Ульяна Юнусова
Театрализованная деятельность в раннем дошкольном возрасте «Ладушки, ладушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность в раннем дошкольном возрасте
«Ладушки,ладушки…»
21 век - век компьютерных технологий. Современный малыш уже в возрасте 2-4 лет хорошо разбирается в телефоне родителей, планшете, компьютере. И поступая в детский сад ребенок обращает внимание на экран телевизора, нежели на многообразие игрушек и книг. Информатика принесла множество инновационных решений для развития и воспитания ребёнка, но при всем этом все больше встречается детей с речевыми нарушениями:
Темочки:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (ситуативная). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Замусоривание речи сленговыми словами, употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо).
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать темп и громкость голоса.
- Плохая дикция.
Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.
Это обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
Следовательно, приоритетным направлением в работе с детьми раннего возраста должно быть развитие речи, так как он наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная деятельность помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.
Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет.
Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Основой театрализованной детской игры являются запоминающиеся художественные образы, увлекательные сюжеты, близкие жизненному опыту ребенка. Фольклор в такой работе оказывает неоценимую помощь: дает образцы русской речи, подражание, которому позволяет ребенку успешно овладевать родным языком, использовать в игровых ситуациях пословицы, поговорки, а так же применять их в театрально - игровой деятельности.
Устное народное творчество, преподнесенное детям в форме сценок, игр – драматизации создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционально – положительного отношения детей к окружающему миру и их познавательному развитию. Знакомые стихи, песенки, сказки являются хорошим игровым материалом. Драматизация произведений малых фольклорных форм является своего рода тренировкой эмоциональных проявлений. Такие особенности народных потешек и песенок, как особая ритмичная организация текста, наличие четко выделенного персонажа, прямая связь событий, приближенность сюжета или описания к опыту детей позволяет ребенку выступать одновременно и слушателем, и зрителем, а воспитателю - гармонично сочетать в работе слово, музыку и действие. Эти произведения таят в каждой строчке особое настроение, сюжет, требующий от педагога владения техникой ролевого воплощения при помощи движений.
Яркие художественные образы, созданные взрослыми, способствуют углубленному восприятию, надолго остаются в памяти и переходят в самостоятельные игры детей. Наблюдая за детьми, воспитатель узнает об уровне развития их эмоционального мира, игровых умений и навыков.
С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей можно проводить специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Для этого предлагаются различные потешки, стишки, подчеркивающие чувства самих детей или предъявленных персонажей. Следует использовать выразительные возможности голоса, музыки, движения (графического изображения, акцентируя на этом внимание детей, предлагая им называть настроение и выражать его в голосе и движениях. При выполнении этюдов следует опираться на программные потешки, песенки и заклички, близкие по тематике, например, «Солнышко, ведрышко». Постепенно эмоционально-тематическое поле драматизации расширяется, музыкальный образ усиливает действие обобщенно-драматического образа. Приобретенный опыт следует использовать при чтении сказок, изображая героев в лицах. При чтении сказок воспитатель с помощью мимики, жестов, позы, интонации должен донести до ребят смысл произведения и раскрыть характеры его героев. Как одну из форм мы выбрали, проектную работу поставив цели и определив задачи, запланировали работу на год. Работа по реализации проекта «Ладушки» способствует воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми, развивает привычку играть, заниматься сообща, стремление радовать взрослых хорошими поступками, а также формировать умение оценивать поступки. Элементы театрализованных игр и театрализованных постановок нами включаются так же во все режимные моменты и в непосредственно организованную образовательную деятельность. Фольклорные произведения используются при организации всех режимных моментов (умывание, одевание, еда укладывание спать и т. д.)
Звучность, ритмичность, напевность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, способствует развитию речи. На материале фольклора, а также в самостоятельной деятельности используем разнообразные игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов, пантомимики. Под музыку дети учатся выразительным движениям (ходить, как медвежата и лисички, прыгать, как зайчики и т. д.) Благодаря этим упражнениям подвижней и выразительней становятся мимика, движения приобретают уверенность. Занимаясь с детьми, мы стремимся вызвать положительные эмоции к театрально-игровой деятельности, побуждаем детей общаться с куклой, внимательно ее рассмотреть. Не препятствуем стремлению малышей поиграть с куклами, участвующими в спектакле. Малыши научились имитировать жесты людей, движения животных, появилось желание подпевать, выполнять движение в такт музыки.
Дети научились инсценировать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки, потешки, овладели простейшими приемами кукловождения. Они стали разыгрывать несложные представления по знакомым сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест). Малыши научились говорить тихо, громко, грубо, передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх. Театрализованные игры на темы народного фольклора пользуются у детей неизменной любовью. Они с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.
По результатам нашей работы с детьми раннего возраста можно сделать следующие выводы:
- дети знакомятся с содержанием народных праздников, обрядов, традиций, поверий и примет, связанных с праздниками;
- изучают и запоминают новые слова, характерные для речи народа;
- разучивают песенки, потешки, зазывалки, колядки, загадки, пословицы и поговорки;
- расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
- развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
- активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи;
- совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
- стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
- участие в театрализованных играх с использованием народного фольклора доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Хочется отметить, что наша работа в этом направлении не была бы столь эффективна без привлечения родителей к участию в выставках, акциях, подготовке атрибутов и костюмов для театрализованных игр, исполнению ролей в развлечениях и праздниках.
Большое и разностороннее влияние устного народного творчества и театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Для того чтобы ребенок проявил творчество, мы стремимся обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достичь. Чтобы эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной; чтобы укрепить ниточку, которая называется связью поколений; чтобы воспитывать уважение к старшим, способствовать благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников, мы можем и должны использовать богатейший опыт народа накопленный веками.