Наталья Булгакова
Проект «Столовая для птичек»
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
Пояснительная записка
Актуальность проекта
Идея проекта
Новизна проекта
Адресация проекта
Участники проекта
Цель проекта
Задачи проекта
Ожидаемые результаты проекта
Описание проекта
Тип проекта
Условия реализации проекта
Сроки
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Публикация «Проект „Столовая для птичек“» размещена в разделах
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Тинь-тень, тилли-тень,
Все короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек.
Есть птицы, которым очень нужна наша забота и корм, особенно в зимнее время года. Среди них голуби, городские утки, воробьи. Голуби и воробьи, а также синицы, зимой практически не могут найти себе пищу самостоятельно, поэтому кормушка может спасти им жизнь в холодный период. Утки также не смогут прокормить себя в течение всей зимы мизерными естественными кормами. В нашей деревне Волченки мы можем наблюдать всех этих птиц, а ещё галок, снегирей, и, если повезёт, свиристелей и других.
Не откажутся угоститься нашим кормом и дятлы, синицы, сойки, поползни. Хотя если они и не найдут наш корм, для них это не станет решающим моментом выживания.
А вот подкормка ворон и сорок – это «медвежья услуга» природе. Увеличение их видов может спровоцировать проблему для других. Они беспощадно разоряют чужие гнезда.
Главное правило подкормки – не кормить, а только частично подкармливать! Так птицы не разучатся искать себе пищу в природе. Особенно это касается синиц, поползней, соек и им подобных. Не стоит допускать постоянного наличия корма в кормушке – это приведет к перееданию, заболеванию печени у птиц. Приучите птиц, что есть график кормления. Насыпайте корм раз или два раза в день, в определенное время. Лучше, если это будет утром и вечером. Старайтесь не увеличивать объем.
Саму кормушку не размещайте за окном, на подоконнике, на балконе. Помните о том, что возле нее часто будет шум, мусор, помёт. К тому же, птицы могут залетать в окно, травмироваться об оконную раму.
Актуальность проекта :
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к друзьям нашим меньшим - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
1. Проявление интереса детей.
2. Развитие познавательных способностей дошкольника и родителя.
3. Подготовка родителя к сотрудничеству с воспитателем и ребёнком.
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы её построения:
1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
2. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
3. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
4. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
5. Личностно-ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы.
Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом.
В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной продуктивно - творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.
Новизна и оригинальность проекта состоит в том, что ход проекта охватывает все образовательные области. Применялись разнообразные нетрадиционные формы творческой деятельности детей. Совместная деятельность детей и родителей помогла создать благоприятный эмоциональный настрой, укрепить детско-родительские отношения. Таким образом родители стали полноценными участниками проекта.
Адресация проекта : проект предназначен для педагогов работающих с детьми младшего дошкольного возраста.
Участники проекта : дети младшей группы «Осминожки», педагоги, родители.
Цель проекта : Развитие у дошкольников нравственных чувств через экологическое воспитание с выходом в продуктивную деятельность. Создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у ребенка через организацию совместной познавательной и продуктивной трудовой деятельности.
Задачи проекта :
Обучающие:
• Закрепить ранее полученные знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц
• Пополнить имеющиеся знания новыми сведениями
• Научить детей правильно подкармливать птиц.
Развивающие:
• Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности
• Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
Воспитательные:
• Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
• Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
• Укреплять детско-родительские отношения
Ожидаемые результаты реализации проекта :
- Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
- Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Описание проекта.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап.
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
- Сбор информации по данной теме.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
2. Основной этап. Реализация проекта.
Представляет собой внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период.
Выполнение проекта проводилось в трех направлениях:
- работа воспитателей с детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность родителей и детей.
Работа с детьми по решению задач проекта :
1. Работа воспитателей с детьми
Беседы:
«Что ты знаешь о зимующих птицах?» Приложение 1
Цель: Выявить уровень знания детей о зимующих птицах.
«Меню птиц» Приложение 2
Цель: Познакомить детей видами подкормки птиц в зимний период.
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях
в книгах и журналах. Приложение 3
Цель: Уточнить представления о зимующих птицах. Активизировать словарный запас детей.
Составление рассказов по иллюстрациям
Цель: Обогащать и активизировать словарный запас детей. Формировать связную речь.
Разучивание стихов
Цель: Научить внимательно слушать литературный текст, развивать память. Активизировать и обогащать словарный запас детей.
Рассмотрение птиц «Гости нашего участка». Приложение 10
Чтение художественной литературы (фольклор, поэзия, рассказы) Приложение 4
Цель: Формирование интереса к потребности в чтении. Привлечение к знакомству с различными формами художественной литературы.
В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю. Никонова «Воробьишко», “Где обедал воробей” /из цикла “Детки в клетке”, “Умная птичка”.
Оформление уголка книги (подбор книг о птицах) Приложение 5
Цель: Расширить представления детей о зимующих птицах, их особенностях, повадках. Воспитание любви к пернатым друзьям.
Прослушивание аудиозаписи «Голоса зимнего леса»
Цель: Учить внимательно слушать музыкальные произведения, различать голоса птиц.
Сюжетно-ролевые игры Приложение 6
«Пригласи синичку в гости», «Больница птиц»
Цель: Воспитывать желание сопереживать и помогать пернатым друзьям.
2. Самостоятельная деятельность детей:
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах
Рассматривание сюжетных картин и фотографии
Цель: Уточнить представления о зимующих птицах. Активизировать словарный запас детей.
Прогулки
Наблюдение за птицами.
Птичьи следы.
Беседы о зимующих птицах. Приложение 7
Подвижные игры
• «Воронята»
• «Птички»
• «Воробышки и кот»
Экскурсия по территории детского сада
Открытие «Столовой для птиц» Приложение 8
Цель: Воспитание бережного отношения к птицам, любви к живой природе и желания заботиться о птицах; укрепление детско-родительских отношений.
Подкормка птиц
Цель: Вызвать желание заботиться о наших пернатых друзьях.
3. Совместная деятельность родителей и детей
Конкурс «Столовая для птиц» Приложение 9
Цель: Привлечение родителей к участию в проекте, укрепление детско-родительских отношений. Воспитание нравственных чувств.
Сбор корма для птиц.
Цель: Привлечение родителей к проблеме подкормки птиц в зимний период. Укрепление детско-родительских отношений.
Тип проекта : информационно-творческий.
Условия реализации проекта : краткосрочный (2 месяца).
Сроки:1.12.2016-31.01.2017.
Заключение.
В результате проведенной работы дети получат много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнают о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнают чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Примут участие в сборе корма для птиц. Вместе с родителями будут изготавливать кормушки. Узнают каких видов бывают кормушки. Укрепятся детско-родительские отношения. Но главный результат проекта -это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети станут более добрыми, отзывчивыми.
Проведя наблюдения, мы сделали следующие выводы:
1. В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.
2. Сытой птице мороз не страшен.
3. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.
Птицы наши друзья!
Предполагаемый результат проекта :
Список литературы.
1. Алексеев В. А. «300 вопросов и ответов о животных». Ярославль «Академия
развития»,1997г.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. Сада. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с.
3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 96 с.
4. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 144 с.
5. Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (вторая младшая группа). Учебное пособие – М., Центр педагогического образования, 2007. – 144 с.
6. Кислинская Т. А. Игры-заводилки. Познавательное развитие дошкольников. – М. : Изд. «Скрипторий 2003», 2011. – 72 с.
7. Козак О. Н. Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет. – СПб. : Союз, 1999. -336 с.
8. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 96 с.
9. «Комплексные занятия в ДОУ», вторая младшая группа под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой - Издательство "Учитель" 2011г.
10. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Новая школа. – Москва, 1995
11. Помораева И. А. Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 48 с.
12. Рябцева И. Ю., Жданова Л. Ф. "Приходите к нам на праздник" - "Академия развития", 2001.
13. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 144 В. Н. Журавлёва «Проектная деятельность дошкольников», «Учитель», Волгоград 2009г.»
14. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников», «Учитель», Волгоград 2008г.»
15. В. Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», творческий центр «Сфера» 2008г.
16.«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» составители Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова, Москва «АРКТИ», 2005г.
17. Е. Г. Зверева — Андреевская, О. Н. Монтазери, М. А. Игошина «Окружающий мир» : «ЮВЕНТА», 2006г.
18. Л. Б. Фесюкова, О. О. Григорьева «Времена года» : «Ранок», Харьков 2008г.
Приложение 1
Беседа «Что ты знаешь о зимующих птицах» (вороны, сороки, синицы, снегири).
Цель : способствовать у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию умения сравнивать по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать чувство заботы о птицах. 1. Отгадывание загадок: Как лисица среди зверей, Это птица всех хитрей. Прячется в зеленых кронах, А зовут ее. (Ворона)
Кто летает, кто стрекочет- Рассказать нам новость хочет (Сорока).
Грудка ярче, чем заря У кого. (у снегиря).
Вопросы: -Как называется птица?
-Опиши внешний вид.
-Чем питаются?
Закончи предложение:
Воробей маленький, а журавль….
Утка серая, а лебедь…
Цель: способствовать формированию обобщенных представлений детей о зимующих птицах и что зима для всех трудное время года, как птицы приспособлены к жизни в это время года; проявлению желания помогать и заботится о птицах зимой; развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия, используя при этом схему-модель.
Ход беседы:1 –Какие птицы остались с нами зимовать?
-Как называются эти птицы (зимующие)
-2. Игра в голоса.
Приложение 2
Беседа «Меню птиц»
Сегодня мы поговорим с вами о птицах которые остались и которые прилетели к нам в гости на зиму. Зачем и как нужно кормить птиц зимой? Чем кормушки помогают птицам?
Когда становится холодно и выпадает снег, большинство пищи для птиц становится недоступными для их. Насекомые на зимний период спрятались, земля, покрылась снегом. Некоторые сорняки с семенами торчат из-под снега, на некоторых деревьях сохранились плоды ягод на ветках. Но и эта еда быстро закончится.
Зимой птицам приходится тратить много сил и энергии на поиски пищи. Если птица не сможет найти себе еды в течение короткого зимнего дня, это может привести ее к гибели. Особенно трудно приходится маленьким птичкам им требуется относительно больше пищи для того чтобы восстановить свою энергию. К тому же маленькие птички питаются мелким кормом, который в первую очередь покрывается снегам или льдом.
Кормушки облегчают птицам в поиски еды, а это значит, что они помогут сохранить им драгоценную энергию.
Кормушки можно вешать в лесу, в парке, на подоконнике –главное, чтобы кормушки пополнялись кормом регулярно, хотя бы 1 раз в день.
Чем же кормить птичек?
Самое простое — это нежареные семечки подсолнечника. Они содержат масла, которые будут полезны для птиц. Воробьи любят пшено. А таких больших птиц как голубь, ворона, сорока можно кормить хлебам или крупными семенами. Снегири и свиристели любят ягоды, но их можно подкармливать и яблоками. Дятлы и синицы с удовольствием едят несоленое сало.
Чем нельзя кормить птиц?
Нельзя давать соленые или сладкие орешки, чипсы, шоколад и т. п., что содержит неестественные для птицы добавки. Корм для птиц должен быть ближе к их естественному рациону.
Существует много различных конструкций кормушек. Обязательно должна быть крыша, чтобы корм не намокал. Вешать кормушки надо так, чтобы до нее не смогли добраться хищники.
Также важно знать меру. Птиц нужно подкармливать, а не кормить. В природе у птиц более разнообразный рацион, чем в кормушке, даже зимой.
Подкармливать птиц можно до весны, примерно до конца апреля, когда уже начнут просыпаться насекомые и распускаться почки.
Как видите, с подкормкой птиц не так всё просто. Но все эти сложности ничто, когда вы понимаете, что вы помогаете нашим чудесным пернатым созданиям.
А теперь давайте вспомним, о каких птиц мы сегодня с вами говорили. И послушаем их пение.