Альбина Журавлева
Стереотипы цветового восприятия и пути их преодоления для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Стереотипы цветового восприятия и пути их преодоления для детей дошкольного возраста.
Главным препятствием для того, чтобы пробудить у детей способность пользоваться цветом как выразительным средством служат усвоенные от взрослых стереотипные представления о том, какими «бывают» те или иные предметы и явления. Дерево коричневое, трава зеленая, снег белый… Явление это естественное и даже неизбежное: нужды повседневной жизни не позволяют воспринимать каждый оттенок цвета как нечто уникальное и заводить для него специальное слово. Поэтому обширные цветовые гаммы мы объединяем одним нивелирующим наименованием: «зелёный», «красный» и так далее. А это, в свою очередь, влияет на то, как мы воспринимаем мир. Мы и в самом деле начинаем видеть синий снег белым, серебристо-серую листву -зеленой, тёмно- розовое небо после вечерней грозы -голубым. И это не только мешает правдиво изображать внешний мир. Привычка к цветовым стереотипам мешает облекать собственные замыслы в подобающие им цвета. Часто приходится видеть, как, выполняя задание, ребёнок сам того не осознавая, ведёт трудную борьбу с навязанным стереотипом и далеко не всегда выходит победителем.
Публикация «Стереотипы цветового восприятия и пути их преодоления для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Как избавить детей от власти цветовых стереотипов? Эта задача не так уж трудна. Можно, например, попросить детей раскрасить изображения ковриков доброго и злого волшебников- квадратов неправильной формы, каждый из которых расчленён на ряд более мелких геометрических фигур. Эти ковры не простые. Один приносит радость, веселье, здоровье. А кто наступит нечаянно на другой, тотчас начнёт чихать, капризничать, скандалить.
Раскрашивая коврики, ребёнок уже не испытывает гнёта стереотипов, не боится раскрасить «неправильно». И он начинает понимать, что если не придать коврам подобающее цветовое обличье, их легко перепутать. Понимает, что цвет по своему характеру, настроению должен соответствовать содержанию. Несколько подобных заданий- и выразительность цветовых решений начнёт проявляться и при изображении людей и предметов. Теперь ребёнок не боится, если нужно, поселить своих героев в чёрном или красном саду. Не обязательно создавать фантастический колорит, чтобы достичь выразительности. Если показать ребенку, как многообразны оттенки цвета, которые мы привыкли называть приблизительным именем «зелёный», если научить его получать нужные оттенки путем смешения красок, он сумеет изобразить и два «зеленых» сада, противоположных по своей эмоциональной атмосфере.
Выразительность, образность цветовых решений, достигнутая с помощью нескольких искусственных приемов, довольно быстро распространяется и на собственные творческие работы многих детей. В ряде случаев это качество выразительности проявлялось не только в цветовых решениях, но и в других сторонах изображения- таких как композиция, характер линии или мазка.