Папки-передвижки

Теоретические и практические аспекты развития инклюзивного образования

Анна Антипова
Теоретические и практические аспекты развития инклюзивного образования

Теоретические и практические аспекты развития инклюзивного образования.

Автор : Антипова Анна Валентиновна. ДОУ 107 г. Липецка

Аннотация. Статья позволяет рассмотреть возможности инклюзивного образования. Его теоретические и практические пути развития. А также представлена модель инклюзивного образования, в рамках образовательной организации.

По нашему мнению, в условиях «включения» детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательное пространство возникают некоторые сложности, требующие психологической и педагогической поддержки, методической организации особых культурных взаимоотношений внутри социальной среды. Представлены наиболее эффективные, на наш взгляд, методы для поддержания благополучной социализации и адаптации детей.

В современном обществе, именно вопрос инклюзивного образования стоит особенно остро. В качестве особой трудности можно назвать проблему становления взаимоотношений сверстников в коллективе, а также родителей между собой. Поскольку не каждый родитель в состоянии понять и принять заболевание чужого ребёнка.

В настоящее время считается, что инклюзивное образование-это подход к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, однако это не совсем верно, так как упор делается не на систему образования, а на социальное погружение особого ребенка в среду сверстников, для эффективной адаптации его в обществе. Основой существования любого общества являются социальные связи, которые налаживаются только благодаря личному опыту. Преемственность дошкольного и начального образования ставит задачу адаптации таких детей в коллективе для облегчения их последующей интеграции во взрослую жизнь. Главным фактором эффективности инклюзивного образования является педагогическое сопровождение т. е. построение воспитателем особых действий для организации совместной деятельности детей с ОВЗ и обычных детей.

Очень важно «включать» детей инвалидов в общественную жизнь, именно с дошкольного возраста. Это взрослые различают и разделяют людей «на инвалидов и нормальных», дети же физические недостатки принимают как отличительную черту личности. Следует отметить, что многочисленные исследования подтвердили, что путь интеграции ребенка в тот или иной коллектив происходит более или менее успешно, в зависимости от возраста, пола и типа нарушения малыша. Гендерные различия также оказывают влияние на плодотворную интеграцию в коллектив. Девочки более спокойно относятся к включению в новую социальную среду. Тип нарушения так же имеет значение при погружении ребенка с особыми потребностями в образовательную среду. В дошкольном возрасте дети не всегда обращают внимание на интеллектуальные особенности своего сверстника, а физические отклонения сразу бросаются в глаза, что может вызвать некоторые трудности в интеграции. В любом случае, грамотный педагог, всегда правильно построит свою работу, направленную на реализацию индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребёнку и достигнет поставленной задачи.

Особенно остро вопрос социализации ребенка инвалида стоит у родителей. Они как никто другой заинтересованы в возможностях инклюзивного образования. Статистика показывает, что, при обучении в группе с ребенком с ОВЗ обычные дети быстрее усваивают изучаемый материал, с пониманием относятся к проблемным ситуациям. Понятие «инклюзивное образование» возникло и развивается на законодательном уровне, так как создано благодаря запросу родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

На пути эффективного развития инклюзии, педагоги и родители не должны противоречить друг другу, а поддерживать, дополнять, подсказывать, объединять усилия в работе образовательной организации, внедрять новые подходы и формы сотрудничества.

Приёмы методической работы по включению детей с ОВЗ в общий образовательный процесс.

1. Ежедневная артикуляционная гимнастика.

2. Активное развитие мелкой моторики рук (выкладывание мозаики, аппликация, вырезывание, штриховка, работа с пластилином, пальчиковая гимнастика, например, настольный пальчиковый театр. Дети с большим удовольствием играют в пальчиковые игры.

3. Использовать более крупные прописи для обведения по контуру и раскраски.

4. В начале занятия широко использовать приёмы активизации произвольного внимания, такие как, проблемная ситуация, игровая, сюрпризный момент.

5. Использовать в работе яркий, наглядный материал с чёткими контура и. В приоритете реалистичные, контрастные картинки.

К сожалению, в настоящее время в РФ ещё не до конца отлажена система инклюзивного образования и на ее пути достаточно много препятствий для полноценной социализации детей с особенными потребностями. Одной из приоритетных задач современной России является создание оптимальных условий для образования и социальной адаптации ребенка инвалида. Но уже многое делается в образовательных организациях для полноценной жизни таких малышей: специально оборудованные туалетные комнаты, уличные пандусы, поручни на лестницах и т. д. Разработка и внедрение инновационных программ, технологий, ориентированных на улучшение процесса обучения детей с ОВЗ. Подготовка высококвалифицированных педагогов, дефектологов, логопедов, психологов, сопровождающих детей с особыми образовательными потребностями являются методологической основой инклюзивного образования.

Таким образом, инклюзивное образование – это стратегия долгосрочной системной работы в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям. Инклюзия- это форма обучения, которая касается всех субъектов образовательного процесса :детей с овз и их родителей, сверстников с нормальным развитием и членов их семей, воспитателей, а в дальнейшем учителей и других специалистов образовательной организации, а также администрации и преподавателей дополнительного образования.

Публикации по теме:

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Отчёт о проведении мероприятий недели инклюзивного образования «Равные возможности — равные права» в средней группеОтчёт о проведении мероприятий недели инклюзивного образования «Равные возможности — равные права» в средней группе С 1 апреля по 5 апреля 2019года в средней билингвальной группе «Подсолнух» прошла Неделя инклюзивного образования «Равные возможности –.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Теоретические и практические аспекты развития инклюзивного образования
Опубликовано: 20 октября 2024 в 20:18
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические и практические аспекты развития инклюзивного образования» (включая файлы) размещена пользователем Анна Антипова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. День городецкой росписи. Передвижка

Яркой и неповторимой городецкой росписи посвящен сегодняшний праздник.Этот народный промысел стал визитной карточкой не только маленького городка Городец в Нижегородской области, но и всей России.

21 октября. Праздник зонтика

Про зонтик мы особенно часто вспоминаем осенью — он наш верный друг на осенних прогулках. Зонтик — это еще и любимый детьми атрибут для игр, ведь с ним можно придумать столько интересного. Отмечаем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД