Александра Райхерт
Краткосрочный проект «Эколята-Дошколята»
Краткосрочный проект «Эколята – Дошколята»
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.
Публикация «Краткосрочный проект „Эколята-Дошколята“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Эколята - защитники природы. Проекты
- Темочки
Это проблема остро волнует всех здравомыслящих людей.
Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Природа — это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. /В. А. Сухомлинский/
В нашем детском саду педагоги всех возрастных групп уделяют большое внимание воспитанию в детях бережного отношения к природе. Ведь начинать эту работу нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
«Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину». Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.
В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Цель Проекта Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи Проекта • дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
• разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Принципы реализации проекта
• дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Принципы реализации проекта:
· использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе;
· последовательность в обучении и воспитании;
· простота, наглядность и доступность изучаемого материала;
присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных примеров;
· наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала;
· безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса.
Формы работы, применяемые во время организации и проведения учебно-воспитательного процесса:
· чтение;
· беседа;
· наблюдение;
· обсуждение;
· прослушивание тематических сказок
· задание;
· игра;
· викторина;
· конкурс;
· тематическое оформление помещения;
· прогулка;
· работа на природе;
· проведение опыта;
· тематическое мероприятие.
Ожидаемые результаты проекта:
· формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
· повышение общей культуры ребёнка;
· формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
· развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
· расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
4. Участники проекта: дети 2-ой младшей группы, родители, педагоги.
5. Мероприятия проекта
1. Знакомство воспитанников со сказочными героями – Эколятами – друзьями и защитниками природы.
Познакомить детей со сказочными героями «Эколятами».(сентябрь)
2 Фильм для детей про Эколят – молодых защитников природы.
Познакомить детей с героями Эколятами. (сентябрь)
3 Консультации для родителей "Экологическое воспитание детей в семье".
Предложить родителям методические рекомендации по формированию экологической культуры в семье. (сентябрь)
4 Экскурсия на метеоплощадку детского сада.
Познакомить детей с оборудованием метеоплощадки (что такое термометр, ветровой рукав, барометр) с помощью барометра измеряем атмосферное давление, с помощью ветрового рукава прогнозируем погоду по направлению и скорости (силе) ветра. (сентябрь)
5. Посвящение воспитанников в «Эколята – дошколята» – юных защитников природы.
Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
(октябрь)
6. Конкурс рисунков «Эколята - защитники природы»
Развитие у детей внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережному отношению к ней. (октябрь)
7. Квест игра «Эколята – молодые защитники природы»
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста. (октябрь)
8. Предложить детям изготовить гербарий из осенних листьев деревьев.
Изготовить гербарий из осенних листьев деревьев и кустарников, произрастающих на участке детского сада, как пособие для занятий в дошкольном учреждении. (октябрь)
9. Экологическая акция «Поможем птицам пережить зиму
Формирование экологических знаний дошкольников о зимующих птицах и ответственное, бережное отношения к ним. (ноябрь)
10. Предложить детям заготовить корм для птиц.
Изучение информации о видах корма для птиц, сбор корма и подкормка птиц.
(ноябрь)
11 Деловая игра «Береги природу
На доске располагаются картинки птиц, зверей, человека, воды, растений и т. д. Убираем одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдет, если на Земле исчезнет данный объект. Таким образом, подводим детей к пониманию, что мир – это единая система и все его компоненты взаимосвязаны между собой. (декабрь)
12. Опыт с луком, доказывающий необходимость воды для роста и развития растений.
Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (декабрь)
13. Познакомить детей с терапевтической сказкой «Вредная липа»
Воспитание у детей любви к природе, чувство ответственности за все живое, умение правильно вести себя в природе. (январь)
14. Участие детей во Всероссийском уроке «Эколята – молодые защитники природы».
Экологическое просвещение воспитанников, формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. (февраль)
15. Участие детей во всероссийской олимпиаде «Эколята - Молодые защитники Природы».
Выявление экологически грамотных обучающихся, повышение
естественнонаучной грамотности. (февраль)
16. Предложить детям создать мини-огород на подоконнике в детском саду. Где будет расти лук, рассада овощных культур и цветов.
Расширять знания детей о том, как создать грядки на подоконнике, как ухаживать за растениями. Привлекать детей к посадке семян растений. Познакомить детей с правилами посадки и ухода за зеленью. (март)
17. Знакомство с профессией «Цветовод»
Расширение представлений детей о профессии цветовода, о содержании и результатах труда. Формировать у детей представления о том, что цветы можно выращивать рассадой в ящичках для последующей посадки на клумбы.
(март)
18. Уход за огородом и клумбой на своем участке «Посадили огород, посмотрите что растет! Будем мы ухаживать, будем поливать, будем за росточками дружно наблюдать»
Формирование у детей трудовых навыков по уходу за растениями на огороде.
(Май)
19. Предложить родителям с детьми поучаствовать в акции «Посади дерево»
Создание экологической среды на территории детского сада. (май)
20. Создание экологического стенда в группе «Эколята-Дошколята»
Популяризация экологического образования и экологического просвещения воспитанников ДОО. (май)
Клятва «Эколят – молодых защитников природы»
Я честный, добрый и заботливый человек. Я хочу вступить в ряды Эколят.
Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!
Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому я обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.
Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому я обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.
Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому я обещаю убирать за собой мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы и сдавать вторсырье в переработку.
Вступая в ряды Эколят – Молодых защитников природы, я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным.
Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных и растениях.
Клянусь нести знания о природолюбии окружающим меня людям.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Правила «Азбуки Природолюбия»
1 Будь аккуратен с Природой.
2 Береги Природу.
3 Будь вежлив и внимателен с Природой.
4 Изучай Природу.
5 Люби Природу.
6 Неси ответственность перед Природой.
7 Наблюдай за природой.
8 Умей радоваться всесте с Природой.
9 Сохраняй Природу.
10 Трудись на благо Природы.
11 Уважай Природу.
12 Фантазируй вместе с Природой.
12 Приходи в гости к Природе.
14 Стань юным натуралистом.
15 Умей грамотно гулять на природе.
16 Дружи с природой.
17 Заботься о природе.