Папки-передвижки

ТРИЗ. Творчеству можно учить

Ольга Бабинская
ТРИЗ. Творчеству можно учить
▼ Скачать + Заказать документы

«ТРИЗ. Творчеству можно учить

В числе приоритетных направлений педагогики стоит задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач.

Дошкольник на практике является искателем. Его внимание обращено к тому, что интересно. Поэтому для поддержания этого интереса (внимания) созданы увлекательные для детей средства и формы обучения (дидактические игры, конструкторы, занятия-путешествия). И, как следствие, повышение качества подготовки дошкольника к школе.

Как сохранить разумный баланс между игрой и серьезной интеллектуальной работой?

Публикация «ТРИЗ, Творчеству можно учить» размещена в разделах

Ответ на этот и многие подобные ему вопросы дает технология ТРИЗ. Главная идея которой сводится к тому, что «творчеству можно учить». Альтшуллер Г. С. (родоначальник теории) утверждал, что «технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб».

Главной целью педагога, в данном случае, будет - формирование у детей творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, которая способна стабильно решать нестандартные задачи в различных областях.

Технология ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей, позволяет представлять знания в увлекательных и интересных для них формах, обеспечивает их систематизацию и прочное усвоение, стимулирует развитие мышления дошкольников, стремление к саморазвитию как воспитанников, так и педагогов. ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

ТРИЗ требует определенной подготовки воспитателя, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное.

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз – «творчество во всем. Однако, эта теория не отменяет всю предыдущую педагогику. Да, в ней нет методов в привычном смысле слова, а есть инструменты, которые позволяют изобретать. Нет и воспитания в привычном его значении, а есть способы овладения навыками, которые позволяют творить воспитателю, родителям и детям.

Педагогическое кредо «тризовцев» - каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать наивысшего КПД. К этому результату можно прийти путем анализа конкретную ситуации и использования мирового опыта для решения поставленной задачи.

Занятия по развитию творческого воображения – это импровизация, игра. Здесь учат придумывать свои сказки и, при этом, не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно.

Занятия по методу ТРИЗа планируются не только на занятиях, но и во всех режимных моментах: в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке, в игровой деятельности, в свободное время, в индивидуальной работе. Успешно вписывается ТРИЗ и в проектную деятельность, так как проект и начинается с проблемной ситуации. Элементы методики применяются в работе с детьми всех возрастных групп. Принцип проведения занятий – от простого к сложному, дети легко усваивают предложенный материал благодаря четко выстроенной исследовательской деятельности. Работа по системе ТРИЗ должна осуществляться постепенно. В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей.

В данном процессе можно выделить 4 этапа :

1. Ребенок учится находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду.

2. Дети учатся фантазировать, изобретать.

3. Решение детьми сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ.

4. Дети учатся находить выход из любой сложной ситуации, применяя полученные знания.

При этом основными методами ТРИЗ являются :

• Мозговой штурм.

• Метод фокальных объектов.

• Метод эмпатии.

• Системный оператор.

Тризовские игры и т. д.

На 1 этапе педагог формирует у детей умение находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых предметов, явлений (д/ и: «Хорошо-плохо», «Черное-белое», «Вперед-назад» «Паучок плетет паутину»). Для этого выбирается объект и предлагается найти его положительные и отрицательные качества. В подобные игры можно начинать играть уже с детьми 4-го года жизни. В начале предлагается объект, который не вызывает у детей положительных или отрицательных ассоциаций. На начальном этапе игры воспитатель называет «плохо», а воспитанники – «хорошо», т. к. дети более склонны называть положительные стороны объекта. Детей 5-го года жизни можно делить на две команды: одна команда называет «хорошо», другая – «плохо», соревнуясь в количестве названных качеств. В работе со старшими дошкольниками берутся объекты, имеющие для детей социальную значимость, и учимся находить противоречивые свойства («В следующем году мы пойдём в первый класс - это хорошо или плохо?»).

Метод «Эмпатии» состоит в полном отождествлении себя в качестве объекта обсуждения (Например, «Что думает мыло, когда им моют руки?»). Если дети затруднялись с ответом, то первые варианты даем сам педагог (например, «Радуется, что помогает нам в борьбе с микробами») Потом предлагается образ животного, цветка и т. д.

Всестороннему знакомству с объектом (предметом, явлением) помогает метод «Системный оператор». Он позволяет заглянуть в историю создания объекта, разложить по деталям и даже заглянуть в его будущее. Данный метод можно начинать использовать во 2-й младшей группе при знакомстве с предметами быта, ближайшего окружения, при описании игрушек. Рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда, строение и т. д.). Кроме того, дети выясняют историю его возникновения, какой предмет выполнял эти функции до его появления. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т. п. Информация заносится в таблицу. Целесообразно предложить детям закрепить полученные результаты схематично или в рисунке (особенно будущее объекта). В качестве примера подобного рассмотрения возьмем пылесос и составим таблицу.

домашняя утварь бытовая техника бытовая техника

веник пылесос скоростной аппарат по уборке помещений

прутья и верёвка, скрепляющая и удерживающая прутья вместе корпус, шланг, щётка, колёсики, шнур с вилкой, кнопка для включения составляющие пылесоса в будущее полностью зависят от фантазии и воображения детей

прошлое настоящее будущее

Подобным образом дети учатся производить системные раскладки, анализировать и описывать систему связей между объектами окружающей действительности, строить разного рода классификации по выделенному признаку.

После того, как дети научатся выявлять противоречия, пользоваться системным оператором, можно перейти ко 2-му этапу работы. Тому, чтобы найти принципиально новое решение мешает психологическая инерция, она есть даже у малышей. Один из популярных вариантов ответа на вопрос «Как спасти колобка?» звучит - «Убить лису». Поэтому, следует раскрепостить мышление детей, дать волю фантазии, воображению и не нужно забывать о нравственной стороне решения задачи. Это очень важно, т. к. на детей извне направлен мощный поток агрессивной информации и первыми ответами бывают агрессивные ответы: убить, поломать, выгнать и т. д. Продолжением ситуации является изменение условия задачи, заложив нравственную сторону вопроса: «Как спасти колобка, не причинив вреда лисе?».

Снятию психологической инерции также способствует метод фокальных объектов (МФО). Работу по МФО можно начинать с детьми 4-го года жизни. При этом решаются следующие задачи:

• придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая реальный объект;

• познакомить детей с новым объектом;

• создать рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения;

• проанализировать художественное произведение.

Педагогом выбирается основной объект обсуждения (его можно и не озвучивать). А детям предлагается назвать два любых объекта. Затем ребята называют как можно больше свойств и качеств названных ими объектов. Озвученные свойства и качества приписываются к изначально выбранному педагогом объекту, дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях такое возможно. Проиллюстрируем эту ситуацию на примере:

«СТОЛ» и «МЕТЕОРИТ» - предложены детьми

СТОЛ МЕТЕОРИТ

круглый искрящийся

кухонный горячий

пластмассовый стремительный

«МАШИНА» - предложена педагогом. Примеряя на «МАШИНУ»качества, предложенные ребятами, может сложится подобный вариант:

стремительная – быстро едет;

горячая – везет горячий хлеб;

искрящаяся – летающая тарелка;

кухонная – с которой продают готовый завтрак, обед, ужин и т. д.

Придуманные детьми идеи отражаются в рисовании, лепке, аппликации.

На 3 и 4 этапах идет решение сказочных задач и составление сказок. Движение идет «от простого к сложному» : в начале - сказочные задачи, затем – составление сказок. Необходимо оказать помощь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение. Опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные, оригинальные решения дети находят выход из сложной ситуации. Итог этой работы – создание альбомов со сказками по схемам ТРИЗ.

Применение «Тризовских игр» является весьма эффективным методом. Так интересной детям оказалась игра «Путешествие по Фанталии» (автор - педагог Л. Прохорова). Путешествуя по городу, дети выполняют различные задания. Эта игра включает в себя разные методы ТРИЗ.

Обобщая всю полученную информацию, можно сделать следующие выводы:

ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей.

ТРИЗ позволяет преподносить знания в интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию.

ТРИЗ стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами.

ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

Эффективность ТРИЗ подтверждается еще и тем, что данная теория уже вышла за рамки технических областей. ТРИЗ-специалисты сегодня решают сложнейшие социальные задачи, участвуют в разработках рекламных и PR-проектах.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Нужно ли учить с детьми стихи?» Почему одни даже маленькие дети хорошо запоминают стихи, а другие вроде и большие, но отказываются учить незатейливые детские стишки. С.

Памятка для воспитателей «Как можно заменить слово «учить» в календарном планировании» Как можно заменить слово «Учить» в календарном планировании (памятка) ФОРМИРОВАТЬ (способности, умения, знания, мотивацию) ПОБУЖДАТЬ детей.

Консультация «Когда и как учить детей английскому языку» Это вопрос, который волнует многих родителей, и каждый отвечает на него по-своему. Предлагаю посмотреть на него с точки зрения развития.

Консультация для родителей «Имеет ли смысл учить наизусть» Консультация для родителей на тему "Имеет ли смысл учить наизусть?"Зачем детям учить стихи наизусть? Многие из нас помнят, как в детстве.

Консультация для родителей «Учить ли ребенка давать сдачи» Да, ребенка нужно учить защищать себя и давать сдачи! Но не младшего дошкольника. В подготовительной группе, В ШКОЛЕ – да (хотя в подготовительной.

Консультация «Надо ли учить дошкольника читать» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №2 «Ромашка» Данковского муниципального.

Лэпбук логопеда «Готовлюсь учить трудные звуки»Лэпбук логопеда «Готовлюсь учить трудные звуки» Цель создания Лэпбука: повышение мотивации ребенка к обучению, воспитание интереса к играм с собственным язычком. Применяется на подготовительном.

Подготовка к конкурсу чтецов (зачем и как учить стихи)Подготовка к конкурсу чтецов (зачем и как учить стихи) Мои воспитанники постоянно участвуют в конкурсах чтецов на уровне города и республики. Еще ни разу не было, чтобы мы не завоевали почетное.

Консультация для воспитателей «Сопереживанию надо учить» Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств,.

Учить ли «давать сдачи». Консультация для родителей Учить ли «давать сдачи» Есть у родителей спорное убеждение, что ребенка надо учить давать сдачи. Надо – я согласна с этим. Но, пожалуйста,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ТРИЗ. Творчеству можно учить
Опубликовано: 9 ноября 2017 в 21:39
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ТРИЗ. Творчеству можно учить» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бабинская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД