Нонна Батагова
Роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка
▼ Скачать
Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в дневное время ему просто необходим. Но как помочь ребенку проснуться в хорошем настроении и активно продолжить день? Проведите после тихого часа бодрящую гимнастику.
Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.
Публикация «Роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка» размещена в разделах
Во время ее проведения целесообразно музыкальное сопровождение. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, помогает их выполнение.
Не нужно забывать об улыбке. Первое, что должен видеть малыш после пробуждения,- улыбающееся доброе лицо взрослого человека, будь то мама или воспитатель детского сада, а также слышать плавную, размеренную речь, любовные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Дети тонко чувствуют эмоции окружающих.
Бодрящую гимнастику следует проводить в любое время года, при открытых форточках (или в хорошо проветренном помещении, в течении 7-5 минут в зависимости от возраста детей.
Варианты бодрящей гимнастики:
-разминка в постели и самомассаж;
-гимнастика игрового характера;
-гимнастика с использование тренажеров или спортивного комплекса;
-пробежки по массажным дорожкам;
-самостоятельная;
-лечебно-восстановительная;
-музыкально-ритмическая;
В течении года желательно использовать разные варианты бодрящей гимнастики.
Для детей младшего дошкольного возраста особенно интересна бодрящая гимнастика игрового характера.
Для детей старшего дошкольного возраста необходимо проводить комплексы бодрящей гимнастики с элементами точечного массажа и самомассажа. Сущность точечного массажа сводится к механическому раздражение биологически активных точек на теле, повышающих иммунитет.
Любимы детьми комплексы бодрящей гимнастики в форме музыкально-ритмических игр. Ритмичные движения - физиологическая потребность детского развивающегося организма. Танцевальные движения мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение.
В комплексы бодрящей гимнастики нужно включить упражнения для профилактики плоскостопия, нарушений осанки, массаж рук и ног, пальчиковую и дыхательную гимнастики.
Ученые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Исследователями доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, а движение пальцев рук положительно влияют на функционирование речевых зон коры головного мозга. Пальчиковые игры помогают подготовить руку к письму, развить координацию, почувствовать ритм и одновременно с этим развить речь ребенка.
У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабые, поэтому дыхательные упражнения им особенно полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболевания дыхательной системы.
В некоторые комплексы бодрящей гимнастики включаются игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения или игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, скороговорки и чистоговорки для заучивания, формирующие четкое произношение, развивающие память детей.
После выполнения бодрящей гимнастики (если гимнастика проводилась непосредственно в постели) дети встают, переходят в групповую комнату, где выполняют различные движения: ходьбу по кругу, на носках и пятках, парами, медленный бег и т. д. На полу можно разложить разные массажные коврики и предложить детям выполнять разные задания на них: пройти по ним, потоптаться на месте, перепрыгнуть через них и т. д.
Такие коврики-дорожки могут сделать родители или воспитатели совместно с детьми используя при этом пуговицы, деревянные палочки, крышки от пластиковых бутылок, горох, фасоль, мелкие камешки, песок.