Конишева Екатерина Игоревна
Конспект занятия «Страна шахматных чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познавательное развитие посредством формирования у детей интереса к игре в шахматы.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей ориентироваться на плоскости, познакомить с названиями шахматных фигур;
Развивающие:
2. Развивать у дошкольников мышление, память, наблюдательность, внимание.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Форма организации: фронтальная.
Публикация «Конспект занятия „Страна шахматных чудес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Оборудование:
Шахматная доска и шахматные фигуры; магнитная шахматная доска и фигуры; кубик-мякиш (20 х 20) с изображением шахматных фигур для игры : «Шахматный кубик»; 12 домиков из картона с изображение шахматных фигур для игры : «Шахматные домики»; костюм «Волшебника»; волшебная палочка; «Ковёр-самолет» - шахматная доска изготовленная из ткани (200 х 200 мм).
Предварительная работа:
Чтение сказки «В стране шахматных чудес»; наблюдение за игрой старших дошкольников; рассматривание шахматной доски и шахматных фигур; игры: «Найди похожую фигуру», «Что изменилось», «По росту».
Ход занятия:
Волшебник стоит на шахматном ковре - самолёте. Звучит музыка, заходят дети.
Волшебник: «Здравствуйте ребята!»
Дети: «Здравствуйте!»
Волшебник: «Вы узнали меня?».
Дети: Да.
Волшебник: Правильно, я, добрый Волшебник (кланяется, из очень удивительной страны! Ребята, а как вы думаете из какой?
Дети: Увлекательной, волшебной, загадочной, далёкой, шахматной.
Волшебник: «Какие вы молодцы. Хотите со мной отправиться в необыкновенное путешествие в моё шахматное королевство».
Дети: Да!
Волшебник: «А вот и мой необычный ковёр-самолёт, он тоже волшебный, садитесь на него скорее, (звучит музыка) держитесь крепко, начинается отчет 1-2-3-4-5 пуск, Полетели. Ой, ребята, как интересно вокруг. Что вы видите справа?»
Дети: Шахматы
Волшебник: «А теперь посмотрите налево, что вы видите?».
Дети: Шары с фигурами.
Волшебник: «А теперь держитесь крепко, наш ковёр-самолёт приземляется. Добро пожаловать в моё царство – государство».
(Приземляются, выходят, садятся на стульчики).
Волшебник: «Проходите на мою шахматную поляну, рассаживайтесь».
Волшебник: «А сейчас послушайте интересную историю про игру в шахматы».
(Под музыку Волшебник рассказывает историю – легенду про шахматного «Мудреца»).
Волшебник: «Когда – то давным-давно, на месте старинного шахматного королевства жил король. И было у него два сына. Одного звали Белый Королевич, другого Черный Королевич. Так их прозвали потому, что один любил одеваться в белый кафтан, а другой – в черный.
Вскоре старый король умер.
После смерти отца королевичи стали делить королевство. Но не поделили, разругались и пошли друг на друга войной.
Сражались долго и упорно: никто не хотел уступать. Тогда - то и появился старый престарый Мудрец и сказал: «Я знаю одно надежное средство, которое может двух братьев померить. Достал Мудрец из котомки доску, поделенную на одинаковые белые и черные клеточки – квадратики и стал расставлять на ней забавные фигурки. В первом ряду по углам разместил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил пешки.
Вот твоя шахматная армия, Белый Королевич, молвил Мудрец, указывая на белые фигуры.
А где же армия брата? – спросил Белый Королевич.
И мудрец достал из котомки другие фигурки, только черного цвета, расставил их на противоположной стороне. По углам поставил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил в ряд пешки.
Вот твоя шахматная армия, Чёрный королевич, молвил Мудрец, указывая на чёрные фигуры.
Братья раскрыли рты от изумления и стали расспрашивать Мудреца про диковинную армию, про игру.
Эта игра называется «шахматы». Она так интересна и увлекательна, что, начав играть, вы забудете про ваши раздоры.
И стал Мудрец обучать Королевичей этой мудрой игре. И с тех пор королевичи жили дружно и сражения устраивали только на шахматной доске».
Волшебник: «Вот и подошла к концу наша история про шахматную игру. Ребята, понравилась вам эта сказка? Кто вам понравился в этой сказке больше всех, и почему?»
Дети: «Мудрец, он придумал шахматы, помирил Королевичей, не стало войны, не попросил за это награду».
Волшебник: Вы внимательно слушали историю про шахматы, но для того чтобы наше путешествие было увлекательным я предлагаю сделать небольшую физкультурную минутку, чтобы восстановить наши с вами силы. Встаём и слушаем меня внимательно, повторяем за мной.
Физкультурная минутка:
А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну - ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души.
Волшебник: «Какие, вы молодцы были замечательными пешками. Ребята, а вы хотите познакомимся с обитателями шахматного королевства и научится играть эту удивительную и увлекательную игру?»
Дети: Да…
Волшебник: Только сразу скажу, что эта игра для упорных, настойчивых, кто умеет внимательно слушать. А вы сможете?
Дети: Да, сможем…
Волшебник:
«На квадратиках доски
Короли свели полки
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков».
Волшебник: «Все шахматные игры устраиваются на доске, но не простой, а шахматной (рассматривают шахматную доску). Ребята, а какие бывают шахматные доски, как вы думаете?»
Дети: «Деревянные, большие, маленькие, магнитные».
Волшебник: «А на, что похожа шахматная доска?»
Дети: «На торт, на шашечки у такси».
Волшебник: «А, что вы видите на доске?»
Дети: «Она поделена на одинаковые квадратики, они чередуются по цвету: белые – черные».
Воспитатель: «Белые и черные необычные квадраты – это поля. И сейчас мы устроим парад шахматных фигур. Ой, ребята, каждая фигура в шахматном королевстве имеет свое место на поле и может гулять только по своей дороге».
Волшебник: (показывает каждую фигуру, ставит Короля на своё место, а остальные фигуры расставляют дети сами или с помощью Волшебника (воспитателя).
Знакомьтесь – это Король!
Король всех главней, всех важней,
Нет в шахматном войске важнее вождей!
Знакомьтесь – это Ферзь!
Чёрный Ферзь – свой любит цвет.
Для белого – нет цвета белого милей.
Другого правила здесь нет:
Напротив друг друга поставим их смелей.
Знакомьтесь – это Ладья!
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжелый у Ладьи,
В бой её скорей веди!
Знакомьтесь – это Конь!
Прыгнет Конь, Подковы звяк!
Необычен каждый шаг:
Буква «Г» и так и сяк.
Получается зигзаг.
Знакомьтесь - это Слон!
Если Слон на белом поле
Встал вначале (не забудь)
Он другой не хочет доли-
Знает только белый путь.
А когда на поле чёрном
Слон стоит, вступая в бой,
Ходит, правилам покорный,
Чёрной тропкой Слон такой.
До конца игры Слоны
Цвету одному верны.
Знакомьтесь – это пешка!
Мы - шахматные Пешки,
В бою не любим спешки.
Шагаем лишь вперёд,
Назад не знаем ход.
За нами «офицеры»,
За нами Короли,
Ладьи и «королевы»,
И конные полки.
Волшебник: «Какие вы молодцы, быстро и правильно справились с заданием. Вы узнали название шахматных фигур и их расположение на шахматной доске».
Волшебник: «Ребята, посмотрите какие в моём царстве есть необычные домики, хотите с ними поиграть?»
Дети: «Да, хотим».
Волшебник: «1-2-3- быстро домик свой займи».
Происходит игра «Шахматные домики».
Домики лежат на столе или на полу.
Предложить детям расставлять фигуры в домики.
Если домик найден неверно. Просто скажите «Это домик для пешек, а у тебя в руке ладья. Где же домик для ладьи?»
Волшебник: «Молодцы, ребята, вы отлично справились. Мы с вами поиграли, находили свой домик для каждой фигуры. А сейчас закройте глазки, «Кубик – Кубик покатись и ребятам покажись» (глаза открывают, на полу лежит кубик). Ребята, а что это?
Дети: «Кубик с шахматными фигурами».
Волшебник: «Правильно, молодцы. Это кубик не простой, он предназначен для игры с вами. Поиграем?»
Дети: Да, поиграем.
Волшебник: «Тогда слушаем правила игры: «Шахматный кубик».
Кидаем кубик, выпадет одна фигура. Ее нужно найти и (по мере возможности ребенка) поставить на деревянную шахматную доску правильно».
Волшебник: «Молодцы. Я, думаю из вас мудрые шахматисты получатся.
Если зря не зазнаваться.
Каждый день тренироваться:
Бегать, прыгать, в шахматы играть –
Сильным шахматистом можно стать!»
Волшебник: «Вам понравилось в моём сказочном царстве?»
Дети: Да, понравилось!
Волшебник: Впереди нас ждут встречи с обитателями моего сказочного царства. А сейчас нас ждёт путешествие домой. Приглашаю вас на наш ковёр-самолёт, занимайте свои места, мы возвращаемся домой. 5-4-3-2-1- Полетели!
Волшебник: «Вот и закончилось наше с вами путешествие. Мне было с вами весело и очень интересно, но я должен спешить меня ждут другие дети чтобы отправиться в моё сказочное царство, но я к вам обязательно вернусь. И в знак нашей дальнейшей дружбы и память о нашем путешествии Я хочу вам подарить эти небольшие сувениры (раздаёт подарки). До свиданье, до новых встреч».