Оксана Сергеева
Статья «Здоровье начинается со стопы»
▼ Скачать + Заказать документы
Для правильной осанки и красивой походки большую роль играет правильное формирование голеностопного сустава. Любое нарушение в области этого сустава может отрицательно повлиять на походку, осанку ребенка. Вот почему очень важно, чтобы работники дошкольных учреждений знали особенности развития и формирования опорно-двигательного аппарата, приемы и способы профилактики и устранения некоторых деформаций [1,19].
Наиболее распространенной деформацией опорно-двигательного аппарата у детей 2-7 лет является плоскостопие.
Публикация «Статья „Здоровье начинается со стопы“» размещена в разделах
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из главных проблем, так как здоровье - основное условие, определяющее своевременное физическое и нервно-психическое развитие ребёнка, фундамент его дальнейшего благополучия. И так как в дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития и ее формирование еще не завершено перед собой я поставила цель выявить детей с деформациями стопы и улучшить их состояние здоровья через создание систему профилактики плоскостопия в детском саду.
Работа над проектом построена согласно задачам: образовательным, оздоровительным и воспитательным. Старшие ребята могут понять пользу упражненийя им объясняла, что движения помогут им стать здоровыми, красивыми. Перед собой поставила цель достичь следующих результатов:
укрепление мышц стопы и голени
повышение уровня физической подготовленности
сформированность осознанной потребности в выполнении упражнений в домашних условиях
благотворное влияние на сохранение опорно-двигательного аппарата и укрепление здоровья.
Свою работу я начала с изучения методической и медицинской литературы, подбора комплексов по коррекции и профилактике, изучения методики обследования, подготовки методической литературы для родителей.
Обследование стоп начинала с наружного осмотра обуви. Резкое снашивание каблука указывало на увеличенную нагрузку в области заднего отдела стопы, нависание верхней части обуви над подошвойс внутренней или наружной стороны свидетельствовало неправильной походке о боковом искривлении стопы. Определить степень плоскостопия помогли отпечатки стоп. Форму стопы мы определяли путем отпечатка при помощи плантографа. Описание отпечатков делала районный педиатр. После получения результатов я сформировала группу из детей, имеющих отклонения в развитии стопы.
Раннеераспознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогли избавить детей от этого недостатка или во всяком случае, уменьшить его.
Для полной реализации данной работы в условиях детского сада необходима помощь родителей. Хороший эффект дали:
беседы с родителями о внимательном отношении к обуви,
сбор бросового материала для изготовления массажных ковриков.
изготовление нестандартного оборудования для коррекции плоскостопия.
Упражнения для профилактики плоскостопия для всех детей велась ежедневно в утренние часы, а для детей, имеющих отклонения в развитии стопы дополнительно в вечернее времяв определенной последовательности, в 3 этапа.
На первом этапе дети выполняли упражнения без предметов. С целью повышения тонуса и функции трехглавой мышцы голени использовала упражнения с сопротивлением, отягощением, разнообразную ходьбу по ровной и наклонной местности. Предлагала разнообразные общеразвивающие упражнения на укрепление мышц бедра и голени, охватывающие все группы мышц, тыльное и подошвенное сгибание стопы и т. д. Все это способствовало развитию мышц конечностей, профилактике или коррекции плоскостопия.
На втором этапе детям предлагалось упражнения с предметами: захватывание пальцами стопы мелких предметов, удержание и выбрасывание их (круглые палки, мешочки с песком и т. д, перекатывание стопой мячей с шипами, ходьба по дорожке массажеру и т. д.
На третьем этапе сравнительно усложняла двигательные действия ребенка, использовали различные приспособления универсального типа, усложняла так же способ перемещения ребенка на этих снарядах: дети ходили по наклонной доске (угол наклона которой постепенно увеличивался, по дорожкам, ребристым доскам, рейкам гимнастической скамейки т. д.
Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы включала в комплекс утренней гимнастики,использовала на физкультурных занятиях. Стремилась выработать правильные жизненно необходимые двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании в выполнении упражнений в равновесии, в подвижных и спортивных играх.
В конце учебного года мы выполнили вторичную плантографию и провели сравнительную характеристику. При сравнении полученных показателей мы видим положительную динамику.
Таким образом:
У детей сформировались представления о значении гимнастики для ног;
Дети научились выполнять упражнения для стоп с различным оборудованием;
Дети научились правильно выполнять комплексы упражнений по профилактике плоскостопия;
Дети могут самостоятельно заниматься профилактикой в домашних условиях.
Список литературы:
1. А. Саркисян, Г. Овакимян «Детское плоскостопие и косолапость».//Дошкольное воспитание. 1991, № 7, с. 19-25.
2. В. С. Лосева «Плоскостопие у детей 6-7 лет (профилактика и лечение) Сфера 2007