Елена Бурлакова
Консультация «Сенсорное развитие путем самообразования»
▼ Скачать + Заказать документы
Своевременное сенсорное развитие детей 3 лет — основной путь к раскрытию заложенных в них природных способностей. В годовалом возрасте малыши начинают активно двигаться, ходить, трогать все руками, толкать, но движения их под час неловки, иногда и неосознанны. Именно в период раннего детства происходит активное развитие восприятия
.
[/i]
Человек получает информацию из внешнего мира с помощью пяти органов чувств:
Публикация «Консультация „Сенсорное развитие путем самообразования“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
1. Зрения (передается до 90% всей информации)
2. Слуха (поступает 9% информации)
3. 1% процент информации поступает через остальные органы чувств:
o обоняния;
o осязания;
o вкуса.
До 3 лет мозг ребенка учится воспринимать и обрабатывать входящую информацию. В этот момент формируется личность, характер, пробуждаются заложенные способности.
Развитие через самообразование
Дети прикасаются к предметам, тянут их в рот, пробуют на вкус, так они составляют о них первичное представление. Сенсорное развитие основывается на распознавании основных цветов, запахов, определении форм или величин. Ребенок 2-3 лет путем самообразования анализирует понятия и свойства, которые характерны для предметов и веществ: вкус, запах, размер и пр. Последующее интеллектуальное, физическое, эстетическое развитие будет строиться на личном опыте, который он получил в раннем возрасте.
Сенсорика у малыша развивается ежедневно : в быту, на прогулках, в играх. Родителям нужно ненавязчиво объяснять те или иные явления, предметы, которые видит ребенок. Взрослые знают, что желтый кружок на листе бумаги – это солнышко, для медвежонка характерен коричневый цвет, а малыша всему этому нужно будет учить.
Сенсорное восприятие мира основывается на нескольких параметрах:
• Понятие о цветах и некоторых оттенках
• Узнавание простых геометрических фигур (круг, треугольник, ромб, квадрат)
• Понимание величины, размера
Как развивать сенсорику у ребенка
Маленьким детям нужно создавать условия, которые позволят им накапливать представления о форме, цвете, величине, расположении предметов. В раннем возрасте у них развивается мелкая моторика, совершенствуются движения. Они всегда стараются подражать взрослым, поэтому им нужно показывать как держать предметы, рисовать, работать с конструкторами, мозаикой. Преподносить малышам знания об окружающем мире лучше всего в игровой форме, потому что именно так их можно заинтересовать.
Развивающие игрушки
Для сенсорного развития используют игрушки, которые побуждают детей выполнять различные действия: собирать кубики, кидать мячик, грызть погремушку, катать машинку. Они знакомят малышей с различными формами и размерами, цветами и фактурой. В результате полученные тактильные ощущения благотворно влияют на мозг, развивают мелкую моторику, речь.
Сенсорные игрушки бывают нескольких видов:
• Сшитые из различных материалов мягкие игрушки, с природными или синтетическими наполнителями;
• Игрушки по типу конструкторов : разные пирамидки, сортеры, пластмассовые и деревянные кубики, матрешки, коробочки.
• Мозаика, конструкторы (пластмассовые, металлические, деревянные)
Развивающие настольные игры
Осмысление действительности начинается у детей примерно с 2 лет. Малыши могут называть предметы и давать им характеристики. Они способны различать большие и маленькие объекты, называть их формы, определять, какие они на ощупь. Так начинается сенсорное развитие. С 2-3 лет можно заниматься по вырезанным картинкам.
Такие настольные игры доступны всем, их легко сделать самостоятельно. Для этого распечатать рисунки различной тематики, раскрасить их, тщательно приклеить к картону.
• «Подбери для машинки колеса» — разрисовать 5-6 картинок с изображением автомобилей, отдельно колеса таких же цветов. Ребенку нужно к машинке определенного цвета подобрать колеса такого же цвета.
• «Ежик собирает грибочки» — нарисовать несколько ежиков и грибочков. Ребенку нужно прикреплять к животному грибы.
• «Дерево и листочки», «Дерево с фруктами» — малышу дать задание на изображение дерева прикреплять листики или фрукты.
• «Разрезанные картинки» по разным темам (фрукты, овощи, транспорт и т. д.) – найти и соединить половину моркови, капусты, машины и пр.
Игры с картинками доставляют малышам большое удовольствие, развивают мелкую моторику, ведущие каналы восприятия, способствуют формированию понятия о внешних признаках предметов: форме, величине, цвету.
В этом возрасте у детей проявляется самостоятельность, зарождается самолюбие, они нуждаются в похвале. Они с большим удовольствием демонстрируют приобретенные навыки. В 2-3 года крохи умеют многое:
• Различают около шести цветов, знают их названия, рассортировывают по цветам;
• Разбирают предметы по признакам большой, маленький, средний;
• Собирают пирамидку из 5-8 колец от большого предмета к маленькому и наоборот;
• Соединяют части разрезанных элементов (от 4 до 8) в картинку;
• Указывают на кубик, мячик, кирпичик;
• Распределяют предметы по одинаковым признакам: размеру, цвету, форме.
Принцип сенсорного развития Янушко
Некоторые родители ошибочно считают, что если ребенок встал на ноги и начал ходить, то остальному он всему научится сам. В отличие от животных, у детей мало врожденных двигательных рефлексов, только в процессе обучения у них формируются определенные навыки различных действий.
В дошкольных учреждениях регулярно проводят занятия с детьми по формированию мелкой моторики.
В домашних условиях тоже можно обучать малышей, например, по системе сенсорного развития Елены Янушко.
Автор объясняет, что в раннем возрасте детское внимание носит непроизвольный характер. С ними не проводятся занятия с обучающими предметами или беседы, потому что их сложно заставить слушать или смотреть. Лучше всего создавать игровые ситуации с дидактическими игрушками: матрешки, пирамидки, рамки со шнурками, досками Сегена.
Янушко выделяет несколько принципов сенсорного развития :
• Зрительное восприятие – ознакомление со светом, основными цветами, разными формами, простейшими величинами, количеством, расположением в пространстве;
• Слуховое восприятие – знакомство со звуками различного происхождения;
• Тактильное восприятие – ощупывание предметов из разных материалов; разнообразных по ощущениям: теплых, холодных, гладких, колючих и т. д.
Методист утверждает, что обоняние и вкус спонтанным образом развиваются в бытовых ситуациях. Родители должны объяснять незнакомые запахи, давать попробовать новый продукт. Обязательно интересоваться мнением ребенка, понравилось ему это или нет.
Упражнения сенсорного развития
Детям 2-3 лет только предстоит научиться определять признаки всевозможных предметов, называть их свойства, оперировать ими. Для получения сенсорных навыков применяют специальные упражнения дидактической направленности, которые помогают составить представление о свойствах и особенностях различных вещей:
• Сортировка однородных предметов согласно размеру, геометрической форме, цвету.
• Размещение предметов в соответствующие гнезда.
• Собирание мозаики по образцу.
• Рисунки красками на разные темы.
• Подражание взрослым в мимике, жестам.
• Угадывание на ощупь фруктов, овощей, форм предметов.
Сенсорному развитию детей необходимо уделять особое внимание, так как от этого зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, раскрытие его способностей и талантов, самореализация в будущем. Занимаясь с ребенком, родители воспитывают в нем внимательность, усидчивость, развивают память, мышление. К тому же во время обучения устанавливается тесный контакт с малышом, формируются доверительные семейные отношения.
Познаем мир с интересом — через дидактические игры
Трех-четырехлетний возраст детей – золотое время, когда у ребенка закладываются основы восприятия окружающего мира. Создается основополагающий фундамент его интеллектуального развития. Малыш, имея определенный словарный запас, первоначальные навыки общения с окружающим миром, осмыслено познает величину предметов, их форму, структуру, правильное пространственное расположение.
Учится различать цвета, запахи, размеры, физические характеристики. Анализирует схожие и различные предметные признаки. Познает азы пространственного ориентирования, конструирования, разновидности источников и характеристик акустического восприятия, оценки событий или явлений относительно времени. У детей развивается способность к запоминанию, логическим умозаключениям. Совершенствуется наблюдательность, двигательные навыки, воображение. Идет закладка характера и эстетического восприятия мира…И очень важно не упустить этот момент раскрытия внутренних потенциалов, интенсивного психического роста и физического совершенствования детей. Открыть им прямую дорогу к познанию. Самый краткий и верный путь к нему – через сенсорное развитие (развитие ощущений и восприятия с переходом в практическую деятельность). Оно в свою очередь воспитывается у детей (легко и с интересом) через обучающие (дидактические) игры и занятия. И самое интересное то, что материалом для дидактических игр может послужить практически любой предмет, что есть в каждом доме. Даже на первый взгляд бесполезный, как цветной лоскутик, которым ваша малышка заворачивает куколку, воображая, что это пышное одеяние принцессы. Или пробка из-под лимонада, в которую малыш посадил зеленого жука и отправил его в плавание по безбрежному океану – луже, что разлилась у подъезда дома.
Игры всегда полезные, если играть в них со смыслом, ставя перед собой цель – содействовать комплексному психофизическому воспитанию собственного ребенка.
Сенсорное развитие напрямую связано с предметными играми. Все они по сути своей развивающие. Рассмотрим некоторые примеры дидактических игр.
Двигательная и зрительная память
В три, а тем более в четыре года малыш вполне способен лучше удерживать на чем-то свое внимание. Он дольше может рассматривать картинку и запоминать большее количество деталей.
Ребенок знакомится с понятием геометрических фигур, узнает больше о внешнем мире, о животных, его ручки становятся более ловкими – постройки из конструктора усложняются. Дидактические игры по развитию зрительной и двигательной памяти становятся все насыщенней.
• Возьмем 3 мелких предмета (для первых этапов игры, потом можно 5, но не больше, для 3-4 лет этого вполне достаточно, например игрушку из киндер-сюрприза, грецкий орех и конфету. Также приготовим 3 чашки (обязательно или разного цвета, или с разным рисунком). Вместе с ребенком накрываем каждый предмет своей чашкой, отодвигаемся от них (сидели перед чашками, теперь за ними, и предлагаем малышу вспомнить, что и под какой чашкой лежит. Вместо чашек эти же предметы можно укладывать, скажем, в разноцветные носки и вместе с малышом завязывать их. Это не только понравится ребенку (использование предмета не по назначению вызывает истинный восторг у детей, но и станет развитием такого сенсорного направления, как мелкая моторика пальчиков – развязывание, завязывание носков, укладывание и вынимание предметов.
• Вырезаем из цветной бумаги три треугольника, скажем красного цвета, три желтых квадрата и три зеленых овала (потом можно и больше). На больших листах белого цвета вырезаем три белых круга, обводя их, соответственно красным, желтым и зеленым цветами и четвертый — без опознавательных знаков. В круги с соответствующим ободком укладываем фигуры, называя их (четвертый круг пока не задействован). Затем вынимаем фигурки из кругов и просим малыша положить каждую фигурку в свой домик ( можете при этом считать их: раз квадратик, два квадратик, три квадратик). После того как ребенок справится с заданием, проводим диагностику – запомнил он только цвет или различие между фигурами тоже: просим сложить какую-нибудь из фигур на обезличенный круг. Такая дидактическая игра помогает ребенку запомнить и цвет, и форму предмета, познакомиться с азами ведения счета.
• Вырезаем большой желтый круг (можно белый и раскрасить его вместе с ребенком карандашами, маркерами или красками в желтый цвет. Это будет только плюсом – сенсорное развитие графических навыков). Готовим прищепки (можно одинакового или разного цветов). На отдельном листе рисуем солнышко с семью-восемью лучами. Просим малыша сделать столько же лучиков из прищепок, поочередно прикрепляя к желтому кругу (по такой же аналогии можно делать ежика, божью коровку, паучка, кошку…). Эта дидактическая игра имеет многоуровневое сенсорное значение для развития детей : память, счет, моторика, понятие равномерного интервала.
• Выставляем в ряд перед ребенком (на достаточном расстоянии друг между другом) коробку из-под сока, пластиковую бутылочку из-под молока, пустой флакон из-под лака для волос или папиной пены для бритья (можно использовать покупные кегли, но детям 3-х,4-х лет очень нравится играть с домашними предметами, превращая их во что-то – развивайте их воображение, давая возможность представить, что коробка это, например, замок, флакон – дворец, бутылочка – крепость). Небольшим резиновым мячиком вместе с ребенком сбивайте предметы (катая мячик по полу). Отличная дидактическая игра для развития ловкости, координации движения. Кроме того, она имеет еще два сложнейших направления сенсорного развития – восприятие движения, в котором участвуют глаза, руки, плечевой и мышечный корсет; и избирательное восприятие – определенный предмет из нескольких, в который малыш и катит мяч.
Развиваем словесно-логическую и слуховую память
Дети с удовольствием играют со словами и в слова, потому что их речь становится более сложной и динамичней, и подобные игры для них не трудны. В этом возрасте ребенок уже отличает и узнает буквы, его постепенно учат читать. 3-4 года – период расцвета чтения сказок. Детям нравится их слушать, потому что, как правило, в них человечески черты и характер приписываются животным, а это так интересно и необычно! Однако нужно быть осторожным с выбором сказок: малыши возрастом около 3-х лет еще с трудом отличают вымышленных от настоящих персонажей, и если в сказке есть отрицательный, злой и жестокий герой, это здорово может их напугать.
• Дидактическая игра «Закончи (продолжи) слово увлекает всех детей 3-4 лет. Суть её заключается в том, что один начинает говорить слово, второй его договаривает (память, логика, речь — диагностика произношения и словарного запаса). Например, вы, по договоренности с малышом, называете слова, что относятся к разряду «фрукты», но произносите только их начало. Ребенок, вспоминая что это за слово, договаривает его. Например: вино__(град, сли__ (ва, ябло__(ко). Таким же образом можно использовать категории «животные», «одежда», «мебель», «цветы». Чтобы интерес к игре не пропал, меняйтесь с ребенком ведущими ролями: он начинает – вы продолжаете. Кстати, эти дидактические занятия не только развивают логическое мышление, но и внимательность – малыш учится делить слова, вовремя останавливаться, чтобы не произнести их до конца.
• Сенсорное развитие слуховой памяти с интересом для ребенка формируется через дидактическую игру «Стук-постук». Возьмем или несколько детских игрушек, которые издают разные звуки, если по ним постучать (машинка, деревянный или пластмассовый кубик, барабан, подставка под карандаши) или разнообразные коробочки, пустые и заполненные не разбиваемые емкости, вещи (стакан, кружка, шкатулки, глобус, чайная коробка, кофейная банка). Ставим выбранные предметы в ряд, чтобы ребенок (или несколько детей, не старше пяти лет – групповые занятия порой гораздо интереснее) внимательно их рассмотрел. Затем стучим по каждому предмету деревянной (металлической) палочкой или карандашом. После этого предлагаем ребенку закрыть глазки и вновь стучим по каждому предмету. Его задача определить, что и какой звук издает. Следующий этап – диагностика (проверка)– запомнил и узнал или просто отгадал. Повторяем упражнение-игру.
• Если вы предпочитаете побуквенное обучение детей, вам понравится дидактическая игра «Парные буквы-сочинялки». На карточке или листе бумаги пишем набор спаренных букв (только две на одном листе) г-к, д-т, б-п, х-г, з-а, а-я и так далее. Одну букву черным фломастером, другую – красным. Укладываем карточки (листочки) в небольшой мешочек (непрозрачный пакет). Ребенок должен достать карточку из мешочка самостоятельно. Смысл игры в том, что он должен придумать два слова: одно из которых начинается на первую букву, второе – на второе. Например, «д-т» : дорога-троллейбус или дерево-трава. Порой дети, чтобы выкрутится, придумывают несуществующие слова. Ругать их за это, как и поощрять, не следует, нужно спокойно поправить: «Нет, малыш, это слово не из нашего мира. Давай вспомним такое, что есть в этом». Такие дидактические игры довольно сложные, но они, являясь неотъемлемой частью сенсорного развития тренируют мышление, активизируют память (всплывают даже редко употребляемые слова, и способствуют развитию мелкой моторики (опустить ручку в мешочек, захватить предмет, удержать его, вытягивая).
Расширяем кругозор
Воспитывая умного, уверенного в своих силах и возможностях человека, с ним нужно много разговаривать: разговор один из методов сенсорного развития.
Ребенка 3-х, а тем более 4-х лет необходимо научить различать время суток, года, виды деревьев, фрукты и овощи… И в этом участвует не только мама и папа, но и все члены семьи: от братьев и сестер, до бабушек и дедушек.
• Гуляя с ребенком, показываем ему, где березка, где клен или елка, липа, тополь. Чтобы он лучше их запомнил, акцентируем внимание на различие листьев, коры, кроны деревьев. Рассказываем, что елочка – вечнозеленое дерево (вводим новое слово и поясняем его, липа цветет, а тополь пускает пух, березка выпускает сережки, а у яблони после цветочков появляются плоды. Занятия эти можно растянуть на весь год: весной деревья просыпаются, цветут, летом – плодоносят, осенью скидывают листья, зимой спят. Поясняем, зачем деревья сбрасывают листья. Поднимаем их осенью и определяем, с какого дерева они упали.
• Ребенок трех-четырёх лет, как правило, имеет начальные навыки счета. Эти знания можно и нужно использовать для развития долговременной памяти. Например, обсуждая прогулку, обратитесь к малышу с просьбой вспомнить: «Сколько ног у той рыжей собаки, которую мы сегодня встретили?», «А крыльев у смелого воробья, который клевал хлебные крошки, что мы с тобой ему бросили?», «Подскажи, я забыл (забыла, а у бабочки тоже два крылышка?».
Дидактические игры могут быть совершенно разные, и не обязательно для этого покупать дорогие игрушки для сенсорного развития. Заинтересовать ребенка, независимо от того, сколько ему лет, не очень сложно, ведь он сам стремится к познанию и исследованию мира, вступить с ним во взаимодействие. Познание окружающего мира начинается с восприятия и познания предметов, явлений – сенсорного развития. Не жалейте своего времени. Развитие малыша нельзя пускать на самотек. Помогите малышу сейчас, и семена своевременного обучения дадут щедрый урожай уже завтра.