Ирина Роголева
Экологические сказки, их роль в воспитании и обучении дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экологические сказки, их роль в воспитании и обучении дошкольников
В настоящее время одной из проблем воспитания и обучения дошкольников стала именно экологическое воспитание. В век гаджетов и новых технологий дети перестали видеть всё живое: природу, животных. При нехватке общения детей с природой впоследствии оборачивается черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. Экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.
Публикация «Экологические сказки, их роль в воспитании и обучении дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Экологические сказки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2021
Главным образом экологическая работа в ДОУ заключается в том, чтобы ребенок научился видеть и понимать красоту всего живого и бережно относиться ко всему. А так же научился соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой и животными.
Самый главный принцип экологического воспитания – это принцип научности и достоверности фактов. Но как рассказать детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о появлении птиц? Как рассказать, как увлечь и заинтересовать детей, ведь этот материал содержит в себе строгие научные факты, которые зачастую просто непонятны детям.
Необходимо тщательно выбирать формы и методы экологического развития дошкольников. Одним из таких средством обучения является экологическая сказка.
Такая форма сказки близка и понятна детям. В каждой сказке мы определяем свои цели и задачи, но все они в конечном итоге схожи между собой, потому что призваны учить детей беречь и охранять природу, и все живое на земле.
Экологическая сказка играет большую роль, как в познавательном развитии детей, так и в эстетическом, без которого не проявлялось бы чуткость к чужому горю, сострадание, а так же уважение ко всему живому и природе. Благодаря этим сказкам, дети познают мир не только умом, но и сердцем, тем самым выражают своё отношение к добру и злу. Связанные с захватывающим действием сказки картины природы воспринимаются детьми эмоционально и впервые дети начинают понимать, как прекрасен окружающий их мир.
По мнению исследователя Власовой Галины Николаевны, - «Сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а так же реальные представления о природе.
Так почему же экологические сказки так интересны детям?
Дети любят волшебные сказки и сказки о животных. В этих сказках всё фантастическое тесно связано с реальной действительностью, своим содержанием сказки дают детям знания о природе, о животном мире.
Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на чувства ребенка. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей научному видению природы. Сказка позволяет ребенку усвоить правильную в своей основе идею: все можно улучшить, усовершенствовать, помочь себе и другим.
В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы. Сказки не только развлекают, они ненавязчиво воспитывают, знакомят детей с окружающим миром, добром и злом. Эти сказки, они как универсальный учитель, в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность ребенка тонко чувствовать окружающий мир.
Как таковых авторских сказок с именно экологическим содержанием очень немного. От других сказок их отличает, прежде всего, то, что они несут в себе достоверную научную информацию. Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления: о закономерностях природы; о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.
Самыми распространенными экологическими сказками являются :
- сказки Виталия Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», «Одинец» – в основе всех лесных сказок, рассказов и повестей Виталия Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей.
Создавая их, он стремился и детей приучить к самостоятельным наблюдениям над родной природой. Так же он очень просто и доступно показывает зависимость одного явления в природе от другого.
- Прочитав книгу Бориса Заходера «Избранное: стихи, сказки, переводы, пересказы», вы познакомите детей с интереснейшим миром живой природы. Бориса Заходера можно отнести к тем особенным людям, которые могли слышать и понимать язык природы и животных и переводить его на язык, «человеческий». Чудесные сказки Б. Заходера помогут детям лучше понять и полюбить окружающий мир, научат бережно относиться к природе.
- Константин Ушинский в свое книге «Рассказы и сказки» сочинил сказки о растениях и животных, о птицах, о явлениях природы, и так же о самих детях.
Сказки К. Ушинского побуждают детей присматриваться к родной природе, изучать ее, осмысливать окружающие явления.
В заключении скажу, что экологическая сказка необходима должна быть доступна дятем. Она является эффективным средством воспитания и обучения, способствующим экологическому развитию дошкольников.