Александра Михалёва
Консультация для родителей «Сенсорное развитие малыша»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Познавательное развитие.
Форма работы: Круглый стол для родителей с показом презентации.
1 слайд. Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы с Вами поговорим о сенсорном развитии детей.
2 слайд. Но сначала давайте проверим Ваш личный уровень сенсорного развития с помощью следующих упражнений:
1. Назовите 15 оттенков цветов.
Публикация «Консультация для родителей „Сенсорное развитие малыша“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
2. Охарактеризуйте словами падение с небольшой высоты листа клена и морской гальки на вашу руку.
3. Сравните между собой шерсть персидского кота и собаки лайки. Опишите свои ощущения.
4. Опишите словами, как пахнет спелая дыня.
5. Возьмите в руки пакетик, в котором находятся 3 морковки. Сколько весит пакет с морковкой? Сравните с реальным весом, используя весы.
Если вам удалось сходу выполнить все задания, у вас замечательный уровень сенсорного развития. А ребенку всему этому нужно учиться.
3-6 слайды. Давайте подумаем, что же такое сенсорное развитие? Это восприятие мира посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния. Если совсем по-простому, то ребенок после такого развития может словами, жестами объяснить свои чувства в отношении увиденного, услышанного, потроганного или понюханного им предмета.
Наверное, любого родителя занимал вопрос, зачем ребенку нужна помощь в сенсорном развитии, какие-то специальные игры и задания. Ведь он итак активно исследует с пеленок окружающий мир, пробует все на вкус, нюхает, трогает ручками и ножками предметы, сравнивает их по форме, цвету и размерам.
Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств. Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту и многообразие окружающего мира, а также научить воспринимать сенсорные впечатления более осознанно – запоминать, дифференцировать, называть, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях.
Особая важность сенсорного развития детей раннего возраста объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов окружающего мира – одна из приоритетных задач развития малыша. На третьем году жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте имеет смысл проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта.
7 слайд. Малыша следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:
• цвет – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, черный и белый;
• форма – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
• величина – большой, маленький, одинаковый (такой же) по величине;
• звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости;
• элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного, столько же; и т. д.
8-13 слайды. Одним из главных средств сенсорного развития детей является игрушка. Для того, чтобы она принесла пользу в развитии малыша, нужны хорошие игры или задания с ней, подходящие для конкретного возраста.
Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам. Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую; различные движущиеся игрушки; игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т. д. ; игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука; самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Не стоит забывать и о конструкторах, мозаиках, разнообразных изобразительных материалах (бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т. д.)
14 слайд. Многофункциональные игрушки.
Иногда взрослые ошибочно думают, что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше.
Рассмотрим несколько примеров многофункциональных игрушек.
Пластмассовая собачка (крокодил, уточка и т. д.) на колесах, которая одновременно и машинка, и телефон. Как кажется на первый взгляд, такая универсальная игрушка открывает самые разнообразные возможности для деятельности ребенка: можно рассматривать забавную мордочку, наблюдать как игрушка виляет хвостом, моргает глазками, ее можно катать за веревочку, можно звонить.
Но… подобное «разнообразие» лишь дезинформирует малыша. В результате он не знает, что именно нужно делать: возить собачку, кормить ее или разговаривать по телефону.
Причем, полноценно выполнить все эти действия невозможно, потому что на такой машинке-собачке ничего не перевезешь, телефонная трубка все время падает, да и собакой всю эту конструкцию считать не совсем правильно, ведь это все-таки телефон, причем, на колесах.
Другой пример - музыкальный утюг, хлопающий глазами. В данном случае опять налицо искажение свойств. Результат – ребенок смотрит на настоящий утюг и он ему кажется скучным предметом.
Где лелеющая слух музыка, где задорные глазки? А ведь утюг – это предмет совершенно иного назначения.
Игрушка (копия настоящего предмета) нацелена на развитие у ребенка определенных качеств, поскольку игра - это, прежде всего, проба своих способностей и выяснение свойств предмета, с которым играешь.
Через игру ребенок привыкает к орудиям труда, предметам домашнего обихода, принятым в современном для него обществе.
Еще один пример - огромные мягкие животные (собаки, кошки, черепахи и т. д., служащие скорее украшением комнаты, диваном, подушкой, но не предметом детских игр.
Их малыш не сможет взять в руки, не сможет полноценно использовать в игре, как смог бы использовать подобное животное-игрушку гораздо меньших размеров.
Таким образом, желая доставить наибольшую радость ребенку многофункциональностью игрушки, мы только вводим в заблуждение наших детей.
Поэтому гораздо полезнее будет разъединить функции «сложной» игрушки и предложить ребёнку несколько разных и понятных по своему назначению и по способу действия предметов.
15 слайд. Сенсорное развитие является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей человека. Поэтому сенсорное развитие (воспитание) должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребёнка.
Учите детей рассматривать предметы. Обхватывать их обеими руками, обводить пальцем то одной, то другой руки.
В процессе общения многократно называйте детям различные свойства предметов, с которыми они манипулируют (цвет, форму, размер, материал).
Знакомство с предметом должно осуществляться с интересом, вызывая у детей положительные эмоции.
Необходимо поощрять проявление у детей самостоятельности и стремление поделиться своими впечатлениями.
Процесс рассматривания предметов необходимо сопровождать словом. Дети запоминают обозначения качеств предметов совместно с их восприятием.
Чаще задавайте ребенку вопросы.
Учите детей вслушиваться в различные звуки – это обогащает слуховые впечатления.
Обогащайте и насыщайте предметный мир ребенка, разнообразьте мир вещей, которые малыш сможет потрогать, обследовать.
Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира.
Спасибо за внимание!