ydegterva bk ru
Статья «Роль загадки в развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль загадки в развитии детей дошкольного возраста
Автор: Дегтерёва Елена Сергеевна
Воспитатель МБОУ Сытобудской ООШ
Климовского района.
«Роль загадки в развитии детей дошкольного возраста»
Загадка – иносказательное изображение, в короткой форме, предмета или
явления, которые нужно угадать; выражение, требующее разгадки.
(Д. Н. Ушаков).
Темочки:
В дошкольной группе мы используем загадки как дидактическое средство в обучении детей и организации их досуга. На протяжении своей работы с дошкольниками, я могу сказать, что воспитательные и образовательные возможности загадки достаточно многообразны. Они развивают мышление, любознательность, наблюдательность, а также играют важную роль в развитии речи детей. В работе с детьми, я использую загадки на занятиях, в наблюдениях, в трудовой и игровой деятельности, а также на прогулке. Главная задача заключается в том, чтобы научить детей отгадывать разные загадки и придумывать свои. Очень важно выбрать правильную интонацию, тембр,громкость голоса, темп речи при чтении загадки. В нашем детском саду разновозрастная группа. Поэтому при загадывании детям загадок необходимо учитывать возрастные особенности.
Например, тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребёнок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, продукты питания, домашние животные, предметы обихода) :
У меня есть пятачок,
Вместо хвостика – крючок,
В луже я лежать люблю
И похрюкивать: «Хрю-хрю!» (свинья) и т. д.
Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок (домашние и дикие животные, предметы домашнего обихода, еда, одежда, явления природы). Ребята в этом возрасте умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, материал, вкус, запах и др.) сравнивать предметы между собой.
Набита пухом,
Лежит под ухом (подушка) и т. д.
Детям старшего дошкольного возраста, учитывая достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, необходимо предлагать загадки, требующие глубокого мыслительного процесса. Ребята знакомятся с живой и неживой природой, наблюдают за животными, птицами, насекомыми, их поведением, образом жизни. У детей углубляются знания о труде людей, орудиях труда, о транспорте, технике и её назначении.
Не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок);
Зимнее стекло весною потекло (лёд) и т. д.
В подготовительной группе детям, предлагаются загадки, содержащие краткое описание, часто с метафорическими сравнениями, оборотами. Такие загадки требуют от детей не только знания свойств, качеств объектов, название самих объектов, но и умение понимать фразеологизмы и метафоры.
Дали братьям тёплый дом, чтобы жили впятером,
Брат большой не согласился и отдельно поселился (рукавица) и т. д.
Загадывая детям загадки, я повторяю их несколько раз, чтобы дети их лучше понимали и запоминали. При отборе загадок для работы с дошкольниками, нужно определить их доступность содержания, учесть психологические особенности возраста. Отгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Дошкольникам нравится придумывать загадки самим, это не менее увлекательно, чем отгадывать!
На протяжении своей работы с детьми, я могу сделать вывод о том, что загадки играют важную роль в развитии детей дошкольной группы! А самое главное, что дети получают от загадывания и отгадывания загадок огромное удовольствие! Это очень интересно и весело!