Ольга Бабинская
ТРИЗ. Творчеству можно учить
▼ Скачать + Заказать документы
«ТРИЗ. Творчеству можно учить.»
В числе приоритетных направлений педагогики стоит задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач.
Дошкольник на практике является искателем. Его внимание обращено к тому, что интересно. Поэтому для поддержания этого интереса (внимания) созданы увлекательные для детей средства и формы обучения (дидактические игры, конструкторы, занятия-путешествия). И, как следствие, повышение качества подготовки дошкольника к школе.
Как сохранить разумный баланс между игрой и серьезной интеллектуальной работой?
Публикация «ТРИЗ, Творчеству можно учить» размещена в разделах
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Ответ на этот и многие подобные ему вопросы дает технология ТРИЗ. Главная идея которой сводится к тому, что «творчеству можно учить». Альтшуллер Г. С. (родоначальник теории) утверждал, что «технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб».
Главной целью педагога, в данном случае, будет - формирование у детей творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, которая способна стабильно решать нестандартные задачи в различных областях.
Технология ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей, позволяет представлять знания в увлекательных и интересных для них формах, обеспечивает их систематизацию и прочное усвоение, стимулирует развитие мышления дошкольников, стремление к саморазвитию как воспитанников, так и педагогов. ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.
ТРИЗ требует определенной подготовки воспитателя, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное.
Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз – «творчество во всем!». Однако, эта теория не отменяет всю предыдущую педагогику. Да, в ней нет методов в привычном смысле слова, а есть инструменты, которые позволяют изобретать. Нет и воспитания в привычном его значении, а есть способы овладения навыками, которые позволяют творить воспитателю, родителям и детям.
Педагогическое кредо «тризовцев» - каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать наивысшего КПД. К этому результату можно прийти путем анализа конкретную ситуации и использования мирового опыта для решения поставленной задачи.
Занятия по развитию творческого воображения – это импровизация, игра. Здесь учат придумывать свои сказки и, при этом, не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно.
Занятия по методу ТРИЗа планируются не только на занятиях, но и во всех режимных моментах: в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке, в игровой деятельности, в свободное время, в индивидуальной работе. Успешно вписывается ТРИЗ и в проектную деятельность, так как проект и начинается с проблемной ситуации. Элементы методики применяются в работе с детьми всех возрастных групп. Принцип проведения занятий – от простого к сложному, дети легко усваивают предложенный материал благодаря четко выстроенной исследовательской деятельности. Работа по системе ТРИЗ должна осуществляться постепенно. В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей.
В данном процессе можно выделить 4 этапа :
1. Ребенок учится находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду.
2. Дети учатся фантазировать, изобретать.
3. Решение детьми сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ.
4. Дети учатся находить выход из любой сложной ситуации, применяя полученные знания.
При этом основными методами ТРИЗ являются :
• Мозговой штурм.
• Метод фокальных объектов.
• Метод эмпатии.
• Системный оператор.
• Тризовские игры и т. д.
На 1 этапе педагог формирует у детей умение находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых предметов, явлений (д/ и: «Хорошо-плохо», «Черное-белое», «Вперед-назад» «Паучок плетет паутину»). Для этого выбирается объект и предлагается найти его положительные и отрицательные качества. В подобные игры можно начинать играть уже с детьми 4-го года жизни. В начале предлагается объект, который не вызывает у детей положительных или отрицательных ассоциаций. На начальном этапе игры воспитатель называет «плохо», а воспитанники – «хорошо», т. к. дети более склонны называть положительные стороны объекта. Детей 5-го года жизни можно делить на две команды: одна команда называет «хорошо», другая – «плохо», соревнуясь в количестве названных качеств. В работе со старшими дошкольниками берутся объекты, имеющие для детей социальную значимость, и учимся находить противоречивые свойства («В следующем году мы пойдём в первый класс - это хорошо или плохо?»).
Метод «Эмпатии» состоит в полном отождествлении себя в качестве объекта обсуждения (Например, «Что думает мыло, когда им моют руки?»). Если дети затруднялись с ответом, то первые варианты даем сам педагог (например, «Радуется, что помогает нам в борьбе с микробами») Потом предлагается образ животного, цветка и т. д.
Всестороннему знакомству с объектом (предметом, явлением) помогает метод «Системный оператор». Он позволяет заглянуть в историю создания объекта, разложить по деталям и даже заглянуть в его будущее. Данный метод можно начинать использовать во 2-й младшей группе при знакомстве с предметами быта, ближайшего окружения, при описании игрушек. Рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда, строение и т. д.). Кроме того, дети выясняют историю его возникновения, какой предмет выполнял эти функции до его появления. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т. п. Информация заносится в таблицу. Целесообразно предложить детям закрепить полученные результаты схематично или в рисунке (особенно будущее объекта). В качестве примера подобного рассмотрения возьмем пылесос и составим таблицу.
домашняя утварь бытовая техника бытовая техника
веник пылесос скоростной аппарат по уборке помещений
прутья и верёвка, скрепляющая и удерживающая прутья вместе корпус, шланг, щётка, колёсики, шнур с вилкой, кнопка для включения составляющие пылесоса в будущее полностью зависят от фантазии и воображения детей
прошлое настоящее будущее
Подобным образом дети учатся производить системные раскладки, анализировать и описывать систему связей между объектами окружающей действительности, строить разного рода классификации по выделенному признаку.
После того, как дети научатся выявлять противоречия, пользоваться системным оператором, можно перейти ко 2-му этапу работы. Тому, чтобы найти принципиально новое решение мешает психологическая инерция, она есть даже у малышей. Один из популярных вариантов ответа на вопрос «Как спасти колобка?» звучит - «Убить лису». Поэтому, следует раскрепостить мышление детей, дать волю фантазии, воображению и не нужно забывать о нравственной стороне решения задачи. Это очень важно, т. к. на детей извне направлен мощный поток агрессивной информации и первыми ответами бывают агрессивные ответы: убить, поломать, выгнать и т. д. Продолжением ситуации является изменение условия задачи, заложив нравственную сторону вопроса: «Как спасти колобка, не причинив вреда лисе?».
Снятию психологической инерции также способствует метод фокальных объектов (МФО). Работу по МФО можно начинать с детьми 4-го года жизни. При этом решаются следующие задачи:
• придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая реальный объект;
• познакомить детей с новым объектом;
• создать рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения;
• проанализировать художественное произведение.
Педагогом выбирается основной объект обсуждения (его можно и не озвучивать). А детям предлагается назвать два любых объекта. Затем ребята называют как можно больше свойств и качеств названных ими объектов. Озвученные свойства и качества приписываются к изначально выбранному педагогом объекту, дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях такое возможно. Проиллюстрируем эту ситуацию на примере:
«СТОЛ» и «МЕТЕОРИТ» - предложены детьми
СТОЛ МЕТЕОРИТ
круглый искрящийся
кухонный горячий
пластмассовый стремительный
«МАШИНА» - предложена педагогом. Примеряя на «МАШИНУ»качества, предложенные ребятами, может сложится подобный вариант:
стремительная – быстро едет;
горячая – везет горячий хлеб;
искрящаяся – летающая тарелка;
кухонная – с которой продают готовый завтрак, обед, ужин и т. д.
Придуманные детьми идеи отражаются в рисовании, лепке, аппликации.
На 3 и 4 этапах идет решение сказочных задач и составление сказок. Движение идет «от простого к сложному» : в начале - сказочные задачи, затем – составление сказок. Необходимо оказать помощь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение. Опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные, оригинальные решения дети находят выход из сложной ситуации. Итог этой работы – создание альбомов со сказками по схемам ТРИЗ.
Применение «Тризовских игр» является весьма эффективным методом. Так интересной детям оказалась игра «Путешествие по Фанталии» (автор - педагог Л. Прохорова). Путешествуя по городу, дети выполняют различные задания. Эта игра включает в себя разные методы ТРИЗ.
Обобщая всю полученную информацию, можно сделать следующие выводы:
• ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей.
• ТРИЗ позволяет преподносить знания в интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию.
• ТРИЗ стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами.
• ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.
Эффективность ТРИЗ подтверждается еще и тем, что данная теория уже вышла за рамки технических областей. ТРИЗ-специалисты сегодня решают сложнейшие социальные задачи, участвуют в разработках рекламных и PR-проектах.