АННА ЦЕЛИЩЕВА
Консультация «Воспитание дошкольников в условиях праздничной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание дошкольников в условиях праздничной культуры
Анна Александровна Целищева воспитатель МБДОУ 143 Кмерово
Праздник – это важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться. А порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: «Без праздников не бывает детства!»
Публикация «Консультация „Воспитание дошкольников в условиях праздничной культуры“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Праздники. Консультации для родителей
- Темочки
Праздник - это торжество, которое объединяет людей общностью переживаний, эмоциональным настроем, создает то особое ощущение, которое мы называем праздничным. Формы же празднования могут быть самыми разнообразными.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, акценты праздничного действия необходимо делать на сказке (её драматизации, переживании сюжета). Движении (танце, игре (словесной, подвижной, малоподвижной и т. п.). Творчестве (двигательной, речевой импровизации и т. п.).
Цели праздника классифицируются на ритуальные (сохранение обрядов и традиций народа) и психофизиологические (создание атмосферы радости в сообществе).
В любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности-это и музыкальная, и речевая, и изобразительная. Также следует выделить особый вид деятельности - общение.
Праздник - это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник - это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка дошкольного возраста.
Я готовлю праздник в совместном творчестве с детьми. Именно подготовка праздника способствует развитию познавательной активности детей, так как они учатся осмысливать вопросы о сущности предстоящего праздника, о логике его проведения, о тех играх, танцах, песнях, стихотворениях, которые могут быть исполнены.
Степень активности участия детей на праздниках я делю на два вида :
Первый вид дает возможность более широкого включения детей в процесс подготовки и исполнения. Они сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, принимают активное участие в разнообразных играх. Этот вид праздников позволяет мне найти занятие каждому ребенку, что положительно сказывается на формировании основ культуры личности.
Второй вид – смешанный. Он позволяет расширить общение детей со взрослыми и сверстниками, что так необходимо для общего развития дошкольников. Привлечение родителей – важная форма работы детского сада с семьей.
Во время праздников я устраиваю разнообразные игры и увеселения, развлечения. К развлечениям я отношу шутки, фокусы, загадки, сюрпризные моменты, аттракционы.
Каждый праздник имеет свои обычаи и традиции, свой сценарий.
Сценарий детского праздника – это подробная литературно-текстовая разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно излагается все, что будет происходить.
Работа над сценарием включает в себя несколько этапов
1-й этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга.
В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием.
2-й этап – построение композиции, реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сценическом действии
Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то, организуя его, я тщательно работаю над средствами эмоционального воздействия такими как - музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию.
Песня и танец на детском празднике – это средства общения и единения всех собравшихся. Здесь не должно быть актеров и зрителей. Все участвуют в праздничном действии и веселье благодаря играм.
А Слово, звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках воодушевляет участников.
При оформлении помещения к празднику я следую основным правилам. Дизайн должен: отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей, развивать художественно-эстетический вкус, создавать радостное настроение, вызывать чувство интереса к предстоящим событиям.
Огромная роль при проведении праздника принадлежит ведущему. Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения в любой игре. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой, темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.
После проведения праздников, развлечений важно закрепить полученные детьми впечатления и знания. Для этого проводятся беседы с детьми. Целесообразно использовать изобразительную деятельность в подведении итогов праздника, т. к. это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает образную память.
В осуществлении праздника есть три момента : подготовка, проведение и проводы. Все они очень важны для успеха.
На подготовительном этапе происходит самое основное -я создаю мотивации праздника. На втором этапе собственно проведения праздника я создаю празднично-торжественную атмосферу перед самым его началом. На заключительном этапе, который называется «проводы праздника», я прослеживаю степень усвоения праздника детьми : какое мнение о празднике у них было сразу после его окончания и через несколько дней; ведут ли дети разговоры между собой на тему прошедшего праздника. Насколько информированы родители о празднике и каково их мнение; разыгрывают ли дети ситуации, связанные с содержанием праздника.
Я считаю, что правильно и интересно проведенный праздник, способствует: стимулированию творческого воображения; развитию любознательности, эмоциональной отзывчивости, социальных навыков, общительности, дружелюбного поведения, внимательности, терпеливости, усердия; желанию включаться в творческую деятельность; с целью сохранения преемственности культурных традиций, нравственных категорий.