Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Страхи у дошкольников»

Елена Аникина
Консультация для воспитателей «Страхи у дошкольников»

Все знают, что многие дети чего-то бояться. Одним страшно оставаться в тёмной комнате, другие не решаются съехать с горки, третьи в ужасе убегают от собаки, цепенеют от страха при виде пчелы. Некоторые бояться персонажей сказок: Бабу-Ягу, волка, злого колдуна, других образов, созданных воображением. Так что же такое страх?

Страх – это неприятное и мучительное чувство, вызываемое какой-то смутной угрозой или неминуемой опасностью.

Публикация «Консультация для воспитателей „Страхи у дошкольников“» размещена в разделах

Эта опасность может быть реальной, действительно существующей, или мнимой, плодом воображения. Объекты детских страхов бесконечно разнообразны, и их особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребёнка, степени развития его воображения и определённых качеств личности ребёнка. Наличие страхов у дошкольников само по себе не является, как правило, какой-то патологией, обычно носит возрастной, преходящий характер, но в тоже время сигнализирует об определённом неблагополучии в эмоционально – личностной сфере ребёнка.

Типологические особенности дошкольников,

которые испытывают страхи.

1. эмоциональная чувствительность;

2. впечатлительность;

3. Эмоциональная ранимость.

Четыре типа ситуаций возникновения страхов у детей.

1. подражание;

2. психологическая травма;

3. система «наказание – вражда - вина»;

4. возобновляющийся страх.

Ситуация подражания.

Подражание - это естественный процесс, при котором ребёнок перенимает многие страхи взрослых, в частности матери. Это страх приобретённый, а может быть вырождённым, если мама во время беременности перенесла сильный эмоциональный стресс. Мама, которая боится собаки или грома, бессознательно, не отдавая себе отчёта, передаёт страх своему ребёнку. Ребёнок, подражая маме в поведении, со временем испытывает те же опасения, которые возникают в таких случаях. Очень часто такому ребёнку достаточно увидеть, что мама встревожена, как он тоже начинает беспокоиться. Хотя взрослый человек себя может успокоить здравыми рассуждениями, а малыш, к сожаленью, ещё не нет.

Здесь же имеет место и другая причина, когда наоборот очень заботливая мать, предупреждает ребёнка, чтобы он не сделал себе больно, не поранился, тем самым постоянно излучая тревогу и опасения. Если всё время предупреждать ребёнка об опасности, то он ощутит её неотвратимость. Даже, если ребёнок не знает этой опасности, у него всё равно поселиться смутная тревога.

Ситуация психологической травмы.

Психологическая травма – это острое психическое переживание, которое оставляет прочный след в сознании ребёнка. Такие эпизоды, как укус собаки или падение с лошади травмирует не только физически. Но и психически. То, что может наносить психологическую травму одному ребёнку, бесследно может проходить для другого. Эта травма надолго остаётся в эмоциональной памяти ребёнка.

Система «наказание – вражда – вина».

Тут речь идёт не о каких-то особых страхах, а о глубинном базисе тех впечатлений, которые могут привести к страху. Когда родители кричат на малыша, им ясно одно, родители раздражены и на время утратили любовь к ним. Если на ребёнка постоянно кричат, угрожают, наказывают, то в нём постепенно накапливается вражда к родителям, и, как следствие ощущение вины перед ними. Ребёнок осознаёт, что у него появились враждебные чувства к людям, которых он любит. В итоге он понимает, что эту вражду нужно скрывать, поэтому и боится данного чувства. Как правило, такой ребёнок становится агрессивным по отношению к другим людям.

Другая причина такой системы – это неспособность выполнить приказ родителей. Наши чрезмерные требования к детям могут создать общую атмосферу страха в семье :

1. когда ребёнок опасается, что родители от него откажутся и перестанут любить;

2. Когда ребёнок начинает терять своё достоинство, а значит, ещё больше испытывает чувство вины.

Больно осознавать, что боишься того, кого любишь, поэтому дети неосознанно переносят свои страхи на другой объект, который по-своему поведению, напоминает человека, которого боится по-настоящему.

Детский страх может перемещаться с одного объекта на другой, на те вещи, которых раньше ребёнок не боялся совсем. Эта ассоциативная связь может быть очень далёкой и странной для нас.

Возобновляющийся страх.

Это те случаи, когда страх нас парализует и заставляет звать на помощь. Испугаться чего-то одного, значит бояться всего на свете. Ребёнок, который страшится укола, вскоре будет пугаться шприца, врача, врачебного кабинета и даже запаха больницы.

Симптомы, которые

способствуют появлению страхов у дошкольников.

1. ребёнок стал чаще проявлять неуверенность в себе;

2. у ребёнка появились навязчивые движения (сосёт пальцы, грызёт ногти);

3. если ребёнок начал заикаться;

4. у ребёнка появилось ночное недержание мочи;

5. ребёнок стал более капризным;

Действия родителей.

1. В этот период необходимо умереть свои требования к ребёнку;

2. Стараться не наказывать;

3. Не всегда обращать внимание на враждебность;

4. Относиться ровно и неизменно, доказывая свою любовь к нему;

5. Категорически нельзя смеяться и шутить по поводу страхов ребёнка;

6. Самим взрослым спокойно относиться к страху.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Детские страхи» Косультация для родителей «Детские страхи». Надежда Ожева. На эмоциональное состояние детей негативное влияние часто оказывают страхи (например,.

Консультация для родителей «Детские страхи: причины и последствия» .

Консультация для родителей «Если ребенок испытывает страхи»Консультация для родителей «Если ребенок испытывает страхи» Что такое страх, это знакомо каждому из нас. У детей он может проявляться по-разному и с разной силой. Страх является сигналом, который.

Консультация для родителей и педагогов «Детские страхи» Откуда берутся страхи? Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных детей.

«Детские страхи». Консультация для родителей и педагогов Как часто ребенок жалуется: «Я боюсь, мне страшно!» или не жалуется, а жмется к стенке, хватает вас за руку, прячет лицо или «бьется в истерике».

Консультация для родителей «Страхи и фобии у детей» Дети, как и взрослые, порой пугаются, и точно так же боязнь некоторых вещей или людей может оказывать сильное воздействие на их жизнь. Взрослым.

Консультация для воспитателей «Интеллектуальное развитие дошкольников» Каждый ребенок - это индивидуальность, поэтому нельзя умственное развитие всех детей подвести «под одну гребенку». Однако можно отметить.

Консультация для воспитателей «Трудовое воспитание дошкольников» Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на формирование нравственных ориентиров, трудолюбия,.

Консультация-памятка для родителей на тему «Детские страхи» Что такое детские страхи: повод для серьёзного беспокойства или просто детские капризы, выдумки детей в попытке обратить на себя внимание.

Рекомендации для воспитателей и родителей по организации коррекционной работы с детьми «Детские страхи и их коррекция» Страх – интенсивно выраженная эмоция, испуг, боязнь. Страх – эмоционально заостренное отражение сознанием конкретной угрозы для благополучия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Страхи у дошкольников»
Опубликовано: 19 января 2019 в 17:54
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД