Людмила Борисенко
Воспитание смелости у дошкольников в режиме двигательной активности
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание смелости у дошкольников в режиме двигательной активности
Доминирующая цель воспитательных задач физического развития – воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма и т. д.)
Публикация «Воспитание смелости у дошкольников в режиме двигательной активности» размещена в разделах
В нашей повседневной жизни смелости не придаётся большого значения. Смелость ценится у военных, пожарных. Безопасность – вот что ценится в наши дни. Возможно, вы уже думали, что излишняя смелость – источник повышенной опасности. Без сомнения, в жизни существуют реальные опасности, которых следует избегать. Но есть огромная разница между безрассудством и смелостью.
Смелость – это твердое решение не отступать, действовать, несмотря на страх.
Дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
В этом возрасте закладываются основы будущей личности. Формируется устойчивая структура мотивов. Зарождаются новые социальные потребности: потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других дела, быть смелым, потребность в признании сверстников.
У старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим.
Смелые дети значительно меньше затрачивают времени на овладение сложными движениями, требующие ловкости, силы и сноровки, не допускают излишних защитных реакций, экономнее расходуют энергетические ресурсы организма. Вот почему смелость надо развивать в дошкольном возрасте путем преодоления посильных опасностей и победы над страхом.
Осмысленный страх биологически оправдан, так как он, с одной стороны, мобилизует дополнительные энергетические ресурсы организма для преодоления опасности, а с другой – сдерживает любопытство ребенка. Поэтому последствия рискованных действий надо в доступной форме разъяснять детям. При этом нельзя допускать угроз, запугиваний, устрашающих действий. Необходимо постоянно добиваться от детей правильной самооценки своих способностей по отношению к конкретным рискованным действиям.
Проявление страха у ребенка во многом зависит от издержек воспитания. Например, боязнь у детей усиливается вследствие запугивания их, суровости и жестокости обращения с ними и других факторов, обостряющих болезненные впечатления детей. Частые и тем более длительные переживания страха в раннем детском возрасте способствуют формированию боязливости и трусости. Запуганные дети растут болезненными и слабыми.
Чем изнеженнее ребенок, чем больше он проявляет своеволия, тем слабее выражены его способности к преодолению страха. Такой ребенок может с боязнью отступать от незначительной опасности, не пытаясь ее преодолеть.
Ребенок, которого слишком заботливо ограждают от всяких препятствий и не приятных ощущений, а также если ему внушается страх перед сложными и трудными двигательными действиями, становиться излишне изнеженным, впечатлительным и в конце концов трусливым. Детей надо с самого раннего возраста приучать к смелым действиям, поощрять их разумную храбрость.
Для обучения сложным упражнениям необходимо прежде всего создать для этого соответствующие условия: не загромождать помещение, где находятся дети, оборудованием, ненужными предметами. Не обучать упражнениям на непривычном или неудобно расставленном оборудовании, при недостаточной или неправильной освещенности помещения. Совсем не допустимо тренировать детей на непрочном, неисправном инвентаре. Нельзя обучать подобным упражнениям при утомленном, болезненном состоянии или плохом настроении детей, в неудобной одежде и обуви, при непривычном шуме в помещении.
Обучению сложным упражнениям должна предшествовать некоторая подготовительная работа, например: в облегченных условиях надо накопить двигательный опыт, достаточный для выполнения определенного упражнения, внушить детям веру в свои силы и способности, а также веру в действия педагога (страховку, помощь, словесные указания и т. д.). На первом этапе обучения осторожным двигательным действиям важно научить детей контролировать свои движения во времени и пространстве. Для этого следует выявить и освободить их от устойчивых состояний страха, например: от боязни упасть, боязни высоты, жесткого приземления, боязни потерять равновесие, не поймать мяч, не рассчитать разбег, свои силы и т. д.
В процессе активных двигательных действий нецелесообразно обращать внимание окружающих на ребенка, переживающего чувство страха, наказывать его за это или смеяться над ним. При травме, падении или неудаче малыша весьма не желательны смех над ним, оскорбительные реплики окружающих, особенно в присутствии посторонних лиц. При первом же срыве, постигшем ребенка, необходимо сразу же помочь ему повторить упражнение при более надежной страховке.
Большое значение для преодоления мнимых опасностей имеют подвижные игры. Поэтому важно отрабатывать сложные двигательные действия в играх, в которых дети об излишней осторожности и в итоге легко преодолевают психологические барьеры, развивают смелость.
Для воспитания смелости в двигательной деятельности детям старшего дошкольного возраста рекомендуются специальные упражнения. Подбирая их, прежде всего учитывалось то, что дошкольники боятся преимущественно тех движений, которые связаны с сохранением равновесия.
1. Ходьба по кубикам, расставленным в шахматном порядке на ширину шага.
2. Ходьба сверху вниз по наклонной гимнастической скамейке под углом 20о.
3. Доставание мяча с пола, стоя на скамейке. Страховать, придерживая за талию.
4. Ходьба по канату.
5. Ходьба по ступенькам вверх и вниз. Ступеньками могут служить гимнастическая скамейка и гимнастический куб. Страховать, придерживая за руку при спуске.
6. Передвижение на четвереньках снизу вверх и сверху вниз по наклонной скамейке под углом 30о. Страховать при передвижении сверху вниз, придерживая за плечи.
7. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед по гимнастической скамейке.
8. Расхождение при встрече на гимнастической скамейке. Подводящие упражнения: расхождение на доске, положенной на пол. Страховать, придерживая сбоку на уровне плеч.
9. Пролезание в обруч, поставленный на гимнастической скамейке. Подводящее упражнение: пролезание в обруч на полу.
10. Выполнение известных детям упражнений, стоя на гимнастической скамейке или на гимнастическом кубе высотой 40-45см.
11. Ходьба по кубикам или гимнастическим островкам (пенькам) высотой до 20см., расставленным не более чем на полшага друг от друга.
12. Стоя на гимнастическом островке, катать мяч руками вокруг ног.
13. Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через гимн. палки, поднятые над скамейкой на высоту до 30см. Страховать, поддерживая за руку.
14. Ходьба в парах по ребрам лестницы, положенной на пол, держась за руки.
15. Броски мяча вверх стоя, ноги врозь на гимнастической скамейке. Подводящее упражнение: броски мяча вверх стоя на полу в квадрате. Страховать: поддерживая за талию.
16. Перепрыгивание через качающуюся веревку. Подводящее упражнение: прыжки через натянутую веревку.
17. Одновременное спрыгивание с гимнастической скамейки вдвоем, втроем и т. д. на мягкое покрытие.
18. Лазание по нижней стороне наклонной лестницы. Страховать, положить маты на пол, поддерживая спину. Усложнять упражнения путем уменьшения угла наклона лестницы.
19. Ходьба по пенькам с перешагиванием через мячи (положенными между пеньков).
20. Ходьба по гимнастическим палкам, лежащим лесенкой на полу.
21. Ходьба по гимнастической скамейке, перешагивая через кубики.
22. Пробегание сквозь качающийся маятник (маятником может служить любой мягкий предмет, привязанный к веревке).
23. Стоя в колонне по одному, поочередно перепрыгивать через веревку, движущуюся по полу. Движение веревки каждый раз ускорять.
24. Подбрасывание и ловля малого мяча стоя на кубиках.
Смелость и упорство являются магическим талисманом, перед которым все трудности и препятствия растворяются в воздухе.