь между событичми и явлениями, с уважением относиться к детям разных национальностей, которые есть у нас в группе. Темы и проекты связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о себе, семье, детском садике, малой родине, родной природе, культуре, истории, родной стороне.
Мир ребенка начинается с его семьи. Впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. Поэтому три блока «Здравствуй – это я!», «Моя семья», «Мой детский сад!» неразрывны. Формированию у детей представлений о себе, как личности способствовал проект «Мы такие разные», в ходе которого дети многое узнали друг о друге. Очень понравились детям тематические дни, посвященные только одному ребенку конкретно, когда он рассказывает о себе, о своих увлечениях, любимых занятиях, является организатором деятельности, знакомит со своими близкими, которые проводят мастер-классы с детьми, например, «Бутербродное чудо», «Украшения на Новый год», «Печем яблочный пирог»., делятся своими умениями, интересными увлечениями, играют, пообщаются рассказывают о своей работе, организуют экскурсии, ходят с нами в походы, знакомят с традициями украшения «Писанки яиц» на пасху, «День знаний», активно участвуют в подготовке и проведении праздников, которые часто заканчиваются совместным чаепитиеми т. д.
В атмосфере творческой обстановки каждый ребенок может проявить себя в соответствии со своими интересами, увлечениями, желаниями, поделиться своими мечтами, рассказать о случаях из своего жизненного опыта, научить других тому, что умеет сам.
Прививая чувство гордости за свою семью вовлекаю родителей в семейные соревнования «Кросс нации», «За безопасность всей семьей», «Папа мама я – спортивная семья», конкурсы «Моя мама самая, самая», «Вместе с папой», «Минутка славы», конкурсы совместного творчества: «Осенний листопад», «Новогоднее чудо», «Моя любимая книга», «Умелая ручки» и др.
Традиционно выпускаем газеты «Лето красное, пора прекрасная» (семейные фото об отдыхе, «Все о моей мамочке» и др.
Продуктом проекта стала книга, созданная совместно с родителями «Мы живем в группе «Солнышко»», страницы которой оформлены о каждом ребенке. Мы с удовольствием перечитываем этот илюстрированный «Сборник о самом себе». Дети как бы со стороны смотрят на себя, познают себя: кто я, какой я, что я умею, чему хочу научиться, что люблю? и т. п.
Долгосрочный проект «Мы живем в краю родном» помог детям осознать понятие «малая родина». Не зря говорится, «Глупа та птица, которой свое гнездо не мило». Донести до детского сердца, что наши деревня, где нет таких чудес,как в больших городах, все равно дороже всего не так уж и трудно, если я сама здесь родилась и знаю ее историю, людей, знаю песни старинные и не очень, сказки и поговорки, загадки и потешки.
Показать детям ценность того, что у нас есть, разбудить в них сопричастность к происходящему получается через организацию участия детей в концертах, посвященных Дню пожилого человека, Дню поселка, Дню Победы, последнему звонку в школе, через создание поздравительных газет ко Дню работника сельского хозяйства, Дню матери, Дню защитника Отечества, через привлечение детей вместе с семьями к благоустройству прогулочной площадки в детском саду, во дворе, озеленению территории ДОУ (посадке цветов, деревьев, к уборке листьев, мусора.
Вместе с ребятами мы мечтаем, какой хотим видеть свою деревню. Мечты свои воплощаем в макеты, рисунки.
В течение проекта дети узнали об исконно русском:
О русской березке – символ нашей страны,
О яблоньке и яблоках,
О матрешке,
О колоске и каравае,
О валенках,
О картошечке, об обитателях наших лесов,
О речужках и реках,
О русском костюме,
О свойствах глины и о мастере глиняной игрушки односельчанине Березкине В. Н. и многом другом.
Искренне считаю и верю, что ПАТРИОТА может воспитать только ПАТРИОТ!
Андреева Ирина Дмитриевна, воспитатель МАДОУ №16 Новгородского района
Новгородской области