Пыртяева Лариса
Знакомство старших дошкольников с архитектурой
▼ Скачать + Заказать документы
Широкие возможности в воспитании и развитии личности имеет искусство архитектуры. Приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругом предметов и явлений. Общение с архитектурой делает ребенка отзывчивым красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию. Образы архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности, являются толчком к самостоятельной творческой деятельности.
Темочки:
Архитектура - (от лат. - строить, возводить, зодчество - искусство создавать здания, сооружения по законам красоты. В архитектуре главный принцип : польза, прочность, красота, которые взаимосвязаны.
Цели:
• Поэтапное формирование у детей начальных знаний об архитектуре, как особом виде искусства.
• Развивать взаимосвязь восприятия искусства и продуктивного детского творчества.
• Формировать у детей представление, использовать полученные знания в различных видах художественно – творческой деятельности.
Формировать разнообразные формы и методы ознакомления с архитектурой. Основные задачи ознакомления дошкольников с архитектурой :
• учить видеть облик городов (Воронежа, Эртиля и их улиц);
• видеть особенности зданий, их назначение, форму зданий, окон, дверей, балконов, их расположение и украшения, цветовое решение (магазины здание ЦУМА, кинотеатры – Спартак, Пролетарий, Театры – Кукольный, драм театр имени Кольцова, здание центральной библиотеки;
• учить сравнивать старинные (Здание гостиницы «Бристоль», главное здание управления ЮВЖД, Покровский кафедральный собор) современные (здание «Вита», Камерного театра.) видеть их различие;
• выделять в украшении зданий витражи, мозаику, фрески, барельефы, скульптуру и пр. ;
• выделять средства выразительности архитектуры (пластику объемов, масштабность, пропорциональность, фактуру, цвет поверхности, освещенность);
• выделять узорность оград домов, мостов (каменный мост,Железнодорожный мост);
• знакомить с садово-парковой архитектурой : красота парков, подбор деревьев, кустов, цветников, их расположение, цветовая характеристика, «малая» архитектура (беседки, мостики, фонтаны), Кольцовский сквер, Петровский сквер, Адмиралтейская площадь, Манежная.);
• выделять элементы сказочной архитектуры (избушки, терема, дворцы, Эртильский музей под открытым небом;
• отражать в рисунке, аппликации здания современные, старинные.
• Развития художественно творческих способностей детей.
Стили архитектуры :
В зависимости от архитектурного стиля появляются свои средства выразительности, которые, видоизменяясь, переходят в новый стиль, появляются новые признаки. Сравнивая стили, некоторые узнаем сразу, другие - через оставшиеся отдельные детали, через некоторые средства выразительности (колонны, арки, форма окон, дверей, украшения, цвет). До наших дней сохранились египетские пирамиды, развалины античных дворцов.
Каждая эпоха в Европе имела свой художественный стиль сооружений.
Романский (или римский) стиль (X—XIII вв.) : монастыри и рыцарские замки. Архитектура сурова, тяжеловесна, замкнута, конструкции массивные.
Готический (готика) (XII—XIII вв.) : культовый стиль — собор, возвышающийся над городом. Каркасная система позволила создавать небывалые по высоте гигантские ажурные башни, высокие стрельчатые окна, арки, многочисленные декоративные детали (башенки - «фиолы», завитки - «краббы», круглые окна с переплетами — «розы». Примеры готики: Собор Парижской богоматери (Франция, Париж, Вестминстерское аббатство (Англия, Лондон, Кельнский собор (Германия, Кельн).
Эпоха Возрождения, или Ренессанс (XIV-XVI вв.) :после средневековья возвращение к античному искусству. Это дворцовое и культовое строительство, характерные черты которого соразмерность, равновесие, гармоничность композиций.
Барокко (от итал. - причудливый, странный) (XIV— XVIII вв.) :одно из стилевых направлений в искусстве, для которого характерны пространственный размах: роскошные храмы, дворцы, нарочитая усложненность, изгибы, изломы формы, пышность, богатство, неумеренная декоративность, обилие скульптуры, насыщенность цвета и позолоты, широкие парадные лестницы. Пример барокко: ансамбль Капитолийского холма (Италия, Рим).
Рококо: завершение барокко, самая утонченная стадия - узор из камня и раковин.
Ампир: стиль трех первых десятилетий XIX в., завершивший развитие классицизма. Для него характерны массивные, монументальные формы и богатый декор: лавровые венки, орлы, военные эмблемы и т. п.
Эклектика (от греч. - выбирающий) : это свобода выбора художественных форм и свобода заимствования, использования разных стилей.
В творчестве русских архитекторов появляются и готические мотивы. Применение кирпича, двух-цветия придавало готике русский характер, что постепенно стало ассоциироваться с национальным искусством. Использование отдельных элементов готики называется псевдоготикой.
«Модерн» (от франц. - новейший, современный)-стилевое направление в искусстве конца XIX - начала XX в., создание новых форм, своеобразный декор, элементы здания подчинены единому орнаментальному ритму. Форма здания произвольная, свободной планировки, отказ от симметричности фасадов, поиски рациональных решений по увеличению этажности зданий, их размеров. Москва, особняк Рябушинского, Ярославский вокзал -сочетание «модерна» и архитектуры русского севера : крыша, как кокошник, расположение и форма окон и пр. В этот период появляются необычные здания - здания Московского телеграфа, Музея изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) — здание с колоннадой по главному корпусу в греческом стиле.
При ознакомлении старших дошкольников с архитектурой используются формы работы
• Экскурсии. Целевые прогулки по городу (Воронежу и Эртилю, рассматривание зданий разного назначения (современные здания жилых домов, детские сады, школы, магазины, кинотеатры).
• Игровые занятия: путешествие по родному городу Эртилю. Дидактические и конструктивные игры: построй здание и улицу своего города.
• Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением исторических и современных зданий, чтение художественной литературы.
• Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд).
• КВН, викторины о зданиях города Эртиля и Воронежа.
• Смотры – конкурсы о любимом городе.
• Выставки рисунков и поделок.
Методы и приемы
• Наглядный (путешествие по родному городу, просмотр картин, фотографий, иллюстраций, просмотр видео фильмов, слайдов о городах (Воронежа и Эртиль).
• Словесный (беседа, рассказ, вопросы о родном городе и его архитектуре) чтение художественной литературы.
• Игровой: сюжетно-ролевая игра мой любимый город.
• Практический.
• Исследовательский, экспериментирование.
Педагогические технологии, применяемые при ознакомлении детей с архитектурой :
• Здоровьесберегающие технологии (подвижные игры, спортивные игры, пальчиковая гимнастика);
• информационно-коммуникационные технологии (иллюстрационный материал, цифровая аппаратура, видео аппаратура);
• технология исследовательской деятельности (наблюдения, моделирование, художественное слово, дидактические игры) ;
• личностно-ориентированные технологии (игры, занятия, ролевая игра, наблюдения);
• игровые технологии (обучающие, познавательные, развивающие, настольные, сюжетно-ролевые игры);
• технология «ТРИЗ» (беседы, театрализация, рисование, рассматривание атрибутов);
• технологии проектной деятельности (ролевые, игровые проекты; информационно практические проекты; исследовательское творческие проекты).
Ознакомление сархитектурой города Воронежа и Эртиля.
Воронеж один из крупнейших городов России. В нём присутствует много архитектурных стилей постройки зданий. Присутствуют стили барокко (дом губернатора И. А. Потапова, модерн (магазин Милан, советский (здание универмага, современный (галерея Чижова).
Эртиль один из маленьких провинциальных городов Воронежской области. В нём присутствуют некоторые архитектурные стили : деревянное зодчествомузей под открытом небом, храм Михаила Архангела, каменные здания мех завод, автостанция, музей, советский дом культуры, храм ИверскойБожей Матери, мемориал павшим героям, школы и детские сады, современный стиль гостиница, сбербанк.
Ознакомление дошкольников с архитектурой способствует повышению качества восприятия данного вида изобразительного искусства уже в зрелом возрасте. К тому же ребёнок на бессознательном уровне познаёт тайны мироздания, поскольку архитектура – это и летопись человеческой жизнедеятельности, память об историческом пути развития.