Вера Большакова
Консультация для воспитателей «Сопереживанию надо учить»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего дошкольного возраста, доступны чувство любви к родному городу, к природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Воспитание уважения к воину - защитнику является важной стороной патриотического воспитания. Задача педагогов и родителей — как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, чувство гордости за достижения страны, уважение к армии. Военная история нашей страны полна героизма, романтики, истинного патриотизма, насыщена интересными, драматическими событиями, представлена удивительными, уникальными личностями.
Публикация «Консультация для воспитателей „Сопереживанию надо учить“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
На каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. У старших дошкольников проявляется чувство сопереживания за других, возникает чувство гордости за людей, прославляющих свою родину.
Знакомство с историей армии, с защитниками Отечества особенно актуальна в наше время, когда дети черпают информацию из телевизионных передач о терроризме, насилии. Опрос детей группы показал, какой смысл они вкладывают в известные всем понятия: «солдаты - это люди, которые работают на войне, бегают, стреляют».
Мы поставили перед собой задачу помочь дошкольникам получить необходимые и доступные знания, затем понять, а в последствии принять ценности ненасилия, мира, толерантности.
Анкетирование молодых родителей показало: многие из них не могут ответить на вопросы о сути гражданственности и патриотизма. Многие не смогли по репродукции узнать великих полководцев земли Русской, писателей и ученых, чей вклад в развитие России был огромен, в то же время вопрос «Что надо рассказывать детям о войне», показал, что 75% хотят, чтобы их дети знали об участии русского народа в Великой Отечественной войне. Дети должны знать об этих страшных страницах нашей истории. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. К этой традиции необходимо приобщать дошкольников. Родителям воспитанников советовали в День Победы, в День Защитников Отечества или в другой важный для семьи день пойти с ребенком к Вечному огню, возложить цветы в знак благодарности погибшим за нашу мирную жизнь. На конкретных актах из жизни членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) проще прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг», Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей.
Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций (хотя и злоупотреблять ими тоже не следует). Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств. В. А. Сухомлинский заметил: «Сопереживанию надо учить — так же вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат детей делать первые самостоятельные шаги. Сопереживание - это одна из самых тонких сфер познания,
познания мыслями и сердцем». Художественная литература и искусство — сильное средство воспитания. Слушая сказки с раннего детства, ребенок начинает любить то, что любит era народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Во время чтения детям, в «более старшем возрасте, старались своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведениях, заставить их волноваться 'и по окончанию чтения старались не разрушить своими вопросами, а закрепить эмоциональное воздействие. Например, детям прочли стихотворение Н. Дилакторской «Почему маму прозвали Гришкой». Мужественная, ловкая, умная женщина вызывает восхищение, дети волнуются за нее и радуются, когда ей удается уйти от врага. Мы не стали задавать много вопросов по тексту этого произведения. Сформулировали только те, которые направлены на эмоциональные моменты: «Когда вы слушали рассказ, вам было немного страшно? А когда вы обрадовались? Какое место в рассказе вам больше всего запомнилось?»
Одна из любимых книг детей – книга Л. Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней - пример героизма. Подводили детей к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.
Рассказывали детям о мирных буднях воинов, о том, как они охраняют наши границы на земле, в воздухе и на море. С удовольствием дети слушали рассказы об учениях солдат в мирное время (Я. Длуголенский «Не потеряйте знамя», А. Барто «Дозор») дети узнали, как солдаты учатся быть смелыми, ловкими, как берегут знамя, дорожат честью солдата. Подводили детей к тому, чтобы свои впечатления и чувства дети отражали в играх и рисунках. Для воспитания патриотических чувств, читаем также произведения русских классиков: А. Пушкина, М. Лермонтова, JI.Толстого. Говорим, что произведения этих писателей известны во все мире.
В процессе формирования патриотических чувств важное значение имеют исторические знания.
А зачем детям дошкольникам нужны знания об истории страны? Систематизированный курс истории — это задача школы. Но чтобы этот курс был усвоен детьми хорошо, необходимо еще до школы сформировать в них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины интерес к ее изучению в будущем.
Одной из возможностей приобщить детей к историческим знаниям - знакомство с былинным эпосом.
Былинный эпос воплотил в себя кодекс героического поведения, явил образец для подражания, обладает влекущей силой примера. Даже враг в былинах представал могучим, чтобы подвиг героя становился еще более значительным. Все противостояние богатырской этике воссоздавалось как несоответствующее героическому идеалу.
Историки культуры находят в былинном эпосе многие достоверные черты старинного быта. Из былин можно узнать об устройстве городских стен и ворот, о росписи и украшениях в теремах, о воинском оружие, составе дружины, об игре на гуслях, об устройстве ладьи и сохи.
Слово «богатырь» накрепко вошло в русский язык. «Богатырское здоровье», «богатырская сила» говорим мы, «богатырем» называем каждого сильного и здорового человека. Истоки этого слова в русском героическом эпосе, в былинах. Еще лет сто — полтораста назад всякий русский, говоря «богатырь», явно имел в виду сравнить кого-то с былинными заступниками земли Святорусской — будь то «чудо — богатыри» Суворова или «богатыри, не вы» героя Лермонтовского «Бородино». Постепенно значение слова как бы размылось - но это обычное дело в истории языка. Сейчас никто уже не помнит, что «возразить» означало «ответить ударом на удар», что
«ошеломить» означало «ударить по шлему», что стрелять без стрелы — несколько странно.
В процессе работы старались, что бы весь комплекс воспитательно -образовательных мероприятий опирался только на положительные эмоции и воздействовал на ум и чувства ребенка через положительных персонажей, через проживание и знание истории своей страны, сохранения культурного наследия своего народа.
Провели цикл занятий: «Богатыри Земли Русской», “Служба солдат в дореволюционной России, “О подвигах воинов в гражданскую войну" “Как советские люди защищали свою Родину от фашистов". «Защитники Отечества», “Как служат на заставе” и т. д.
За последние годы, в следствии продолжающихся кризисных явлений в социально - экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни, произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, способного отстаивать ее интересы. (Впервые слово - «патриот» появилось в период французской революции 1789-1793 г. г. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики. в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов).
Патриотизм интегрирует не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно - исторический, военно-исторический компоненты.
Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста.
Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться еще в древности. Зародыш патриотического воспитания появился примерно в период разложения родового строя и зарождение феодальной собственности. В качестве новых явлений педагогической мысли на Руси 10 — 13 веков можно отметить: выдвижение отдельной личности как цели воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских (главный герой русского эпоса Илья Муромец, которому смерть в бою не писана).
Изучение истории исследования проблемы патриотического воспитания начато с произведений древнерусской литературы - первых работ, где обобщены некоторые идеи народного воспитания.
Важное место в народной педагогике России занимали пословицы и поговорки. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к родине и защите отечества:
С родимой земли - умри не сходи.
Русский не с мечом, ни с калачом не шутит.
Один в поле не воин.
Храбрость города берет.
Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени.
На рубеже 70-80 годов появились исследования, посвященные изучению разных аспектов патриотического воспитания дошкольников : Л. И. Беляева, С. Г. Журат, Г. А. Григоренко, Н. Ф. Самсонюк и др. Л. И. Беляева разработала вопрос о содержании и методах патриотического воспитания на примере формирования у них положительного отношения к Советской Армии. Автор конкретизировал содержание и объем представлений о Советской Армии для детей разных возрастных групп. В старшем дошкольном возрасте детей подводили к пониманию связей между Советской Армией и общественной жизнью страны, опираясь на имеющиеся у них знания об окружающем. Н. Ф. Самсонюк обосновала необходимость использования пословиц как важного средства воспитания патриотических чувств у детей шестого года жизни, разработала требования к их отбору, определила возможности использования пословиц на занятиях и в других видах деятельности детей старшей группы. Автор обратила внимание на то, что пословицы способствуют более успешному усвоению знаний о Родине, об отношениях между людьми разных национальностей; воспитывают уважение к народу и его устно — поэтическому творчеству.
Прочли большое количество книг. В ходе бесед при чтении художественной литературы дети “проследили” историю нашей Армии.
Была проведена большая фотовыставка “Защитники Отечества”. Дети и их родители приносили в детский сад фотографии, где были запечатлены родственники (отцы, дедушки, дяди, братья и даже бабушки). Дети узнавали, какое время изображено на снимке, рода войск, звание, рассказывая друг другу, они закрепляли полученный материал на занятиях. Немало впечатлений дети получили благодаря просмотру видеофильмов, прослушивании записей с песнями военных лет и о военных.
В группе был оформлен уголок “Наши защитники”. Дети приглашали детей другой группы к себе в гости, и “хозяева” рассказывали об экспонатах (литературе, бинокле, служебных собаках, фуражке, бескозырке, и др. вещах). Очень интересно прошли встречи с участниками Отечественной войны. Для них был приготовлен праздничный концерт, экскурсия по детскому саду. Кроме того, дети и их родители принимали участие в выставке творческих рисунков “Наши защитники”, организованной пенсионным фондом Ленинского округа. За что получили благодарность и памятные подарки.
В пословицах поговорках, сказках, легендах, преданиях, былинах, в творчестве писателей образ русского человека издавна олицетворял силу, здоровье, нравственную чистоту. В русской культуре физическое здоровье считалось основой внешней красоты. Красивым называли также и доброго человека. Физическая сила в сочетании с волевыми и моральными качествами творит чудеса. Мечта народа о великой силе выросла из потребности защищать Родину.
В день защитников Отечества было проведено музыкально-спортивное развлечение: “На защите Отечества”. В оформлении зала принимали участие взрослые и дети. Подобраны специальные игры и задание которых необходимо было проявить ловкость, взаимовыручку и смекалку.
Ведущий праздника подчеркивал, что именно эти качества необходимы солдатам, находящимся на службе в Армии.
Кроме того, в течение учебного года проводились тематические физкультурные занятия и досуги: «Сила богатырская», «Суворовцы», «На корабле», «Эскадрилья» и т. д. В ходе таких занятий и в процессе подготовки к ним уделяли внимание формированию понятий о важности здорового образа жизни и необходимости занятий физкультурой будущим защитникам Отечества.
Проводимая с детьми работа была подчинена цели: формирование чувств гражданственности и патриотизма в процессе воспитание уважения к защитникам Отечества, интереса к военной истории. Эмоциональное развитие через формирование чувств уважения, гордости, сопереживания, симпатии к воинам - защитникам Родины.
Диагностические срезы показали повышения интереса у детей к истории нашей страны на 27%. Знания соответствующие возрасту детей, умение поддерживать интерес на тему вооруженных сил, истории России на высоком уровне показали 32% детей группы, хорошее уверенное владение содержанием наблюдается у 66% воспитанников группы.