Анна Антипова
Теоретические и практические аспекты развития инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретические и практические аспекты развития инклюзивного образования.
Автор : Антипова Анна Валентиновна. ДОУ 107 г. Липецка
Аннотация. Статья позволяет рассмотреть возможности инклюзивного образования. Его теоретические и практические пути развития. А также представлена модель инклюзивного образования, в рамках образовательной организации.
Публикация «Теоретические и практические аспекты развития инклюзивного образования» размещена в разделах
По нашему мнению, в условиях «включения» детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательное пространство возникают некоторые сложности, требующие психологической и педагогической поддержки, методической организации особых культурных взаимоотношений внутри социальной среды. Представлены наиболее эффективные, на наш взгляд, методы для поддержания благополучной социализации и адаптации детей.
В современном обществе, именно вопрос инклюзивного образования стоит особенно остро. В качестве особой трудности можно назвать проблему становления взаимоотношений сверстников в коллективе, а также родителей между собой. Поскольку не каждый родитель в состоянии понять и принять заболевание чужого ребёнка.
В настоящее время считается, что инклюзивное образование-это подход к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, однако это не совсем верно, так как упор делается не на систему образования, а на социальное погружение особого ребенка в среду сверстников, для эффективной адаптации его в обществе. Основой существования любого общества являются социальные связи, которые налаживаются только благодаря личному опыту. Преемственность дошкольного и начального образования ставит задачу адаптации таких детей в коллективе для облегчения их последующей интеграции во взрослую жизнь. Главным фактором эффективности инклюзивного образования является педагогическое сопровождение т. е. построение воспитателем особых действий для организации совместной деятельности детей с ОВЗ и обычных детей.
Очень важно «включать» детей инвалидов в общественную жизнь, именно с дошкольного возраста. Это взрослые различают и разделяют людей «на инвалидов и нормальных», дети же физические недостатки принимают как отличительную черту личности. Следует отметить, что многочисленные исследования подтвердили, что путь интеграции ребенка в тот или иной коллектив происходит более или менее успешно, в зависимости от возраста, пола и типа нарушения малыша. Гендерные различия также оказывают влияние на плодотворную интеграцию в коллектив. Девочки более спокойно относятся к включению в новую социальную среду. Тип нарушения так же имеет значение при погружении ребенка с особыми потребностями в образовательную среду. В дошкольном возрасте дети не всегда обращают внимание на интеллектуальные особенности своего сверстника, а физические отклонения сразу бросаются в глаза, что может вызвать некоторые трудности в интеграции. В любом случае, грамотный педагог, всегда правильно построит свою работу, направленную на реализацию индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребёнку и достигнет поставленной задачи.
Особенно остро вопрос социализации ребенка инвалида стоит у родителей. Они как никто другой заинтересованы в возможностях инклюзивного образования. Статистика показывает, что, при обучении в группе с ребенком с ОВЗ обычные дети быстрее усваивают изучаемый материал, с пониманием относятся к проблемным ситуациям. Понятие «инклюзивное образование» возникло и развивается на законодательном уровне, так как создано благодаря запросу родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
На пути эффективного развития инклюзии, педагоги и родители не должны противоречить друг другу, а поддерживать, дополнять, подсказывать, объединять усилия в работе образовательной организации, внедрять новые подходы и формы сотрудничества.
Приёмы методической работы по включению детей с ОВЗ в общий образовательный процесс.
1. Ежедневная артикуляционная гимнастика.
2. Активное развитие мелкой моторики рук (выкладывание мозаики, аппликация, вырезывание, штриховка, работа с пластилином, пальчиковая гимнастика, например, настольный пальчиковый театр. Дети с большим удовольствием играют в пальчиковые игры.
3. Использовать более крупные прописи для обведения по контуру и раскраски.
4. В начале занятия широко использовать приёмы активизации произвольного внимания, такие как, проблемная ситуация, игровая, сюрпризный момент.
5. Использовать в работе яркий, наглядный материал с чёткими контура и. В приоритете реалистичные, контрастные картинки.
К сожалению, в настоящее время в РФ ещё не до конца отлажена система инклюзивного образования и на ее пути достаточно много препятствий для полноценной социализации детей с особенными потребностями. Одной из приоритетных задач современной России является создание оптимальных условий для образования и социальной адаптации ребенка инвалида. Но уже многое делается в образовательных организациях для полноценной жизни таких малышей: специально оборудованные туалетные комнаты, уличные пандусы, поручни на лестницах и т. д. Разработка и внедрение инновационных программ, технологий, ориентированных на улучшение процесса обучения детей с ОВЗ. Подготовка высококвалифицированных педагогов, дефектологов, логопедов, психологов, сопровождающих детей с особыми образовательными потребностями являются методологической основой инклюзивного образования.
Таким образом, инклюзивное образование – это стратегия долгосрочной системной работы в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям. Инклюзия- это форма обучения, которая касается всех субъектов образовательного процесса :детей с овз и их родителей, сверстников с нормальным развитием и членов их семей, воспитателей, а в дальнейшем учителей и других специалистов образовательной организации, а также администрации и преподавателей дополнительного образования.