Анастасия Власова
Создание экологической РППС в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Создание экологической развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) в дошкольном учреждении является одним из важных условий экологического образования детей. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) экологическая РППС дошкольного учреждения обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и развитие детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа с учетом особенностей их развития.
Публикация «Создание экологической РППС в ДОУ» размещена в разделах
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Грамотно организованная РППС экологического содержания обеспечивает формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому. Вот почему в работе по экологическому воспитанию дошкольников основной упор сделан на организацию экологической РППС.
Основную цель экологического воспитания в дошкольном образовании можно определить как формирование у детей дошкольного возраста экологического сознания и экологической культуры.
Достижение поставленных целей и задач экологического воспитания детей дошкольного возраста, в свете требований ФГОС, можно реализовать через:
• взаимодействие с родителями с целью вовлечения их в образовательный процесс, а также применение семейного опыта в вопросах экологического воспитания;
• создание на территории ДОУ внешних природных зон (сад, огород, экологическая тропа, зона отдыха, птичья столовая и т. д.)
• создание в группе природного центра и др. зон активности (экспериментирования, путешествия, центр неживой природы и др.)
• организацию исследовательской, природоохранной, трудовой деятельности путем сочетания их с игровыми ситуациями;
• организацию практических мероприятий: творческие мастерские, экологические акции, проведение экологических игр и т. д.
Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:
• наблюдения;
• опыты;
• исследования;
• игры;
• труд;
• художественно-эстетическая деятельность;
• знакомство с природоведческой и экологической литературой;
• занятия физкультурой и спортом.
Грамотно организованная экологическая РППС по ФГОС ДО должна быть:
1. Содержательно-насыщенной, т. е. включать в себя средства обучения (в том числе, технические, материалы (в том числе, расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование экологического содержания, позволяющее обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с природными материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях природоохранной и экологической направленности; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
2. Трансформируемой, т. е. обеспечивать возможность изменений экологической РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей;
3. Полифункциональной, т. е. обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих экологической РППС (например, природных материалов, макетов, модулей экологического содержания) в разных видах детской активности;
4. Вариативной, т. е. обеспечивать наличие в группе различных пространств (для экологических игр, конструирования из природного материала, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования природоохранного направления, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей в области природоохранной деятельности;
5. Доступной, т. е. обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
6. Безопасной, т. е. все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной безопасности и т. д.
Отметим, что в экологическом образовании наиболее продуктивным является интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь различных образовательных областей и экологизацию различных видов деятельности ребенка.
В заключение скажем, что экологическая РППС в ДОУ это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого находятся несколько взаимосвязанных подпространств группы, создающих в конечном счете наиболее благоприятные условия для продуктивного развития и саморазвития воспитанников ДОУ.