Любовь Синицына
Роль детского сада в приобщении дошкольников к мордовской национальной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
За последние десятилетия было много утеряно и позабыто, люди стали стесняться своей национальности, и то, что сейчас началось возрождение, появился интерес к национальной культуре - это большой шаг в воспитании толерантности и духовности наших детей. Наша задача, как педагогов, воспитать настоящих патриотов, людей, которые будут не только любить свою Родину, но и знать ее историю, культуру, традиции. А также с уважением относится ко всем культурам в нашем многонациональном регионе.
Публикация «Роль детского сада в приобщении дошкольников к мордовской национальной культуре» размещена в разделах
Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной республике у него проявляются в чувстве восхищения своим городом. Проживание на территории Республики Мордовия дает возможность знакомить детей с окружающей действительностью, связанной с национальной культурой мордовского народа, историей, обычаями, традициями. Приобщение дошкольников к мордовской национальной культуре нельзя отнести к какому-то одному виду деятельности, сюда входит и игра, и продуктивная деятельность, и ознакомление с окружающим, и художественной литературой.
Используя различные средства и методы ознакомления дошкольников с мордовской национальной культурой, усложняя содержание работы необходимо постоянно возвращаться к пройденному. Что происходит не только на занятиях, но и в свободное от занятий время.
Мордовская национальная игра несет символическую информацию о прошлом, передает традиции свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, развивает воображение и творческие наклонности.
При организации мордовских подвижных игр учим выполнять правила и нормы поведения в игре, справедливо оценивать в игре свои результаты и результаты товарищей.
Мордовские подвижные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания по приобщению детей к национальной культуре.
Расширяя кругозор детей при ознакомлении с произведениями мордовского декоративно-прикладного и изобразительного искусства, даются знания об изделиях, изготовленных на территории Мордовии, что способствует развитию их художественного вкуса и пониманию народного творчества.
Знакомя детей с мордовской игрушкой необходимо показать образцы, которые изображают не только птиц, но и животных, человека, отличая многообразие данного вида прикладного искусства.
Народную игрушку можно использовать не только как экспонат в уголке национальной культуры, но и на занятиях по лепке, где учитывается пластика формы, характерные особенности, способы исполнения. На занятиях продуктивной деятельности, в частности – аппликация дети овладевают умением вырезать более сложные элементы узора по готовой разметке, которая готовится предварительно на каждого ребенка. Дети отрезают ту часть разметки, которая заштрихована. В основе заготовки лежит геометрическая фигура – квадрат.
На занятиях по рисованию продолжают дальнейшее знакомство с мордовской вышивкой и ее характерными особенностями, закрепляя полученные знания и технические умения в рисовании, как отдельных элементов мордовского орнамента, так и в построении определенных композиций узора.
Мордовская художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций, содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополнять тем самым словарный запас ребенка.
Мордовские сказки, рассказы, стихотворения открывают ребенку мир человеческих отношений, дают прекрасные образцы литературного языка: сказки раскрывают образность и выразительность зыка, юмор и животность родной речи.
В сказках детей знакомят с мифологическими персонажами, где героями являются Вирява, Ведява, Варма. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова мордовского народа, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность мордовской речи.
Очень важно готовить детей к восприятию фольклорного произведения. Для этого им можно показать различные национальные изделия, иллюстрации мордовской избы, национальных костюмов.
Рассказывать о различных мордовских праздниках, национальных традициях и обрядах.
Важным аспектом воспитания ребенка-дошкольника является развитие тех качеств личности, которые определяют его отношение к родному краю, обществу. Эта задача решается во многих видах деятельности детей дошкольного возраста, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром. Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе национальной культуры, на собрании национальных достижений.
Ведь среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить все одновременно. Что – то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная мордовская культура.
Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни человека – в быту, на телевидении, в музыке и т. п. Во многих европейских странах народная культура составляет неотъемлемую часть общего эстетического воспитания детей. А мы, как показывает опыт, знаем наше прошлое, истоки отечественной культуры, обычаи, нравы, традиции и т. п. очень поверхностно.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитывать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями мордовского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Мордовский фольклор – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Литература:
1. «Ознакомление русских детей с культурой Мордовии» //Методические рекомендации, Саранск, 1993.
2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство «Детство - пресс»,2004.
3. Краснова С. В., Никонорова О. В., Черемных С. В. Приобщение к мордовской народной культуре детей старшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №2. — С. 42-43.
4. Интернет.