МААМ-картинки

Теоретические и практические аспекты развития инклюзивного образования

Анна Антипова
Теоретические и практические аспекты развития инклюзивного образования

Теоретические и практические аспекты развития инклюзивного образования.

Автор : Антипова Анна Валентиновна. ДОУ 107 г. Липецка

Аннотация. Статья позволяет рассмотреть возможности инклюзивного образования. Его теоретические и практические пути развития. А также представлена модель инклюзивного образования, в рамках образовательной организации.

Публикация «Теоретические и практические аспекты развития инклюзивного образования» размещена в разделах

По нашему мнению, в условиях «включения» детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательное пространство возникают некоторые сложности, требующие психологической и педагогической поддержки, методической организации особых культурных взаимоотношений внутри социальной среды. Представлены наиболее эффективные, на наш взгляд, методы для поддержания благополучной социализации и адаптации детей.

В современном обществе, именно вопрос инклюзивного образования стоит особенно остро. В качестве особой трудности можно назвать проблему становления взаимоотношений сверстников в коллективе, а также родителей между собой. Поскольку не каждый родитель в состоянии понять и принять заболевание чужого ребёнка.

В настоящее время считается, что инклюзивное образование-это подход к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, однако это не совсем верно, так как упор делается не на систему образования, а на социальное погружение особого ребенка в среду сверстников, для эффективной адаптации его в обществе. Основой существования любого общества являются социальные связи, которые налаживаются только благодаря личному опыту. Преемственность дошкольного и начального образования ставит задачу адаптации таких детей в коллективе для облегчения их последующей интеграции во взрослую жизнь. Главным фактором эффективности инклюзивного образования является педагогическое сопровождение т. е. построение воспитателем особых действий для организации совместной деятельности детей с ОВЗ и обычных детей.

Очень важно «включать» детей инвалидов в общественную жизнь, именно с дошкольного возраста. Это взрослые различают и разделяют людей «на инвалидов и нормальных», дети же физические недостатки принимают как отличительную черту личности. Следует отметить, что многочисленные исследования подтвердили, что путь интеграции ребенка в тот или иной коллектив происходит более или менее успешно, в зависимости от возраста, пола и типа нарушения малыша. Гендерные различия также оказывают влияние на плодотворную интеграцию в коллектив. Девочки более спокойно относятся к включению в новую социальную среду. Тип нарушения так же имеет значение при погружении ребенка с особыми потребностями в образовательную среду. В дошкольном возрасте дети не всегда обращают внимание на интеллектуальные особенности своего сверстника, а физические отклонения сразу бросаются в глаза, что может вызвать некоторые трудности в интеграции. В любом случае, грамотный педагог, всегда правильно построит свою работу, направленную на реализацию индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребёнку и достигнет поставленной задачи.

Особенно остро вопрос социализации ребенка инвалида стоит у родителей. Они как никто другой заинтересованы в возможностях инклюзивного образования. Статистика показывает, что, при обучении в группе с ребенком с ОВЗ обычные дети быстрее усваивают изучаемый материал, с пониманием относятся к проблемным ситуациям. Понятие «инклюзивное образование» возникло и развивается на законодательном уровне, так как создано благодаря запросу родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

На пути эффективного развития инклюзии, педагоги и родители не должны противоречить друг другу, а поддерживать, дополнять, подсказывать, объединять усилия в работе образовательной организации, внедрять новые подходы и формы сотрудничества.

Приёмы методической работы по включению детей с ОВЗ в общий образовательный процесс.

1. Ежедневная артикуляционная гимнастика.

2. Активное развитие мелкой моторики рук (выкладывание мозаики, аппликация, вырезывание, штриховка, работа с пластилином, пальчиковая гимнастика, например, настольный пальчиковый театр. Дети с большим удовольствием играют в пальчиковые игры.

3. Использовать более крупные прописи для обведения по контуру и раскраски.

4. В начале занятия широко использовать приёмы активизации произвольного внимания, такие как, проблемная ситуация, игровая, сюрпризный момент.

5. Использовать в работе яркий, наглядный материал с чёткими контура и. В приоритете реалистичные, контрастные картинки.

К сожалению, в настоящее время в РФ ещё не до конца отлажена система инклюзивного образования и на ее пути достаточно много препятствий для полноценной социализации детей с особенными потребностями. Одной из приоритетных задач современной России является создание оптимальных условий для образования и социальной адаптации ребенка инвалида. Но уже многое делается в образовательных организациях для полноценной жизни таких малышей: специально оборудованные туалетные комнаты, уличные пандусы, поручни на лестницах и т. д. Разработка и внедрение инновационных программ, технологий, ориентированных на улучшение процесса обучения детей с ОВЗ. Подготовка высококвалифицированных педагогов, дефектологов, логопедов, психологов, сопровождающих детей с особыми образовательными потребностями являются методологической основой инклюзивного образования.

Таким образом, инклюзивное образование – это стратегия долгосрочной системной работы в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям. Инклюзия- это форма обучения, которая касается всех субъектов образовательного процесса :детей с овз и их родителей, сверстников с нормальным развитием и членов их семей, воспитателей, а в дальнейшем учителей и других специалистов образовательной организации, а также администрации и преподавателей дополнительного образования.

Публикации по теме:

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Отчёт о проведении мероприятий недели инклюзивного образования «Равные возможности — равные права» в средней группеОтчёт о проведении мероприятий недели инклюзивного образования «Равные возможности — равные права» в средней группе С 1 апреля по 5 апреля 2019года в средней билингвальной группе «Подсолнух» прошла Неделя инклюзивного образования «Равные возможности –.

Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования в младшей группе «Разные возможности — равные права»Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования в младшей группе «Разные возможности — равные права» Со 2 апреля по 6 апреля в младшей группе «Подсолнух» прошла неделя инклюзивного образования «Разные возможности – равные права». Целью данной.

Поддержка детских инициатив и обогащение детского развития средствами дополнительного образования в ДОУПоддержка детских инициатив и обогащение детского развития средствами дополнительного образования в ДОУ Поддержка детских инициатив и обогащение детского развития средствами дополнительного образования в ДОУ Цель инновационной деятельности.

Познавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образованияПознавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образования Познавательно-двигательное мероприятие "Ловкий грамотей" как форма инклюзивного образования. В настоящее время в связи с изменением в образовании,.

Проведение Недели инклюзивного образования «Разные возможности — равные права»Проведение Недели инклюзивного образования «Разные возможности — равные права» Во исполнение письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым № 075/01-15 от 19.03.2021 г. «О проведении Недели инклюзивного.

Теоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольниковТеоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольников Введение Актуальность исследования В настоящее время проблема развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста становится.

Автор публикации:
Теоретические и практические аспекты развития инклюзивного образования
Опубликовано: 20 октября 2024 в 20:18
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические и практические аспекты развития инклюзивного образования» (включая файлы) размещена пользователем Анна Антипова (УИ 1286408) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 мая 2025 вторник
Всероссийская акция (2025) наблюдения за соловьями! (ежегодно в конце мая)
21 мая 2025 среда
День Тихоокеанского флота
День военного переводчика



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных