Елена Горбунова
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста
Статья посвящена использованию сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Использование сказки помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции народа. Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Ведь цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока.
Публикация «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Первые полноценные художественные произведения, с которыми знакомится ребенок – это всё-таки сказки. Ведущую роль в духовно-нравственном воспитании ребенка играют сказки. Можно смело утверждать, что сказка не отделима от прекрасного[1, с. 31]. Она благоприятствует развитию эстетических качеств, без которых немыслимо благородства души, сердечного сострадания к несчастью человека, а также горю. Ребенок открывает мир не только умом, а также сердцем. Так Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Большинство русских народных сказок передают ребёнку убеждённость в успехе борьбы добра над злом. Именно через сказку дети приобщаются с такими первенствующими понятиями, как «что такое хорошо и что такое плохо», а также первоначальными представлениями о дружбе и предательстве, смелости и трусости, а значит, происходит заложение основ моральных и духовных ценностей. Сказки несут в себе самую первую информацию об отношениях между людьми. Благодаря сказкам у ребенка формируются дар переживать и сострадать, а также радоваться за другого человека[4, с. 79].
Несомненно, что духовно-нравственное воспитание невозможно без обдумывания с дошкольником нравственной стороны поступков сказочных персонажей художественных произведений, с проведением проецирования на поступки людей.
В ФГОС дошкольного образования определены основные задачи воспитания нравственных качеств личности детей дошкольного возраста :
формирование начал патриотизма и гражданственности;
формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
уважение к своей нации; понимание своих национальных особенностей;
формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа; уважение к представителям других национальностей;
формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений; воспитание уважительного отношения к труду.
Нравственность ребенка связана с внутренней мотивацией его поведения, позволяющей делать ребенку правильный моральный выбор (Л. И. Божович, М. В. Ильина, В. С. Мухина). В процессе нравственного воспитания в непосредственном общении и совместной деятельности со взрослыми у ребенка формируются интегрированные свойства личности — нравственные качества, которые, закрепляясь в нравственном опыте ребенка, обусловливают его нравственные действия, поступки и отношения [5, с. 59]. Таким образом, нравственные качества — это нравственные нормы и принципы, ставшие внутренними мотивами поведения и определяющие ее привычные формы. Нравственные качества выступают как устойчивые элементы морального сознания и поведения.
Главное достоинство сказки в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста, заключается в том, что посредством событий в сказке детьми :
усваиваются нравственные качества: добро — зло, послушание — непослушание, согласие — вражда, трудолюбие — лень, бескорыстие — жадность;
происходит осознание ребё нком следующих базовых нравственных качеств: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм;
происходит усвоение ребенком нравственных норм: открытость к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе;
развивается способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;
воспитывается у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
воспитывается трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда;
развивается эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту. У детей дошкольного возраста сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов как своих.
Воспринимая сказку, ребенок сравнивает себя со сказочным героем, что позволяет ему почувствовать, понять и осознать свои промахи, ошибки или наоборот правильность своих поступков [4,с. 30].
Для формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста мы использовали проект «Сказка ложь, да в ней намек», на основе волшебных, социально-бытовых и сказках о животных.
Первая сказка –авторская О. Уайльда «Мальчик-звезда» воспитывает у детей внимание к людям, бережного и уважительного отношения к ним. Формирует нравственные качества: сопереживание — сочувствие, добро — зло, послушание — непослушание, согласие — вражда, трудолюбие — лень, бескорыстие — жадность, совестливость — порядочность. После прочтения сказки дети отвечали на вопросы: почему он решил прогнать нищенку? Правильно ли он поступил? Кто заступился за женщину? Почему мальчика — звезду не приняли дети лесоруба? Как вернулась красота к мальчику? Ребята принимали активное участие в обсуждении сказки. Детям не понравился главный герой, они его осуждали и говорили о том, что так поступать нельзя, что нужно уважать всех окружающих, понимают, где герой поступил правильно, а где нет.
Вторая сказка «Хаврошечка». Добрая сирота терпит гонения злой мачехи, это становится источником страданий и злоключений. Волшебная сказка учит ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо. Ребята понимают несправедливое отношение и переживают за главного героя. В ходе обсуждения прочитанной сказки они правильно определяют добрые и злые поступки.
Третья сказка «Золушка». По этой сказке детям была предложена игра. Дети выбирают себе героев, кем бы они хотели быть. В процессе игры вспоминали положительных и отрицательных героев сказки, давали им характеристики, описывая их поведение и поступки.
Четвертая сказка «Каша из топора». В начале, как и в первых занятиях, детям была прочитана сказка и заданы вопросы по ней. «Каша из топора» бытовая сказка в ней открыто, чё тко выражается оценка: что безнравственно, что достойно осмеяния. В отличие от героев волшебной сказки, здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников — лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да ещё удачным обстоятельствам.
Пятая сказка «Сказка о том, как дедушка Николай на ярмарку ездил» Была представлена театрализация сказки, в которой дети принимали участие, разгадывали загадки, отвечали на вопросы. Сказка учит детей уважительно относиться друг к другу и к взрослым людям. Воспитывать в детях милосердие, чувство сострадания к ближним.
В ходе реализации проекта произошло формирование следующих нравственных качеств сопереживание — сочувствие, честность, добро — зло, совестливость — порядочность, скромность, милосердие, взаимопомощь, взаимное уважение, открытость к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменкова В. В. Принципы и критерии нравственного развития современного ребенка в образовании [Текст] / В. В. Абраменкова. — М. :Мозаика-Синтез, 2014. — 167с.
2 Баринова Н. М. Сопровождение нравственного воспитания в детском саду. Новые формы и вечные ценности [Текст] / Н. М. Баринова. [Электронный ресурс]
3 Гузеев В. Г. Истоки современного нравственного воспитания [Текст] / В. Г. Гузеев [Электронный ресурс]
4. Евсикова, Н. Г. Народные сказки как средство воспитания нравственных качеств дошкольников / Н. Г. Евсикова, Л. Н. Муссугалиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 78-85. — URL : https://moluch.ru/archive/247/56819/
5. Кузьмищева М. А. Психологические предпосылки становления нравственности у дошкольника. [Текст] / М. А. Кузьмищева — М. : Академия, 2014. — 221 с.
6. Куломзина С. С. Нравственные качества личности в детстве [Текст] / С. С. Куломзина — М. : Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2014. — 205 с.