Наталья Бабинцева
Игры по укреплению и формированию мышц стопы и голени для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Подарки»
Цель. укреплять мышечно-связочный аппарат голени и стопы, способствовать общему оздоровлению организма.
Ход. Взявшись за руки, дети образуют круг, один ребенок в центре. Играющие идут по кругу и говорят.
Принесли мы вам подарки,
Кто захочет, тот возьмет,
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет.
С окончанием слов останавливаются, стоящий в кругу называет подарок, который хочет получить. Если называет коня, дети скачут, если куклу – пляшут, если волчок – кружатся. Дети выполняют движения под слова:
Скачет конь к нам, чок, чок, чок,
Слышен быстрый топот ног.
Публикация «Игры по укреплению и формированию мышц стопы и голени для детей 4–5 лет» размещена в разделах
(Бег по кругу, высоко поднимая колени, руки вытянуты вперед, корпус слегка наклоняется назад)
Кукла, кукла попляши,
Красной лентой помаши.
(Пляшут под музыку)
Вот как кружится волчок –
Пожужжал и на пол лег.
(кружатся на месте и присаживаются)
Самолет летит, летит,
Летчик смелый в нем сидит.
(Бегают по кругу, разведя руки в стороны.)
Стоящий в кругу выбирает себе подарок из детей, которые красиво и правильно выполняют задания. Выбранный становится водящим.
Правило: действовать в соответствии с игровым образом.
«Через ручеек» («Не замочи ног»)
Цель. развитие координации движений, укрепление мышечно-связочного аппарата стоп.
Ход. На площадке выкладывают из шишек, мешочков, палок ручеек. В лесу или на лугу можно использовать узенькую тропинку (шириной 20-30 см). дети встают к ручейку и по сигналу перепрыгивают его, отталкиваясь двумя ногами, по сигналу «домой», расходятся по площадке.
Если дети хорошо справляются, то расстояние (ширина ручейка) увеличивается до 30-40 см.
Правило: отталкиваться одновременно двумя ногами, приземляться также мягко на обе ноги; кто оступился, остается в ручейке на 1-2 повторения.
Примечание: сделать еще один широкий ручеек (40-50см) для тех, кто справился с предыдущим заданием.
«Паучки»
Цель: закреплять умение лазать по гимнастической стенке; укреплять мышцы, суставы, связки нижних конечностей; формировать своды стопы; совершенствовать функциональные возможности организма.
Оборудование: гимнастическая стенка, маты.
Примечание: в ходе игры дети при влезании на гимнастическую стенку и слезании с нее не спешат, не пропускают перекладин, наступают на них серединой стопы; сохраняют правильный хват кистями – четыре пальца сверху, большой – снизу; при спуске доходят до последней перекладины и осторожно сходят на пол.
Ведущий: паучки очень проворны, они умеют быстро передвигаться по паутине.
«Десять ног, десять рук,
Кружева плетет паук.
Клонит шляпу мухомор:
«До чего ж хорош узор!» (Дж. Чуяно)
По указанию взрослого 4-6 детей подходят к секциям гимнастической стенки. Ведущий и остальные дети говорят: «Паук, паучок! Повесь сети на сучок!» Вызванные дети не спеша поднимаются по гимнастической стенке вверх, стараясь использовать чередующий шаг, а затем слезают.
«Рано утром паучок сеть повесил на сучок.
Сеть повесил – и молчок: ловит муху паучок» (В. Степанов)
Загадка: «Восемь ног, как восемь рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк». «Из тонких нитей сплел ловушку, сидит и поджидает мушку»
Правило. Необходимо стоять на страховке возле гимнастической стенки.
«Петух»
Цель: укреплять мышцы и связки стопы и голени; формировать умение шагать, высоко поднимая ноги; способствовать развитию равновесия; закреплять умение сохранять дистанцию при передвижении; приобщать детей к малым фольклорным жанрам.
Оборудование: ободки с петушиными гребешками или шапочки.
Примечание: в ходе игры дети действуют по сигналу взрослого, при ходьбе высоко поднимая колени и вытягивая носки, шагают ритмично, сохраняя при этом дистанцию.
Ход. Ведущий: «Трух-тух-тух!
Трух-трух-тух!
Ходит по двору петух!
Дети ритмично ходят по площадке в разных направлениях, высоко поднимая колени, руки на поясе.
Петушок, петушок.
Останавливаются.
Золотой гребешок,
Ты подай голосок
Через темный лесок.
Через лес за реку покричи…
Взмахивают руками – «крыльями2 в стороны вверх и кричит: «Ку-ка -ре-ку!»
Ведущий: «Не всадник, а со шпорами, кафтан его – с узорами. Не проспит, не позабудет, на рассвете всех разбудит»
«Идет петушок, красный гребешок, хвост с узорами, сапоги со шпорами, двойная бородка, чистая походка. Рано утром встает, звонко песенки поет».
Правило. действовать в соответствии со словами, которые произносит ведущий.
«Цветы и бабочки»
Цель: закреплять умение бегать в разных направлениях; развивать быстроту, ловкость, равновесие; укреплять мышцы и связки стопы и голени; формировать своды стопы; совершенствовать функциональные возможности организма; воспитывать доброжелательность.
Оборудование: обручи малого диаметра, ободки с бабочками или карнавальные крылышки бабочек.
Примечание: в ходе игры дети действуют по сигналу взрослого, стоят на обруче в заданной позе; бегают на носках и кружатся, не наступая в обручи и не наталкиваясь друг на друга, при этом выполняют движения красиво, выразительно.
Ход. На площадке с интервалом 1м расположены обручи малого диаметра – «цветы». Дети – «бабочки» - встают на край обруча с опорой об пол пятками и пальцами так, чтобы край обруча был точно под серединой стопы. Под музыку (сигнал для начала бега) они начинают на носках по площадке между обручами, взмахивая рук имитируют движения крыльев бабочек, кружатся, танцуют. Внезапно музыка обрывается, «бабочки» садятся на «цветы» - встают на край любого близлежащего обруча и приседают.
Возможны различные варианты этой игры. Так, число обручей может быть меньше, чем игроков, и дети говорят игроку, оставшемуся без обруча: «Аня, Аня не зевай, свой цветочек выбирай!» На первую, быструю часть мелодии дети бегают на носках между обручами, на вторую, медленную – встают на край любого близлежащего обруча - «цветочка» и ходят по нему приставными шагами. В игре можно использовать обручи большого диаметра, в этом случае один обруч могу занимать двое или трое детей, и цветовые ориентиры – ободки с бабочками либо карнавальные крылышки бабочек трех основных цветов. Например, белого, желтого, розового. Также можно попросить игроков занимать обручи соответствующего цвета.
Правило. выполнять сигнал, указания.
«Дружные ножки»
Цель: укреплять мышцы. суставы и связки нижних конечностей; формировать своды стопы, развивать ловкость; воспитывать целеустремленность, настойчивость.
Оборудование: обручи малого диаметра.
Примечание: в ходе игры дети действуют по сигналу взрослого. Выигрывает та пара игроков, которая дольше других может удерживать обруч.
Ход. И. п. : сидя, согнув ноги, лицом друг к другу, руки в упоре сзади, обруч впереди на полу, пальцы ног обхватывают обруч. По сигналу «Дружно обруч поднимаем, мышцы стоп мы упражняем!» дети в парах поднимают обруч и удерживают его как можно дольше. Возможны различные варианты этой игры. Так, упражнение выполняется в тройках (четверках) с обручами большого диаметра. Можно использовать музыкальное сопровождение
Эта игра проводится с детьми от 5 до 7 лет.
«Тетя Свинка»
Цель. развивать координацию движений, тонкую моторику; укреплять мышцы стопы.
Ход. Предварительно перед игрой надо рассыпать по полу желуди. Дети сидят с покойно на своих стульчиках.
Инструктор. Собрала тетя Свинка
Желудей корзинку
Для маленьких ребят
Озорных поросят.
Шла Свинка домой
И упала в лужу. Ой!
Выпали у тети Свинки
Желуди из корзинки.
Плачет тетя Свинка:
Нет желудей в корзинке.
Ребята! Помогите Свике
Собрать желуди в корзинку.
Дети. Мы очень постараемся, и с этим делом справимся!
Инструктор. прежде чем желуди собрать,
Надо с ними поиграть:
Покатать желуди немножко
Правой, потом левой ножкой.
Дети. Мы весело играем: желуди по полу катаем!
Дети выполняют задание: катают желуди по полу сначала стопой правой ноги, потом левой. После этого детям предлагается собрать руками (или ногами) желуди в корзинку для тети Свинки, затем дети садятся на стульчики и обуваются. Завершается игра такими словами:
Инструктор. Ради тети Свинки все желуди в корзинке.
Говорит: «Спасибо, ребята, вы мне очень помогли,
Поспешу я к поросятам, дома ждут меня они.»
Дети. И мы закончили игру, скажем весело: «Хрю-хрю!»
Правило. Точно выполнять задания.
Литература.
1. Баранов А. Состояние здоровья детей дошкольного возраста// Здоровье дошкольника. 2009. №4 С. 4-8.
2. Волошина Л. Н., Гавришова Е. В., Елецкая Н. М., Курилова Т. В. «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников». Волгоград. 2013.
3. Голубева Л. Н. Проблемы физического воспитания детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе. // Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Сб. науч. тр. ; под редакцией Т. В. Оверчук. М. 2004. С. 18-20
4. Галанов А. С. Игры, которые лечат. (для детей от 3 до 5 лет). Москва. 2005.
5. Калугина Г. К. Оздоровительная направленность художественной гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста: Г. К. Калугина. Челябинск. 2003.
6. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата) : Метод. пособие. М. 2006.
7. Ловейко И. Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. Учебное пособие. Л., 1982.
8. Моргунова О. Н. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в ДОУ. Практическое пособие. Воронеж. 2013.