ИИР
Социально-культурная адаптация воспитанников социозащитного учреждения средствами культурно-досуговой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Статья: «Социально-культурная адаптация воспитанников социозащитного учреждения средствами культурно-досуговой деятельности».
В статье исследуется проблема социально-культурной адаптации воспитанников социозащитного учреждения средствами культурно-досуговой деятельности.
Автор: Изотова И. Р., воспитатель, СПбГБУСО социальный приют для детей «Транзит»
Публикация «Социально-культурная адаптация воспитанников социозащитного учреждения средствами культурно-досуговой деятельности» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Аннотация: Статья посвящена вопросу организации культурно-досуговой деятельности в социозащитном учреждении как важнейшего ресурса социализации и инкультурации личности воспитанника, способствующим более успешной социальной интеграции и адаптации личности ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.
Ключевые слова: адаптация, воспитание, воспитанники социозащитного учреждения, инкультурация, интеграция, культурно-досуговая деятельность, социально-культурная адаптация, социализация.
Актуальность проблемы интеграции в общество детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, обусловлена развитием тенденций гуманизации образования, формированием адаптивности образовательной системы к особенностям развития и воспитания ребёнка. Такие дети нуждаются в индивидуальном адаптивном подходе, в связи с этим существует необходимость поиска новых путей организации работы по социально-культурной адаптации, содействия в развитии детей как личностей, реализации способностей и возможностей, обеспечения позитивных изменений в их образе жизни. Целью работы является обобщение практического опыта применения средств культурно-досуговой деятельности как определяющего фактора адаптивного подхода в социально-культурной адаптации воспитанников социозащитного учреждения. Адаптивный подход в работе с такими детьми является наиболее рациональным и эффективным способом успешной социальной интеграции воспитанников в общество. За счёт сотрудничества руководства детских домов и высших образовательных учреждений культуры происходит положительная динамика формирования социально-культурной адаптации личности воспитанников. Преодоление социальной изоляции, расширение возможностей произвольного взаимодействия со сверстниками и студентами является существенным условием позитивных изменений в развитии и адаптации ребенка и совершенствовании его способностей.
Как основной метод исследования в работе по социально-культурной адаптации воспитанников был использован метод включенного наблюдения. Результатом практической деятельности стала положительная динамика эмоционально-психического развития детей, рост их творческой активности, овладение культурными нормами и традициями.
В основе социально-культурной политики государства лежит принципиально новый подход
к выявлению путей личностного развития и социальной интеграции детей – воспитанников социозащитного учреждения. Ребенок, оказавшийся в социозащитном учреждении, имеет неблагополучную наследственность, слабое здоровье, как правило, эмоционально не устойчив. Особенности социального статуса ребёнка-сироты неблагоприятно влияют на всестороннее развитие личности, затрудняют его продвижение в значимых сферах деятельности, таких как учебная, познавательная и культурно-досуговая.
За время пребывания в учреждении ребёнок должен успеть научиться нормам и правилам социальных отношений как достойный член общества. В полных семьях гарантом личностного развития детей являются родители. В силу сложившихся жизненных обстоятельств, не получив родительского воспитания, такие дети не способны самостоятельно гармонично развиваться. В связи с этим существует практическая необходимость организации работы по социально-культурной адаптации детей - воспитанников в социозащитном учреждении, содействие их развитию как личности, реализация способностей и возможностей, обеспечение позитивных изменений в их образе жизни, а в конечном счете – интеграция детей в общество. Однако, чтобы максимально раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка, черты его индивидуальности, следует рассматривать социально-культурную адаптацию как сложный и долгосрочный процесс. Такие критерии, как возраст ребёнка, его психоэмоциональные особенности требуют большей индивидуальной практической работы в направлении
Социо-культурной адаптации. Также безусловным фактором успешной интеграции воспитанников
в общество является профессионализм педагогов образовательно-воспитательных учреждений, владение ими разнообразными методами и формами работы, готовность к индивидуальной
работе с воспитанниками, гуманизм и способность к эмпатии, альтруизм и прежде всего любовь к детям.
Социально-культурная адаптация представляет собой одну из закономерностей общественной жизни. Социально-культурная адаптация – это управляемый обществом процесс приобщения
человека к культуре [8, с. 311]. Она нашла свое практическое разрешение в адаптивной педагогической деятельности, то есть целенаправленных практических условиях, реализующих желания, готовность и способность ребенка освоиться в конкретной ситуации или исполняемой им основной деятельности.
В настоящем времени существует много научных концепций, рассматривающих адаптивную направленность в методах обучения и воспитания при работе с детьми в детских домах.
Этих принципов придерживаются и практики, развивающие и воплощающие в деле идеи Вальдорфской школы (А. Пинский, представители педагогики Монтессори, пропагандирующей индивидуальный подход к обучению, основанному на выработке собственной программы развития каждого ребенка в соответствии с сензитивными периодами жизни. Сходные идеи воплощают в жизнь многие педагоги-новаторы: А. Н. Адамский, А. Н. Тубельский (школа «Самоопределение», В. А. Караковский, Е. А. Ямбург (модель адаптивного образовательного учреждения).
Социально-культурный подход к адаптации заключается в социальном воспитании и развитии, а также оценке эффективности применяемых педагогических методов. Для определения
уровня адаптированности и динамики культурнонравственного развития детей в работе мы пользуемся следующими показателями, предложенными Л. Л. Шпак [9, с. 284]:
- рост творческой активности;
- обогащение содержания характера культурной деятельности;
- овладение культурными нормами, традициями.
Мы считаем, что адаптивный подход в работе с детьми, попавшими в сложные жизненные обстоятельства, является наиболее рациональным и эффективным способом успешной социальной интеграции воспитанников в общество. Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное, которую он не может преодолеть самостоятельно [8].
По мнению Е. А. Ямбурга, для реализацииадаптивного подхода к воспитанию требуется [10, с. 82]:
- использование современного российского
научно-педагогического и зарубежного научного
и практического потенциала;
- целенаправленная работа по возможно раннему выявлению склонностей и способностей
обучающихся, позволяющая дать возможность
каждому ребенку максимально самореализоваться, обеспечить ему индивидуальную траекторию
развития на всех этапах обучения;
- создание непрерывного педагогического
пространства;
- осуществление комплексного психологопедагогического подхода в образовании обучающихся.
Мировоззренческая основа такого подхода – восприятие ребёнка как потенциально полноценного субъекта общения, познания, творчества, труда.
Как основной метод исследования адаптированности воспитанников к социально-культурной
среде нами был избран метод включенного наблюдения. Главным преимуществом такого метода является непосредственный контакт исследователя с объектом исследования, возможность задать
уточняющие вопросы, провести опрос, беседу. Посредством практической реализации адаптивного подхода решаются следующие культурновоспитательные задачи [6]:
- целенаправленное приобщение к богатствам культуры, формирование ценностных ориентаций ребенка и возвышение его «духовных потребностей»;
- стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности ребёнка в сфере
досуга, повышения умения рационально, содержательно и разнообразно организовывать свое
свободное время в целях восстановления и поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования;
- создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации творческого потенциала и позитивного самоутверждения ребёнка.
Одним из существенных ресурсов оптимизации социально-культурной адаптации воспитанников социозащитного учреждения является культурно-досуговая деятельность, которая способна стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности. Это достигается за счет реализации креативно-образовательного потенциала культурной деятельности, синтеза учебного и внеучебного времени. Деятельность образовательной системы, выполняющей преимущественно функции социализации, функционально и содержательно дополняется культурно-досуговой деятельностью, успешно обеспечивая самореализацию личности. Сфера досуга является полем свободного выбора ребёнком видов и форм познания, общения, творчества соответствующих его интересам и склонностям. Потенциально она содержит широкие возможности для участия в таких видах деятельности, как просветительская, познавательная, творческая, рекреационно-оздоровительная, что обогащает содержание и структуру свободного времени, способствует развитию общей культуры личности, ее саморазвитию и самореализации.
Практический опыт организации культурнодосуговой деятельности в социозащитном учреждении показывает, что воспитанники имеют поверхностные представления об окружающем их мире. Ограниченный, чаще негативный социальный опыт, особенности эмоционально-личностной сферы мешают им самостоятельно ориентироваться в социуме. Культурно-досуговая деятельность, безусловно, положительно влияет на психоэмоциональное развитие детей, компенсирует недостатки в интеллектуальном, эмоциональном, духовном развитии. Многие воспитанники успешно интегрируются в культурную среду общества, стремятся учиться, продолжить своё образование в области культуры.
Вся воспитательная деятельность приюта построена на принципах:
- ориентации на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, отечество, семья,
культура, знания, труд, мир);
- ориентации на социально-целостные отношения (способность педагога обнаружить за
событиями, действиями, словами, поступками, предметами человеческие отношения);
- субъектности (содействие педагога развитию способностей воспитанника быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни);
- признания права воспитанника на данное поведение и производимый им выбор – принцип
данности, который позволяет учитывать социальные и биологические факторы, повлиявшие на
формирование личности воспитанника.
Важнейшими задачами воспитательной работы в социозащитном учреждении являются:
- развитие социальной компетентности воспитанников, навыки общения с окружающими;
- расширение возможности произвольного взаимодействия со сверстниками через:
- воспитание любви к приюту, родному краю, формирование гражданско-патриотического самосознания;
- формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям;
- развитие творческих способностей, предоставление возможностей реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержку индивидуальности ребенка;
- формирование стремления к здоровому образу жизни, осознанию здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
- формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных возможностей;
- формирование стремления к самосознанию, становлению активной жизненной позиции, формирование способности к самосовершенствованию и саморазвитию.
Таким образом, анализируя работу с детьми социозащитного учреждения, мы пришли к выводу, что воспитание, будучи частью процесса адаптации и социализации в социозащитном учреждении, приобретает исключительное значение для формирования личности.
Воспитание – процесс педагогически управляемый, он призван помочь ребенку не быть поглощенным негативными социальными явлениями. Поэтому целью воспитательной работы приюта является создание единого социально-культурного пространства для воспитания здоровых, образованных, нравственно зрелых и творческих детей, умеющих и желающих проявлять заботу друг о друге, с целью улучшения себя и окружающей жизни.
Следуя этому, воспитательная работа социозащитного учреждения представлена следующими направлениями:
- художественно-эстетическое;
- гражданско-патриотическое;
- эколого-трудовое;
- спортивно-оздоровительное.
Важнейшее условие эффективности воспитательной работы приюта заключается в коррекции и развитии эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Коррекционно-развивающая направленность воспитательного процесса предполагает направленность всех проводимых мероприятий на утверждение самооценки личности, на создание условий для успешной деятельности каждого ребенка, на повышение внутренней мотивации, потребности в самооценке и саморазвитии. Такой подход к организации процесса воспитания возможен при реализации комплекса мер по сопровождению ребенка в учреждении:
- функционирование разнообразного спектра кружков и секций (система дополнительного
образования в социозащитном учреждении выполняет важные функции воспитания и обучения, рациональной организации свободного времени ребенка);
- создание специализированных программ для работы с детьми группы риска (программа
«Школа самопознания», направленная на коррекцию эмоционально-волевой сферы; программа
«Радуга жизни»; «Культура игрового общения» направлена на коррекцию различных отклонений
в личностной сфере, таких как патологическая агрессивность, замкнутость, гиперактивность).
Так же применяются различные формы организации воспитательной деятельности: воспитание в процессе обучения; внеурочная деятельность; внеклассная; участие в работе творческих объединений и др.
Развитие эстетических начал личности охватывает все формы учебной и культурно-досуговой деятельности. Основной целью эстетического воспитания является развитие у ребёнка способности создавать собственную систему эстетических ценностей. Задача эстетического воспитания – научить детей видеть красоту, доброту, сердечность путем «вслушивания», «всматривания» в образный мир искусства, в звуки и краски природного и предметного мира. Наибольшие возможности для развития художественно-творческих способностей детей дает систематическое проведение музыкальных занятий, участие в хореографическом коллективе «Искорки», уроки музыки, а также праздники, концерты, культурно-досуговые развлечения. Художественные способности в рисовании дети развивают в ИЗО-студии «Радуга» и «Мастерок». Творческие возможности воспитанников социозащитного учреждения действительно безграничны. Занимаясь любимым делом, они духовно обогащаются и готовы к самовыражению. Воспитанники легко вступают в общение; свободно чувствуют себя как в стенах социозащитного учреждения, так и за его пределами, принимают участие в конкурсах. Они с удовольствием танцуют, поют и рисуют, вышивают и т. д., а самые талантливые становятся призерами, лауреатами различных конкурсов, фестивалей, городских и всероссийских выставок. С началом сотрудничества кафедры социально-культурной деятельности Кемеровского государственного института культуры (профиль «Менеджмент детско-юношеского досуга») и руководства социозащитного учреждения с каждым годом совершенствуется подготовка и проведение детских праздников, что способствует сплочению коллектива, развитию различных форм сотрудничества детей и студентов. В процессе жизнедеятельности социозащитного учреждения за многие годы нами совместно определился годовой круг праздников и традиционных дел, все они являются неотъемлемой составной частью воспитательной системы в целом и социально-культурной адаптации воспитанников. В подготовку и проведение праздников включаются все воспитанники социозащитного учреждения. Дети-дошкольники приглашаются в качестве гостей. Дети старшего возраста с радостью готовят совместно со студентами оформление зала, где проходят праздники, исполняют стихи, песни, танцы. Воспитанники также принимают участие в группе театрализации, исполняют роли и становятся ведущими мероприятий. Воспитанники социозащитного учреждения с нетерпением ждут праздников, пробуждающих в их душах интерес к окружающему, открывающих окно в мир прекрасного. Традиционными стали праздники, посвященные Дню именинника. При разработке сценария каждого из таких мероприятий обязательно появление сказочных героев, которые организовывают игры и конкурсы, поздравления именинников, вручение подарков. Праздник – это всегда событие, проживая которое, воспитанники приобретают ценный опыт встречи с окружающим миром и другими людьми. Успехи воспитанников в творческой праздничной деятельности положительно сказываются на уровне их приобщения к культуре, в воспитанности и изменениях, проявляющихся в формировании ценностных потенциалов: готовность к выполнению норм и правил общественной жизни, способность различать хорошие и плохие поступки.
Таким образом, организация и проведение мероприятий культурно-досуговой деятельности в социозащитном учреждении основывается на понимании культурной деятельности как важнейшего ресурса социализации и инкультурации личности, что, в конечном счете, способствует более успешной социальной интеграции и адаптации личности ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.
Литература
1. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств. – М. : МГУКИ, 2007. – 480 с.
2. Закон Российской Федерации об образовании [Электронный ресурс]. – URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 27.01.2019).
3. Караковский В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М. : Творческая педагогика, 1993. – 80 с.
4. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2002. – 200 с.
5. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / под науч. ред. проф. Е. И. Григорьевой. – Тамбов: Першина, 2004. – 512 с.
6. Федеральный Закон об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8574/9371abf6b81551d7cf96db61478966ba2
fd88505/ (дата обращения: 27.01.2019).
8. Хоруженко К. М. Культурология: энциклопед. слов. – Ростов н/Д. : Феникс, 1997. – 640 с.
9. Шпак Л. Л. Социокультурная адаптация: сущность, направления, механизм реализации: дис.. д-ра социол. наук: 22.00.06. – Кемерово, 1992. – 353 с.
10. Ямбург Е. А. Управление развитием адаптивной школы. – М. : Per Se, 2004. – 366 с.