Ирина Ивановна Иванова
Создание условий для здоровьесбережения в профессиональной деятельности педагогических работников социозащитных учреждений
▼ Скачать + Заказать документы
СТАТЬЯ: «Создание условий для здоровьесбережения в профессиональной деятельности педагогических работников социозащитных учреждений».
Автор: Муравьева И. С., воспитатель, СПбГБУСО социальный приют для детей «Транзит»
Аннотация: Статья посвящена вопросу актуальности здоровьесбережения педагогов социозащитных учреждений, исследованию проблемы сохранения и укрепления профессионального здоровья субъектов образовательного процесса; факторам, которые оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье педагогических работников в современных условиях; актуальности создания условий для здоровьесбережения в профессиональной деятельности педагогических работников социозащитных учреждений.
Публикация «Создание условий для здоровьесбережения в профессиональной деятельности педагогических работников социозащитных учреждений» размещена в разделах
Ключевые слова: здоровьесбережение, здоровье педагога, профессиональное здоровье, сохранение и укрепление здоровья, стресс, здоровый образ жизни, мотивация профессиональной деятельности, профессиональное выгорание педагогов.
Преобразования в педагогическом пространстве и обществе, произошедшие в нашей стране в последнее время, обусловили появление ряда проблем в сфере социального обслуживания. Социозащитные учреждения и педагоги, в них работающие, выполняя социальный заказ, должны обеспечивать доступность качественных соц. услуг в условиях, гарантирующих психологическую и физическую безопасность воспитанников, что предъявляет высокие требования к компетентности и профессионализму воспитателей социозащитных учреждений в вопросах здоровьесбережения. Но для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, современному педагогу необходимо самому быть здоровым, сохраняя высокую работоспособность и творческое долголетие.
Вместе с тем, исследования последних лет свидетельствуют о неблагоприятном состоянии здоровья всех участников социозащитного процесса : большинство воспитанников социозащитных учреждений состоят на диспансерном учете у специалистов детской поликлиники. Неблагополучная ситуация сложилась и со здоровьем педагогических работников социозащитного учреждения.
По мнению Митиной Л. М., проблему здоровья педагогов по степени значимости следует рассматривать в контексте общей концепции охраны здоровья нации. В настоящее время мы имеем не только факты высокого уровня заболеваемости, смертности, низкого уровня рождаемости, но и все более ярко проявляющейся тенденции к вырождению генофонда нации. Вот почему нужен новый подход в области теории и практики организации сохранения здоровья человека. Это означает, что в центре внимания должны быть: здоровые родители, ребёнок, педагог, здоровый образ жизни и деятельности.
Существует большое количество определений понятия «здоровье». В соответствии с трактовкой ВОЗ: здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Основными составляющими здоровья являются : соматический (телесный) компонент - текущее состояние органов и систем органов человека; физический компонент - уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма; психический компонент - состояние психической сферы человека; нравственный компонент - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основ жизнедеятельности человека.
Здоровье педагога -деликатная и многоаспектная проблема. Обозначая ее значимость, необходимо указать на то, что профессиональное здоровье педагога -основа эффективной работы современных социозащитных учреждений и их стратегическая проблема, и оно определяется как способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности педагога. Макланова А. Г. рассматривает профессиональное здоровье как определенный уровень характеристик здоровья специалиста, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность.
В последние годы широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни получил термин «здоровьесбережение». Под здоровьесбережением обычно понимают систему мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса (как воспитанников и обучающихся, так и педагогов). Существительное «здоровьесбережение» несет смысловую нагрузку слова «сбережение». В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова значится: «сберегать–это сохранить, не дать утратиться, пропасть» [4;с. 686], следовательно, здоровьесбережение (синоним –здоровьесохранение) –это сохранение здоровья на заданном уровне. Под здоровьесбережением в социозащитном пространстве многие авторы также понимают процесс сохранения и укрепления здоровья, направленный на преобразование интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, повышение ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих на основе осознания человеком личной ответственности.
Вопросам сохранения и укрепления здоровья личности посвящены исследования Б. Г. Ананьева, В. А. Ананьева,Б. С. Братуся, О. С. Васильевой,П. Б. Ганнушкина, В. Я. Дорфман, Е. Р. Калитеевской, В. М. Розина, Я. Рубиной, Ф. Р. Филатова, В. Франклаи др[6]. В последнее время исследования проблем сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса значительно активизировались благодаря работам В. Ф. Базарного, Л. П. Вашлаевой, Л. Е. Борисовой, В. З. Когана, Л. М. Митиной, и Третьяковой Н. В., Л. М. Сураевой, С. Н. Лопаревой, О. В. Морозова, С. Г. Палий, Н. К. Смирнова, А. Г. Трушкина и др. Исследования здоровья педагогов показывают, что педагоги как профессиональная группа отличаются крайне низкими показателями здоровья, которое снижается по мере увеличения стажа работы в социзащитном учреждении. Педагогическая деятельность предполагает постоянное взаимодействие с детьми, что требует от педагога мобилизации всех ресурсов (физических, психологических и т. д.). В профессиях, связанных с системой отношений «человек-человек», огромное значение имеет ориентация на другого участника взаимодействия. Существует немного профессий, где ценностный подход к профессиональной деятельности оказывал бы такое влияние на личную судьбу и судьбу другого человека, как профессия педагога. Успешность педагогической деятельности во многом зависит не только от того, как человек умеет управлять своим поведением, поступками, высказываниями, эмоциями и чувствами, но и от состояния физического и социального благополучия. Все это оказывает влияние на успешность взаимодействия педагога и всех участников социозащитного процесса и обуславливает актуальность обозначенной темы.
Профессия воспитателя требует буквально ежедневного, даже ежечасного расходования огромных душевных сил. Умение владеть собой, держать себя в руках – один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят его и профессиональные успехи, и психологическое здоровье. Профессиональная деятельность педагога социозащитного учреждения характеризуется огромной нагрузкой на психоэмоциональную сферу. Большая часть рабочего дня протекает в напряженной обстановке: эмоционально насыщенная деятельность, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей.
Факторы такого рода оказывают отрицательное влияние на физическое самочувствие. Речь идет о нервозности, раздражительности, усталости, разного рода недомоганиях. Современная социальная ситуация характеризуется высоким темпом жизни, большими скоростями, возросшей ответственностью в условиях модернизации образования, что ведет к увеличению нервно-психического напряжения педагогов. Постоянное напряжение может приводить к повышенной утомляемости, к снижению работоспособности, к снижению показателей психических процессов, к эмоциональному выгоранию, что напрямую отражается на результатах педагогической деятельности. Профессию педагога относят к профессии повышенного риска по частоте возникновения психосоматических и невротических расстройств. К числу причин относится: высокая нервно-психическая напряженность и социальная ответственность, повышенная продолжительность дня. С одной стороны - педагоги хронически перегружены и не имеют возможности восстановить затраченные силы и, следовательно, не в состоянии адаптироваться к возрастающим требованиям. С другой - постоянный самоконтроль, напряжение внимания, эмоциональное возбуждение создают стрессовую ситуацию педагогической деятельности. Все это обостряет проблему здоровьесбережения в социозащитных учреждениях.
Диапазон факторов, которые оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье педагогических работников в современных условиях стремительно расширяется. Сегодня недостаточно ограничиваться анализом биологических (к которым относим наследственность, физические характеристики при рождении и т. д.) и социальным (условия жизни, медицина, уровень благосостояния, состав семьи и т. д.). Немаловажную роль играют психологические факторы как результат эмоциональных переживаний. К негативным факторам воздействия на здоровье можно отнести также отсутствие у большинства педагогов осознанной ценности собственного здоровья.
Исследования отечественных ученых позволили создать обобщенный портрет педагога с точки зрения профессионального здоровья : позитивное отношение к другим людям, уровень амбициозности и соревновательности - ниже среднего, умеренная напористость, отсутствие больших карьерных устремлений, наиболее выражены такие компоненты поведения, как нетерпеливость, энергичность, давление фактора времени, вовлеченность в работу. Исходя из вопроса о том, что же в большей степени влияет на здоровье педагога, выделяются следующие факторы: эмоциональное напряжение на работе; отсутствие ясности в оплате труда; взаимоотношения с коллегами; неритмичная работа; конфликты личностных ценностей с ценностями, декларируемыми организацией; финансовые проблемы.
Обращение к проблеме здоровьесбережения педагогов в нашем социозащитном учреждении (СПбГБУСО социальный приют для детей «Транзит») мы аргументируем рядом причин. Анализ статистических данных по Российской Федерации и мониторинговые данные, полученные в нашем УСО показывают наличие высокого уровня симптомов снижения здоровья у педагогов. Так, по данным специалистов ФГУ ГНИЦ профилактической медицины Минздравсоцразвития России признаки гипертонической болезни имеют 46% населения - средний возраст 51 год. По результатам медицинского осмотра педагогических работников приюта проблемы с артериальным давлением имеют 55%, при среднем возрасте педагогического коллектива 36 лет. Проблемы с позвоночником и суставами - 45 %, зрением - 50 %, сердечно-сосудистая система, сосуды, повышенный холестерин у 36 % педагогов, что соответствует или превышает показатели по Российской Федерации. Помимо симптомов ухудшения соматического здоровья педагоги УСО обнаруживают у себя такие симптомы стресса, как чувство усталости (70%, подавленное настроение (47%, нарушения сна (50%, повышенное артериальное давление и повышенная раздражительность (по 43%, мышечное напряжение, боли в области шеи, спины (33%). У каждого педагога имеется свой набор способов снижения или преодоления стресса. Однако очень частоэто способы, определяемые привычками, стилем жизни, особенностями характера и взаимоотношений с окружающими не являются адекватными и безопасными в каждой конкретной ситуации. При этом постоянное использование неправильных стратегий преодоления стресса приводит к серьезным личностным нарушениям, которые мешают педагогу нормально взаимодействовать с окружающим миром. Развивается повышенная тревожность, агрессивность, эмоциональная нестабильность, депрессия и эгоцентризм. В качестве адекватных и безопасных способов снятия стресса педагоги чаще всего используют: общение с друзьями (на этот способ снятия стресса указали 61% опрошенных, музыку (50%, хобби (43%, юмор и смех, сон, поездки за город на природу (по 50%, чтение(43%, шопинг и прогулки (по 43%, общение с домашними животными (37%, общение с родственниками (43%, еду (34%, просмотр телевизора (23%, занятия спортом, путешествия, баню (сауну, бассейн, ванную) (по 28%). Следует отметить, что анализ сформированных ценностей у педагогов УСО показал высокое осознание ценности здоровья (86 % ставят здоровье на первое место, при этом ответственность за здоровье возлагают на условия жизни (52%, наследственность (79%, стрессогенные факторы (52%) и только 26 % отдают здоровому образу жизни и избавлению от вредных привычек.
В этих данных мы видим, что понимание воспитателями приюта ценности здоровья не приводит к повышению персональной ответственности за свое здоровье. Вместе с тем, изменения в физическом и психическом здоровье педагогов приводят к снижению мотивации профессиональной деятельности, что подтверждено мониторинговыми исследованиями, проведенными в приюте: 53 % педагогов имеют внутреннюю мотивацию трудовой деятельности, 16 % педагогов имеют ведущей внешнюю положительную мотивацию, отрицательная внешняя мотивация характерна для 31 % педагогов, то есть мотивами их деятельности являются наказание, критика, осуждения и других санкций негативного характера. В свою очередь,снижение мотивации к профессиональной деятельности непосредственно связано с качеством их работего процесса и не может не отразиться на таких показателях, как формирование культуры здоровья у воспитанников приюта, взаимодействие педагога с ребенком и коллегами.
Проведенный нами анализ результатов анкетирования и тестирования педагогических работников приюта позволил сделать вывод о наличии признаков профессионального выгорания педагогов : чувство безразличия, скуки, эмоционального выгорания, чувство постоянной усталости (синдром хронической усталости); полная или частичная бессонница; повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события, частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева, отказ от общения или уход в себя); ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее; продуктивная творческая деятельность сменяется формальным исполнением обязанностей; утрата чувства юмора, ухудшение качественных и количественных показателей работы и другие. В качестве причин отмечается низкая удовлетворенность профессиональным и социальным статусом; переживание несоответствия между затратами сил на выполняемую работу и ее оплатой; хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность педагога; повышенная ответственность за исполняемые функции, увеличение трудового времени за счет работы на дому; нехватка положительной мотивации в работе.
Итак, необходимость создания условий для здоровьесбереженияв профессиональной деятельности педагогических работников приюта обусловлено рядом причин : состояние здоровья большинства педагогов нуждается в улучшении; только педагог, занимающийся сохранением и укреплением собственного здоровья и владеющий здоровьесберегающими технологиями, может успешно воспитывать здоровых детей; значительное число педагогов не готовы принять ответственность за собственное здоровье на себя, соблюдать правила здорового образа жизни; для получения устойчивых положительных результатов необходима система оздоровительно-просветительской работы.
Таким образом, в социозащитном учреждении необходимо создать достаточные условия не только для улучшения состояния здоровья педагогических работников, но и осознания значимости, ценности здоровья, осознания личной ответственности за свое здоровье. Целенаправленная работа по здоровьесбережению педагогов в образовательном учреждении будет способствовать не только повышению эффективности профессиональной деятельности воспитателя, но и позволит сохранить и укрепить здоровье воспитанников, чем и обуславливается актуальность здоровьесбережения педагогов в социозащитном учреждении.
Список литературы:
1. Митина Л. М., Митин Г. В., Анисимова О. А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. -М. : Academia, 2015. –362 с.
2. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. –М. : Флинта -Московский психолого-социальный институт, 1998. –200 с.
3. Познавательные психические процессы. Хрестоматия /Сост. А. Г. Макланова -СПб., 2011.
4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. -М. : ОНИКС 21 век; Мир и образование, 2005 год.
5. Ахмерова С. Г. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. -М., 2011.
6. Данилова И. Л., Ширшина Г. И. Профессиональное здоровье учителя. -Петрозаводск: Издательство КГПУ, 2017. -54 с