Татьяна Халимова
Страх темноты. Сказкотерапевтическое занятие
▼ Скачать + Заказать документы
Страх темноты
Занятие 3
Подробно методику сказкотерапевтического занятия не описываю. Некоторые моменты намеренно упущены или описаны кратко. С методикой можно познакомиться пройдя обучение данному методу (комплексная сказкотерапия. Автор: Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева).
М. О. :
- пещера;
Публикация «Страх темноты, Сказкотерапевтическое занятие» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Страх и детская тревожность
- Страх темноты. Учимся не бояться темноты
- Темочки
- домашние принадлежности, которые кладутся в пещеру – посуда, диванчик и т. п. ;
- фигурка гнома Гоши;
- фигурка гнома Люси;
- фигурка Лесной Феи;
- 2 дороги – узкая и широкая;
- фонарь.
- Ритуал входа в занятие.
- Работа с использованием психологической песочницы. Рассказывание истории психологом :
Жил-был гном Гоша. Как и все гномы жил он в темной пещере. Как только он родился, то сразу стал задавать себе вопрос:
- «Почему вокруг так темно?».
Другие же гномы веселились, улыбались, а ему было не до веселья.
У него была подруга Люси, с которой они весело проводили время. Но когда он оставался в своей пещере один, особенно вечером, то в каждом углу ему слышались странные звуки, скрипы. Ему казалось, что в комнате кто-то есть. Этот кто-то скрывается в темноте. Ему было очень страшно, что однажды он даже подумал о том, чтоб закрыть вход в пещеру камнем. Он долго страдал, мучился, но ему стыдно было признаться, что ему страшно. У него потели ладони. Он чувствовал оцепенение.
Однажды сидя и, боявшись, он услышал звуки, которые раздавались из дальнего темного угла пещеры. Ему стало так страшно, что он закрыл руками уши, но сердце подсказывало, что надо прислушаться. Он пересилил себя и открыл уши. Это был голос его подруги Люси. Она звала на помощь. Когда она бежала к другу Гоше, то ей очень не терпелось его увидеть. Поэтому она побежала короткой дорогой и не заметила как зацепилась краем платья об камень. Но Гоша никак не мог решиться встать и пойти помочь Люси он ждал, что кто-нибудь придет и поможет. Вскоре рядом с Гошей оказалась лесная фея, которая сказала ему :
- «Милый Гоша, если бы ты решился вступить в темноту, то не только бы помог подруге, но и избавился от страха. Ведь когда он долго сидит, то потом берет в плен. Время вышло, мне очень жаль, но отпущенное тебе время вышло и я вынуждена перенести тебя на остров страхов».
Гоша спросил фею дрожащим голосом:
- «А как же моя подруга Люси?»
- «Не волнуйся, я ей помогу» - ответила Лесная Фея.
Лесная Фея взяла Гошу и перенесла на остров Страхов. Тюремщик – главный надзиратель Страх страхов посадил его в камеру. Он стал страхом темноты. Там он сидел так долго, что потерял счет времени.
На очередной перекличке решено было амнистировать страх темноты.
Главный тюремщик Страх Страхов (психолог обращается к детям) :
- «Уважаемые члены Совета директоров, согласны ли вы амнистировать страх темноты? Чему он должен научиться? Как страх темноты можно преодолеть?
Однажды Лесная Фея решила прилететь на остров, ей очень хотелось ему помочь. Увидев его, она сказала :
- «Оказывается пещеры умеют издавать звуки. Ведь пещера тоже имеет свою жизнь. Просто звуки, которые она издает, очень тихие. Когда мы разговариваем или что-то делаем, то издаем громкие звуки. А когда дневная жизнь затихает – пещеры, в которых мы живем, начинают нам рассказывать свои сказки. Для того, чтобы узнать какие истории рассказывает пещера надо включить выключатель и изучить каждый уголок. Что там находится – там стоит диван, а на той стене висят часы. А еще можно прочитать заклинание. Когда входишь в темную комнату, начерти пальцем в воздухе круг и скажи: «Охраняй, волшебный круг. Мне знакомо все вокруг!».
(Включить фонарь и подставить его к пещере – дети должны разглядеть, какие предметы там находятся).
«Теперь ты знаешь, как можно справиться со страхом темноты. Я тебя перенесу обратно в твою пещеру, но тебе нужно будет пройти испытание и тогда ты снова будешь гномом» - сказала Лесная фея.
Когда Гоша оказался в пещере, то он включил свет и стал изучать предметы, которые находились в его комнате. Изучив их он захотел проведать свою подругу Люси и перед стал выбор - по какой дороге идти. Хотя у него были сомнения, но он очень соскучился и помнил, что пещера рассказывает свои сказки. На всякий случай он поднял указательный палец, произнес заклинание и побежал. Когда они встретились, то очень обрадовались друг другу. И в этот момент рядом с ними оказалась Лесная Фея. Она сказала, что гном выдержал главное испытание темнотой и поэтому Страх – страхов отпускает. «теперь ты не Страх Темноты, а добрый, веселый и смелый гном Гоша».
(Психолог обращается к детям от имени тюремщика) : Совет директоров, отпускаем страх темноты?
Совету директоров: «А вы знаете сказки своего дома?».
Домашнее задание – изучить, какие истории рассказывает комната.
Задание для детей – закройте глаза и внимательно вспомните, что в вашей комнате вызывало страх, а теперь мысленно подойдите к выключателю поднимите руки и включите свет, что вы видите вместо темного угла? Не забудьте, что можно прочитать заклинание, когда входите в темную комнату.
Итог: страхи написанные детьми сжигаются.
Выход из сказочной страны, рефлексия.