Татьяна Шалимова
Социализация как фактор развития диалогической речи
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация как фактор развития диалогической речи
В теории и практике дошкольного воспитания в ряду проблем речевого развития детей выделены две основные: речетворчество и диалог, как важнейшие составляющие социально-коммуникативной деятельности, что является важнейшей сферой саморазвития ребенка. Именно поэтому в своей работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста мы делаем акцент на создание ситуации для развития диалогового общения «ребенок-ребенок», «взрослый-ребенок», способствуя созданию условиям для развития общения. Игра, ее разнообразные формы и виды: творческие игры, сюжетно-ролевые, режиссерские, конструктивные, дидактические, подвижные, народные, содействуя с тем, что игровой вид деятельности-основной в дошкольной жизни, является «плодородной почвой» для достижения поставленных целей. Организация работы по созданию игровой ситуации также предусматривает развитие эмоциональной сферы, мышления, разных компонентов речи. Стоит напомнить, что социально-коммуникативное развитие ребенка - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально культурного опыта, необходимого для включения в систему общественных отношений. Для успешного социального-коммуникативного развития ребенка необходимо формирование не только системы знаний об окружающем мире, но усвоение норм, ценностей, традиций, правил, принятых в обществе; формирование качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей. Одним из необходимых условий социальной компетентности ребенка-дошкольника является повышение коммуникативных способностей детей, в том числе диалоговых, которые обеспечивают активное участие ребенка в коллективных видах деятельности, игре. Таким образом, мы приходим к выводу, что игровая деятельность должна вестись в режиме межличностного общения и для педагога особенно важно владеть приемами создания комфортной обстановки, атмосферы психологической защищенности ребенка и взрослого. Под психологической защищенностью понимается система правил, которые изначально в игровую, образовательную деятельность вводит педагог, а потом эти правила поддерживаются всеми участниками процесса. Во-первых, любое мнение в процессе игры обсуждается, но не осуждается и не критикуется, во-вторых, взрослый должен делать акцент на том, что конфликтные ситуации, по возможности должны решаться без посредничества взрослого. В случае необходимости, конфликт может обсудиться всеми участниками процесса. Таким образом изживается ябедничество, аппеляция к взрослому в детских ссорах, дошкольники учатся сами выяснять и восстанавливать отношения. Стоит донести дошкольникам, что запрещено только то, что может повредить товарищу или дугому человеку, отвлечь его от занятия, обидеть.
Публикация «Социализация как фактор развития диалогической речи» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Обычно организуются игры от коллективных (участвуют все дети) к групповым (дети самостоятельно делятся на группы, по интересам или симпатиям). Такая организация игры позволяет снять эмоциональное напряжение, так как рядом находятся товарищи, снять страх сделать ошибку, выступить перед другой группой. Создается ситуация психологической защищенности, о которой говорилось выше. Сотрудничая в группах в такой обстановке дети более открыты к диалогу, выясняя общие задачи и пути их достижения. Такие игры не требуют от участников глубокого анализа психического и эмоционального состояния, настроения друг, друга. Так как у дошкольников ассоциативное мышление развито слабо и для них характерен конкретный, наглядно-действенный тип мышления, прежде всего приходится разбираться и выяснять, почему, как, зачем. Тем самым создается ситуация активизации речи, в основном в диалоговой форме, а овладение диалоговой речью – фактор не только общественно значимый, но и личностно значимый, причем настолько, что способен определить жизнь и судьбу человека. Современность-время активных, предприимчивых, деловых людей, поэтому искусство говорить необходимо для социально-коммуникативной реализации. Человек, обладающий навыками диалога чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях, бытового, социального, делового и профессионального общения. Такому человеку намного легче установить контакт и найти взаимопонимание с родными и друзьями, со знакомыми и начальством. Все вышесказанное еще раз доказывает, что чем качественнее и разнообразнее будет организована игра и предметная среда, чем качественнее будут использованы все методы и приемы развития речи средствами игры, тем лучше и выразительнее будет речь ребенка, его собственные мысли, слова, чувства и действия, которые ведут к диалогу, а значит, умению договариваться, быть понятным и услышанным. В будущем такой ребенок легко овладеет искусством спора и дискуссии, что является неотъемлемой частью его социально-коммуникативных способностей.