Папки-передвижки

Социально-культурная адаптация воспитанников социозащитного учреждения средствами культурно-досуговой деятельности

ИИР
Социально-культурная адаптация воспитанников социозащитного учреждения средствами культурно-досуговой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Статья: «Социально-культурная адаптация воспитанников социозащитного учреждения средствами культурно-досуговой деятельности».

В статье исследуется проблема социально-культурной адаптации воспитанников социозащитного учреждения средствами культурно-досуговой деятельности.

Автор: Изотова И. Р., воспитатель, СПбГБУСО социальный приют для детей «Транзит»

Публикация «Социально-культурная адаптация воспитанников социозащитного учреждения средствами культурно-досуговой деятельности» размещена в разделах

Аннотация: Статья посвящена вопросу организации культурно-досуговой деятельности в социозащитном учреждении как важнейшего ресурса социализации и инкультурации личности воспитанника, способствующим более успешной социальной интеграции и адаптации личности ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.

Ключевые слова: адаптация, воспитание, воспитанники социозащитного учреждения, инкультурация, интеграция, культурно-досуговая деятельность, социально-культурная адаптация, социализация.

Актуальность проблемы интеграции в общество детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, обусловлена развитием тенденций гуманизации образования, формированием адаптивности образовательной системы к особенностям развития и воспитания ребёнка. Такие дети нуждаются в индивидуальном адаптивном подходе, в связи с этим существует необходимость поиска новых путей организации работы по социально-культурной адаптации, содействия в развитии детей как личностей, реализации способностей и возможностей, обеспечения позитивных изменений в их образе жизни. Целью работы является обобщение практического опыта применения средств культурно-досуговой деятельности как определяющего фактора адаптивного подхода в социально-культурной адаптации воспитанников социозащитного учреждения. Адаптивный подход в работе с такими детьми является наиболее рациональным и эффективным способом успешной социальной интеграции воспитанников в общество. За счёт сотрудничества руководства детских домов и высших образовательных учреждений культуры происходит положительная динамика формирования социально-культурной адаптации личности воспитанников. Преодоление социальной изоляции, расширение возможностей произвольного взаимодействия со сверстниками и студентами является существенным условием позитивных изменений в развитии и адаптации ребенка и совершенствовании его способностей.

Как основной метод исследования в работе по социально-культурной адаптации воспитанников был использован метод включенного наблюдения. Результатом практической деятельности стала положительная динамика эмоционально-психического развития детей, рост их творческой активности, овладение культурными нормами и традициями.

В основе социально-культурной политики государства лежит принципиально новый подход

к выявлению путей личностного развития и социальной интеграции детей – воспитанников социозащитного учреждения. Ребенок, оказавшийся в социозащитном учреждении, имеет неблагополучную наследственность, слабое здоровье, как правило, эмоционально не устойчив. Особенности социального статуса ребёнка-сироты неблагоприятно влияют на всестороннее развитие личности, затрудняют его продвижение в значимых сферах деятельности, таких как учебная, познавательная и культурно-досуговая.

За время пребывания в учреждении ребёнок должен успеть научиться нормам и правилам социальных отношений как достойный член общества. В полных семьях гарантом личностного развития детей являются родители. В силу сложившихся жизненных обстоятельств, не получив родительского воспитания, такие дети не способны самостоятельно гармонично развиваться. В связи с этим существует практическая необходимость организации работы по социально-культурной адаптации детей - воспитанников в социозащитном учреждении, содействие их развитию как личности, реализация способностей и возможностей, обеспечение позитивных изменений в их образе жизни, а в конечном счете – интеграция детей в общество. Однако, чтобы максимально раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка, черты его индивидуальности, следует рассматривать социально-культурную адаптацию как сложный и долгосрочный процесс. Такие критерии, как возраст ребёнка, его психоэмоциональные особенности требуют большей индивидуальной практической работы в направлении

Социо-культурной адаптации. Также безусловным фактором успешной интеграции воспитанников

в общество является профессионализм педагогов образовательно-воспитательных учреждений, владение ими разнообразными методами и формами работы, готовность к индивидуальной

работе с воспитанниками, гуманизм и способность к эмпатии, альтруизм и прежде всего любовь к детям.

Социально-культурная адаптация представляет собой одну из закономерностей общественной жизни. Социально-культурная адаптация – это управляемый обществом процесс приобщения

человека к культуре [8, с. 311]. Она нашла свое практическое разрешение в адаптивной педагогической деятельности, то есть целенаправленных практических условиях, реализующих желания, готовность и способность ребенка освоиться в конкретной ситуации или исполняемой им основной деятельности.

В настоящем времени существует много научных концепций, рассматривающих адаптивную направленность в методах обучения и воспитания при работе с детьми в детских домах.

Этих принципов придерживаются и практики, развивающие и воплощающие в деле идеи Вальдорфской школы (А. Пинский, представители педагогики Монтессори, пропагандирующей индивидуальный подход к обучению, основанному на выработке собственной программы развития каждого ребенка в соответствии с сензитивными периодами жизни. Сходные идеи воплощают в жизнь многие педагоги-новаторы: А. Н. Адамский, А. Н. Тубельский (школа «Самоопределение», В. А. Караковский, Е. А. Ямбург (модель адаптивного образовательного учреждения).

Социально-культурный подход к адаптации заключается в социальном воспитании и развитии, а также оценке эффективности применяемых педагогических методов. Для определения

уровня адаптированности и динамики культурнонравственного развития детей в работе мы пользуемся следующими показателями, предложенными Л. Л. Шпак [9, с. 284]:

- рост творческой активности;

- обогащение содержания характера культурной деятельности;

- овладение культурными нормами, традициями.

Мы считаем, что адаптивный подход в работе с детьми, попавшими в сложные жизненные обстоятельства, является наиболее рациональным и эффективным способом успешной социальной интеграции воспитанников в общество. Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное, которую он не может преодолеть самостоятельно [8].

По мнению Е. А. Ямбурга, для реализацииадаптивного подхода к воспитанию требуется [10, с. 82]:

- использование современного российского

научно-педагогического и зарубежного научного

и практического потенциала;

- целенаправленная работа по возможно раннему выявлению склонностей и способностей

обучающихся, позволяющая дать возможность

каждому ребенку максимально самореализоваться, обеспечить ему индивидуальную траекторию

развития на всех этапах обучения;

- создание непрерывного педагогического

пространства;

- осуществление комплексного психологопедагогического подхода в образовании обучающихся.

Мировоззренческая основа такого подхода – восприятие ребёнка как потенциально полноценного субъекта общения, познания, творчества, труда.

Как основной метод исследования адаптированности воспитанников к социально-культурной

среде нами был избран метод включенного наблюдения. Главным преимуществом такого метода является непосредственный контакт исследователя с объектом исследования, возможность задать

уточняющие вопросы, провести опрос, беседу. Посредством практической реализации адаптивного подхода решаются следующие культурновоспитательные задачи [6]:

- целенаправленное приобщение к богатствам культуры, формирование ценностных ориентаций ребенка и возвышение его «духовных потребностей»;

- стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности ребёнка в сфере

досуга, повышения умения рационально, содержательно и разнообразно организовывать свое

свободное время в целях восстановления и поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования;

- создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации творческого потенциала и позитивного самоутверждения ребёнка.

Одним из существенных ресурсов оптимизации социально-культурной адаптации воспитанников социозащитного учреждения является культурно-досуговая деятельность, которая способна стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности. Это достигается за счет реализации креативно-образовательного потенциала культурной деятельности, синтеза учебного и внеучебного времени. Деятельность образовательной системы, выполняющей преимущественно функции социализации, функционально и содержательно дополняется культурно-досуговой деятельностью, успешно обеспечивая самореализацию личности. Сфера досуга является полем свободного выбора ребёнком видов и форм познания, общения, творчества соответствующих его интересам и склонностям. Потенциально она содержит широкие возможности для участия в таких видах деятельности, как просветительская, познавательная, творческая, рекреационно-оздоровительная, что обогащает содержание и структуру свободного времени, способствует развитию общей культуры личности, ее саморазвитию и самореализации.

Практический опыт организации культурнодосуговой деятельности в социозащитном учреждении показывает, что воспитанники имеют поверхностные представления об окружающем их мире. Ограниченный, чаще негативный социальный опыт, особенности эмоционально-личностной сферы мешают им самостоятельно ориентироваться в социуме. Культурно-досуговая деятельность, безусловно, положительно влияет на психоэмоциональное развитие детей, компенсирует недостатки в интеллектуальном, эмоциональном, духовном развитии. Многие воспитанники успешно интегрируются в культурную среду общества, стремятся учиться, продолжить своё образование в области культуры.

Вся воспитательная деятельность приюта построена на принципах:

- ориентации на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, отечество, семья,

культура, знания, труд, мир);

- ориентации на социально-целостные отношения (способность педагога обнаружить за

событиями, действиями, словами, поступками, предметами человеческие отношения);

- субъектности (содействие педагога развитию способностей воспитанника быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни);

- признания права воспитанника на данное поведение и производимый им выбор – принцип

данности, который позволяет учитывать социальные и биологические факторы, повлиявшие на

формирование личности воспитанника.

Важнейшими задачами воспитательной работы в социозащитном учреждении являются:

- развитие социальной компетентности воспитанников, навыки общения с окружающими;

- расширение возможности произвольного взаимодействия со сверстниками через:

- воспитание любви к приюту, родному краю, формирование гражданско-патриотического самосознания;

- формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям;

- развитие творческих способностей, предоставление возможностей реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержку индивидуальности ребенка;

- формирование стремления к здоровому образу жизни, осознанию здоровья как одной из главных жизненных ценностей;

- формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных возможностей;

- формирование стремления к самосознанию, становлению активной жизненной позиции, формирование способности к самосовершенствованию и саморазвитию.

Таким образом, анализируя работу с детьми социозащитного учреждения, мы пришли к выводу, что воспитание, будучи частью процесса адаптации и социализации в социозащитном учреждении, приобретает исключительное значение для формирования личности.

Воспитание – процесс педагогически управляемый, он призван помочь ребенку не быть поглощенным негативными социальными явлениями. Поэтому целью воспитательной работы приюта является создание единого социально-культурного пространства для воспитания здоровых, образованных, нравственно зрелых и творческих детей, умеющих и желающих проявлять заботу друг о друге, с целью улучшения себя и окружающей жизни.

Следуя этому, воспитательная работа социозащитного учреждения представлена следующими направлениями:

- художественно-эстетическое;

- гражданско-патриотическое;

- эколого-трудовое;

- спортивно-оздоровительное.

Важнейшее условие эффективности воспитательной работы приюта заключается в коррекции и развитии эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Коррекционно-развивающая направленность воспитательного процесса предполагает направленность всех проводимых мероприятий на утверждение самооценки личности, на создание условий для успешной деятельности каждого ребенка, на повышение внутренней мотивации, потребности в самооценке и саморазвитии. Такой подход к организации процесса воспитания возможен при реализации комплекса мер по сопровождению ребенка в учреждении:

- функционирование разнообразного спектра кружков и секций (система дополнительного

образования в социозащитном учреждении выполняет важные функции воспитания и обучения, рациональной организации свободного времени ребенка);

- создание специализированных программ для работы с детьми группы риска (программа

«Школа самопознания», направленная на коррекцию эмоционально-волевой сферы; программа

«Радуга жизни»; «Культура игрового общения» направлена на коррекцию различных отклонений

в личностной сфере, таких как патологическая агрессивность, замкнутость, гиперактивность).

Так же применяются различные формы организации воспитательной деятельности: воспитание в процессе обучения; внеурочная деятельность; внеклассная; участие в работе творческих объединений и др.

Развитие эстетических начал личности охватывает все формы учебной и культурно-досуговой деятельности. Основной целью эстетического воспитания является развитие у ребёнка способности создавать собственную систему эстетических ценностей. Задача эстетического воспитания – научить детей видеть красоту, доброту, сердечность путем «вслушивания», «всматривания» в образный мир искусства, в звуки и краски природного и предметного мира. Наибольшие возможности для развития художественно-творческих способностей детей дает систематическое проведение музыкальных занятий, участие в хореографическом коллективе «Искорки», уроки музыки, а также праздники, концерты, культурно-досуговые развлечения. Художественные способности в рисовании дети развивают в ИЗО-студии «Радуга» и «Мастерок». Творческие возможности воспитанников социозащитного учреждения действительно безграничны. Занимаясь любимым делом, они духовно обогащаются и готовы к самовыражению. Воспитанники легко вступают в общение; свободно чувствуют себя как в стенах социозащитного учреждения, так и за его пределами, принимают участие в конкурсах. Они с удовольствием танцуют, поют и рисуют, вышивают и т. д., а самые талантливые становятся призерами, лауреатами различных конкурсов, фестивалей, городских и всероссийских выставок. С началом сотрудничества кафедры социально-культурной деятельности Кемеровского государственного института культуры (профиль «Менеджмент детско-юношеского досуга») и руководства социозащитного учреждения с каждым годом совершенствуется подготовка и проведение детских праздников, что способствует сплочению коллектива, развитию различных форм сотрудничества детей и студентов. В процессе жизнедеятельности социозащитного учреждения за многие годы нами совместно определился годовой круг праздников и традиционных дел, все они являются неотъемлемой составной частью воспитательной системы в целом и социально-культурной адаптации воспитанников. В подготовку и проведение праздников включаются все воспитанники социозащитного учреждения. Дети-дошкольники приглашаются в качестве гостей. Дети старшего возраста с радостью готовят совместно со студентами оформление зала, где проходят праздники, исполняют стихи, песни, танцы. Воспитанники также принимают участие в группе театрализации, исполняют роли и становятся ведущими мероприятий. Воспитанники социозащитного учреждения с нетерпением ждут праздников, пробуждающих в их душах интерес к окружающему, открывающих окно в мир прекрасного. Традиционными стали праздники, посвященные Дню именинника. При разработке сценария каждого из таких мероприятий обязательно появление сказочных героев, которые организовывают игры и конкурсы, поздравления именинников, вручение подарков. Праздник – это всегда событие, проживая которое, воспитанники приобретают ценный опыт встречи с окружающим миром и другими людьми. Успехи воспитанников в творческой праздничной деятельности положительно сказываются на уровне их приобщения к культуре, в воспитанности и изменениях, проявляющихся в формировании ценностных потенциалов: готовность к выполнению норм и правил общественной жизни, способность различать хорошие и плохие поступки.

Таким образом, организация и проведение мероприятий культурно-досуговой деятельности в социозащитном учреждении основывается на понимании культурной деятельности как важнейшего ресурса социализации и инкультурации личности, что, в конечном счете, способствует более успешной социальной интеграции и адаптации личности ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.

Литература

1. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств. – М. : МГУКИ, 2007. – 480 с.

2. Закон Российской Федерации об образовании [Электронный ресурс]. – URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 27.01.2019).

3. Караковский В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М. : Творческая педагогика, 1993. – 80 с.

4. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2002. – 200 с.

5. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / под науч. ред. проф. Е. И. Григорьевой. – Тамбов: Першина, 2004. – 512 с.

6. Федеральный Закон об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8574/9371abf6b81551d7cf96db61478966ba2

fd88505/ (дата обращения: 27.01.2019).

8. Хоруженко К. М. Культурология: энциклопед. слов. – Ростов н/Д. : Феникс, 1997. – 640 с.

9. Шпак Л. Л. Социокультурная адаптация: сущность, направления, механизм реализации: дис.. д-ра социол. наук: 22.00.06. – Кемерово, 1992. – 353 с.

10. Ямбург Е. А. Управление развитием адаптивной школы. – М. : Per Se, 2004. – 366 с.

Публикации по теме:

Планирование культурно-досуговой деятельности. Развлечения. Часть 2 Планирование культурно - досуговой деятельности. Развлечения. Часть 2. 18. «Рождество Христово». Литературно – музыкальная композиция.

Планирование культурно-досуговой деятельности. Развлечения. Часть 1 "Планирование культурно - досуговой деятельности". Развлечения. ЧАСТЬ 1. 1. «День знаний». Развлечение в старше – подготовительной группе.

Организация развлечений как форма культурно-досуговой деятельности с детьми дошкольного возрастаОрганизация развлечений как форма культурно-досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста Лето – один из важнейших этапов в развитии детей и укреплении их здоровья. Задача педагогов нашего детского сада – организовать времяпровождения.

Планирование культурно-досуговой деятельности на летний период в средне-старшей группе Планирование культурно – досуговой деятельности на летний период в средне - старшей группе. Тема недели. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие.

Планирование культурно-досуговой деятельности на летний период в средней группе. Часть 1 Планирование культурно – досуговой деятельности на летний период в средней группе. Часть 1. Тема недели. «Солнце, воздух и вода – наши.

Планирование культурно-досуговой деятельности на летний период в средней группе. Часть 2 Планирование культурно-досуговой деятельности на летний период в средней группе. Часть 2Тема недели. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие.

Планирование культурно-досуговой деятельности на летний период в старшей группе Планирование культурно – досуговой деятельности на летний период в старшей группе Тема. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». «ДЕНЬ.

Планирование культурно — досуговой деятельности на летний период во второй младшей группе Планирование культурно – досуговой деятельности на летний период во второй младшей группе Тема. "ЛЕТО КРАСНОЕ - ПРЕКРАСНОЕ!"Развлечение.

Планирование культурно-досуговой деятельности на летний период во второй младшей группе. Часть 1 Планирование культурно–досуговой деятельности во второй младшей группе. Лето. Часть 1 Тема. "ЛЕТО КРАСНОЕ - ПРЕКРАСНОЕ!" Развлечение. «Прогулка.

Планирование культурно-досуговой деятельности. Праздники Планирование культурно - досуговой деятельности. Праздники. 1. «Осенние чудеса». Праздник Осени в группе раннего возраста. 13.10.17 Цель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-культурная адаптация воспитанников социозащитного учреждения средствами культурно-досуговой деятельности
Опубликовано: 3 мая 2023 в 03:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социально-культурная адаптация воспитанников социозащитного учреждения средствами культурно-досуговой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем ИИР (УИ 3239667) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД