Шукшина Марина
«Сенсорное развитие дошкольников в условиях семьи». Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Шукшина Марина Николаевна
МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №46»
Опыт работы «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»
«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в условиях семьи»
Сенсорное развитие — это
Публикация «„Сенсорное развитие дошкольников в условиях семьи“, Опыт работы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях
и предметах окружающего мира. От того, насколько точно
ребёнок научится воспринимать предметы и оперировать
полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.
Каждый человек приходит в этот мир, как чистая книга.
Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию.
Сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положение в пространстве.
Занятия по сенсорике, направленны на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
-является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
-совершенствует двигательные функции (развитие общей, ручной, моторики)
- тактильно- двигательное восприятие,
-развитие слухового восприятия,
-развитие зрительного восприятия,
-восприятие формы, величины, цвета,
-восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес,
-восприятие пространства и времени;
-развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора,самовыражение.
В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок- это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи.
В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра, с геометрическими формами- круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные и речевые умения- определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова-названия величин и форм.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы - устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие - умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух- точнее различение речевых звуков- различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.
Игры, которые способствуют усвоению сенсорных эталонов, развивают наблюдательность, внимание, влияют на развитие зрительной, слуховой, образной памяти.
Ценность этих игр и упражнений не только в том, что дети познают свойства: цвет, форму, величину, - но и в том, что, благодаря заложенному в играх элементу самоконтроля, они позволяют организовать более или менее самостоятельную деятельность детей, развивать умение играть рядом с другими, не мешая им.
Гармоничное всесторонне развитое становление личности ребёнка невозможно обеспечить без тесного сотрудничества с родителями. Поэтому главными задачами по оптимизации взаимодействия с семьями воспитанников являются:
- Повышение педагогической компетентности родителей в области педагогики и психологии.
- Привлечение родителей к совместному участию воспитательно-образовательного процесса.
- Оказание помощи родителей в формировании современной предметно-развивающей среды в группе, создании условий психологически комфортной жизнедеятельности детей в группе.
С целью повышения педагогической компетентности родителей, создания единой стратегии воспитания и развития детей, вовлечения родителей в жизнь детского сада применяю различные технологии педагогического взаимодействия с семьей. Мониторинг изучения семьи, особенностей семейного микросоциума позволяет осуществить дифференцированный подход и индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение каждой семьи.
Установление отношений, основанных на доверии между родителями и педагогами, помогает реализовать единую стратегию формирования сенсорной культуры детей – как базисную основу к успешному развитию умственных способностей дошкольников.
При работе с родителями затруднения исходят от одного общего – отсутствие доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и родителями, а также недостаточной их педагогической компетентностью. Я задумалась, как направить деятельность родителей и педагога в интересах их детей, как сделать ее успешной.
В своей работе с детьми дошкольного возраста считаю главным:
- Полное принятие ребёнка таким, каков он есть.
- Пошаговое развитие сенсорной культуры во всех сферах деятельности ребёнка.
- Тесное сотрудничество с семьей.
Одним из ведущих направлений является психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания. Применение современных педагогических технологий сотрудничества с семьей позволяет мне активизировать отношения, основанные на взаимопонимании и взаимодоверии.
Я ознакомила родителей с содержанием и значением необходимости формирования сенсомоторной культуры детей дошкольного возраста. Я предложила родителям осуществлять эту работу в трёх направлениях :
- Массаж, специальные игры-упражнения для развития мелких движений пальцев.
- Обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания.
- Формирование моторики в специально созданных ситуациях с использованием настольных и пальчиковых игр.
Рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста в семье.
1. Задавайте ребёнку как можно больше вопросов.
2. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка.
3. Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения.
4. Проводите совместные наблюдения и опыты.
Рекомендации для родителей по созданию развивающей среды в семье.
В дошкольном возрасте в развитие ребёнка важную роль играет насыщенность окружающей его среды. Желательно чтобы ребёнка окружали игрушки из различных материалов – дерева, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п.
Необходимы игрушки контрастных размеров, игрушки различной формы. Развивающую среду необходимо пополнить разрезными картинками, кубиками с картинками, парными картинками, пирамидками, формами – вкладышами, шнуровками и т. д.
Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, мы, прежде всего, должны думать о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы, постараться донести до родителей необходимость и важность этого, и с их помощью сделать все возможное для достижения своей цели.
Совместная деятельность с родителями по развитию сенсомоторной культуры малышей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Литература:
1. Детство:Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. -СПБ. ОО «ИДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС»,2016.-352с
2. Афонькина Ю. А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста.
3. ВенгерА., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной
культуры ребёнка», М. : «Просвещение», 1988.
4. Винникова Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет. Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ».
5. Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада», Справочник старшеговоспитателя, №5-2008
6. Метлева JI. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей». СпБ. : «Детство-Пресс», 2005. Саду» №3-2007
7. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста», М. ,1983.