Мария Башкина
Социализация детей с ОВЗ в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего – системы социальных ролей. Реализуется в общении и деятельности – в семье, школе, трудовых коллективах и пр.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.
Публикация «Социализация детей с ОВЗ в школе» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т. е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.
В отличие от нормально развивающихся сверстников ребенок с ограниченными возможностями здоровья не способен в полном объеме понять смысл человеческих отношений и включиться в них, поскольку в его арсенале отсутствуют средства и способы построения отношений с окружающим его миром. Зачастую проблемы таких детей состоят в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
В нашем образовательном учреждении в соответствии с законом «Об образовании в РФ» созданы условия для полноценной социализации детей с ОВЗ. Разрабатывая направления работы по социализации, мы опираемся на опыт различных педагогов и обеспечиваем ученикам и воспитанникам:
– получение соответствующего уровня образования;
– развитие духовных и физических способностей ребёнка;
– установление максимально комфортного контакта с внешним миром;
– поддержку, повышение и постоянное восстановление эмоционального и психологического благополучия, а также физического здоровья;
– создание условий, позволяющих обеспечить полноценное участие в общественной и культурной жизни.
Эта работа ведется педагогами при поддержке со стороны родителей, а также специалистов различных центров по реабилитации и психолого-социальному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.
Каждый специалист составляет рабочую программу, которая отражает общие особенности ребёнка и направлена на формирование базовых знаний и компетенций. Индивидуальный образовательный маршрут – второй обязательный документ педагога - позволяет более гибко строить работу с ребенком и учитывает его личностные особенности и возможности, его потенциал.
Большое внимание в нашем учреждении уделяется физическому здоровью и развитию детей. Зачастую наши воспитанники моторно неловки, болезненны, астеничны, утомляемы, что сказывается на процессе обучения. Поэтому важным аспектом работы является закаливание, соблюдение режима дня, привитие навыков здорового образа жизни. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет нам снизить заболеваемость, увеличивает выносливость и работоспособность детей. Также дети имеют возможность заниматься в спортивных секциях, работающих на базе нашей школы.
Подводя итоги, можно отметить, что при комплексном и согласованном использовании различных методов и приемов работы педагогов и других специалистов можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они смогут в будущем овладеть доступными профессиями, самостоятельно трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны. Формирование и развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизни общества могли бы способствовать повышению толерантности и дальнейшему развитию самого общества.