МААМ-картинки

Развитие навыков восприятия и воспроизведения ритмов в системе работы по коррекции звукослоговой структуры речи

Марина Петрова
Развитие навыков восприятия и воспроизведения ритмов в системе работы по коррекции звукослоговой структуры речи
▼ Скачать + Заказать документы

Статья "Развитие навыков восприятия и воспроизведения ритмов в системе работы по коррекции звукослоговой структуры речи".

"Все, окружающее нас, живет по законам ритма".

Картушина М. Ю.

Нейропсихологические исследования последних лет показывают, что любой серийной двигательной программе присуща ритмическая составляющая, без ритма действие распадается.

Темочки:

Ритмом называют равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости движения и речи. Ритм рассматривается как особая форма организации движения или деятельности во времени и пространстве, а формирующаяся ритмическая способность выступает средством пространственно-временной организации движений, деятельности и поведения ребёнка.

Существует два ритма :

• музыкальный – чередование и соотношение во времени звуков и пауз одинаковой или различной длительности (предлагаются различные способы воспроизведения ритма : отхлопывание в ладоши, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона).

• речевой – ритм на уровне слова.

Хорошо развитое чувство ритма создаёт предпосылки для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи (ритмической структуры слова, словесного и логического ударения, а также совершенствуется организация речедвигательного акта, подготавливается работа над звукослоговой структурой слова, над расстановкой ударения, интонационной выразительностью.

Игры на развитие ритмического чувства создают необходимую базу для развития фонематического восприятия, учат не просто слышать, но и прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе удара. Данный этап работы очень важен в развитии фонематического слуха. Также работа над ритмом эффективна в работе с детьми с моторной алалией.

Дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения метроритма, что проявляется в неритмичной ходьбе, в нарушении координации движений, они не могут контролировать своё дыхание, нерационально расходуют воздух в процессе речевого высказывания, имеют быстрый темп речи, говорят на вдохе. У них слабо развито музыкально – ритмическое чувство, интонационная, ритмическая, мелодическая сторона речи, двигательная сфера. Для преодоления вышеперечисленных нарушений следует организовать работу педагогов с детьми по развитию ритмических способностей, которую следует рассматривать как основу для овладения звукослоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением. Эта работа может осуществляться специалистами д/сада (воспитателями, инструктором по физкультуре, музыкальным руководителем) в различных видах детской деятельности.

Использование логоритмических и музыкально – ритмических упражнений позволяет сократить время коррекционного периода.

Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения.

Для развития навыка восприятия и воспроизведения ритма используется :

А). Ритмические упражнения

Детям предлагается отхлопать, отстучать заданный ритмический рисунок на слух, со зрительной опорой, с использованием карточек с ритмическими рисунками.

Б).Упражнения на отработку речевого ритма.

Данный вид работы рекомендую проводить на хорошо отработанном речевом материале. Детям предлагается отхлопать, отстучать, двустишие, стихотворение, чистоговорку, скороговорку – на каждый слог; - на ударный слог каждого слова; - на последнее слово во фразе. ВАЖНО: следить за плавностью речи, не переходить на скандированную речь.

Сначала тренируют детей воспринимать на слух (слушать) и правильно оценивать (воспроизводить) небольшое количество ударов или хлопков без пауз: I, II, III и т. д (от 1 до 3-5 ударов). Далее даются сочетания комплексов хлопков или ударов, состоящих из различного количества ударов с короткими и длинными паузами (промежутками). Отхлопывание ритма лучше начинать с гласных звуков. Сначала отхлопываем гласный А, а затем подключаем другие звуки. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением повторений на один выдох. Затем можно отхлопывать различные сочетания зуков.

III --- iii, III-iii-III, iii-II-ii (I- сильный удар, i –слабый удар, --- - пауза).

Работа по оценке и воспроизведению ритмов должна проходить в следующей последовательности:

• Оценка количества ритмов;

• Выполнение ритма по зрительному образцу;

• Выполнение ритма по словесной инструкции

Игры на развитие ритмического чувства.

«Послушай, как стучит сердце»

Цель: знакомство с ритмом.

Ход игры

Дети друг у друга слушают как бьются сердца, затем голосом, повторяют услышанное. После этого простукивают ритм ладошками.

«Простучи столько раз, сколько точек на карточке»

Цель: воспроизведение несложных ритмов по заданному образцу с соблюдением пауз

Оборудование: карточки с ритмическими рисунками от 1 до 5

Ход игры

В начале игры рассматриваются карточки с изображенными ритмическими рисунками. На каждой карточке считается количество точек. Затем логопед показывает карточку и предлагает прохлопать или простучать изображённый ритмический рисунок. Вначале игры используются карточки без пауз, затем с одной паузой.

«Морзянка»

Цель: воспроизведение несложных ритмов по заданному образцу с соблюдением пауз

Ход игры

Логопед прохлопывает несложный ритм и просит ребёнка повторить его в той же последовательности.

«Простучи, как я скажу»

Цель: воспроизведение несложного ритма по словесной инструкции

Ход игры

Логопед предлагает ребёнку по словесной инструкции отхлопать (простучать) определённый ритм. В начале обучения даётся несложный ритм без пауз, затем ритмический рисунок постепенно следует усложнять. Примерные ритмические рисунки :

Х-х, х-Х,

х-х-х, х-Х-х, Х-х-х, х-х-Х,

х-х-Х-х, Х-х-х-х, х-Х-х-х

Х – сильный удар или хлопок.

х – слабый удар или хлопок.

«Повтори»

Ребенок повторяет ритмические рисунки за взрослым - отстукивание, отхлопывание, притопывание:

• Сопряжено, затем отраженно

• Одной, двумя руками, ногами. Чередуя право-лево, руки-ноги.

• По визуально-акустическому образцу, затем по акустическому.

• С передачей ритма без учета громкости, затем с учетом ее, с чередованием громкости в одно ритмическом рисунке

• Медленное отстукивание образца, данного в быстром темпе. Затем его точное повторение.

«Волшебные ракушки»

Цель: Учить детей выполнять ритмические хлопки камешками согласно выложенному ритмическому рисунку (ракушками). Развивать чувство ритма.

Дидактический материал: Картина с изображением моря, ракушки, камешки (по числу детей) Правила игры: Число участников не ограничено. Прочитать стихотворение с показом движений вместе с детьми:

Море вынесло ракушки (волны руками)

На пологий бережок (руками плавно вверх).

И, как будто для просушки, (сильно подуть на пальчики)

Положило на песок (кисти перевернуть ладошками вверх).

Пусть лежат на берегу (сложить ладошки вместе и положить на них голову,

Я за ними прибегу (бег на месте).

Ведущий выкладывает из больших и маленьких ракушек ритмический рисунок и просит детей простучать его камешками. Выигрывает тот, кто справляется с заданием.

«Потеряшки»

Цель: Упражнять детей в восприятии и различении простых ритмических рисунков.

Дидактический материал: 3 игрушки, напёрстки, перчатки, карточки с ритмическим рисунком, картонные домики разного цвета.

Правила игры: Число участников –4-6 (можно индивидуально). У ведущего на руке надета игрушка – топотушка или перчаточная кукла, на ногах у которой (на пальцах ведущего) надеты напёрстки. Игрушка потерялась, не может найти дорогу домой. Чтобы ей вернуться в свой домик, мы можем подсказать, по какой дорожке ей нужно идти. Игрушка протопывает ритмический рисунок своей дорожки, дети повторяют его (на руке надета перчатка, на пальцах напёрстки) и указывают на карточку с таким ритмом, называя цвет домика, в котором живёт эта игрушка. Таким образом, дети «спасают» 3-х «потеряшек».

Другие виды заданий по развитию ритмических способностей :

• фольклорные игры речитативным проговариванием). Пример:

«Два Мороза» (русская народная игра)

Для этой игры надо выбрать двух водящих — «двух морозов».

Один — «Мороз Красный нос», а другой — «Мороз Синий нос». Обозначаются две крайние линии на противоположных концах поля: здесь можно прятаться от «морозов». По полю гуляют два «мороза». Они громко произносят: «Я — Мороз Красный нос!», «А я — Мороз Синий Нос». А потом вместе спрашивают у детей: «Ну-ка, кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?»

Дети хором отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!» После этого дети стараются быстро перебежать из одного конца поля на другой, чтобы успеть спрятаться за спасительную линию границы поля, где мороз им уже не страшен. «Морозы» стараются догнать и «осалить» бегущих через поле детей. Если «мороз» коснулся рукой ребенка, то он считается «замороженным». Этот игрок должен замереть («замерзнуть») в той позе, в которой его настигнул «мороз».

• различные виды ходьбы с речевым сопровождением. Пример:

Дети становятся в круг или друг за другом.

Логопед. Большие ноги шли по дороге.

Дети (низким голосом вместе с логопедом). Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Логопед. Маленькие ножки шли по дорожке. Дети (высоким голосом вместе с логопедом). Топ, топ, топ, Топ, топ, топ.

• речедвигательные упражнения, как в сопровождении музыки, так и без неё (ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями). Пример:

(Слова логопеда дети сопровождают соответствующими движениями.)

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

За малыми ребятами.

Ножками топ-топ, ( Дети повторяют: «Топ-топ» и притопывают ножками.)

Глазками хлоп-хлоп. (Дети, поднимая руки на уровне глаз, сжимают и разжимают кулачки, повторяют конец фразы.)

Логопед. Кто каши не ест,

Кто молока не пьет —

(Дети делают соответствующие движения.) Забодает, забодает, забодает!

(Слова логопеда дети сопровождают соответствующими движениями.)

• упражнения на пропевание, повторение звуков и слогов; пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом : А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО.

• подсчёт количества сигналов. Пример: сосчитай хлопки, удары по столу, удары на барабане, звуки дудочки и т. д.

• соотнесение количества знаков с количеством повторений звуков, слогов, слов, движений. Пример: произнести звук столько раз, сколько точек на кубике;

произнести звук столько раз, сколько раз логопед хлопнет в ладоши;

придумать столько звуков, сколько звездочек нарисовано;

• пропевание слогов с повышением или понижением тона голоса, изменением ритма, интонации, выделением какого-либо слога. Пример:

«Чудо-лесенка»

(низкий тон) — Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю,

(выше)вы-со-ту-я-на-би-ра-ю:

(выше) — шаг-на-го-ры,

(еще выше) — шаг-на-ту-чи.

(еще) — А-подъ-ём-всё-вы-ше-кру-че.

(еще) — Не-ро-бе-ю, петь хо-чу,

(самый высокий тон голоса) — пря-мо-к-солн-цу-я-ле-чу!

"Курочка и цыплята"

Дети сидят на стульях полукругом. Слушая отрывок скороговорки, произносимой педагогом в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки - "курочка клюет зернышки"; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения быстро - "цыплята клюют зернышки".

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

(медленный темп)

А за ней ребята -

Желтые цыплята

(быстрый темп).

"Кегли и мячи"

Цель. Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся, заданные наглядной схемой.

Материал. "Кегли" и "мячи", вырезанные из картона, фанеры или пластика.

1-й вариант. Объяснив детям, что "кегли" (К) обозначают сильные удары, а "мячи" (м) - слабые, педагог на доске с помощью магнитов прикрепляет их в определенной последовательности, например: КмКмКмКм (двудольный метрический размер, или КмммКмммКмммКммм (четырехдольный метрический размер, или КммКммКммКмм (трехдольный метрический размер).

Дети составляют такую же последовательность у себя на столах и воспроизводят ее хлопками в ладоши или ударами по столу.

Усложнение. Педагог на доске может составить только один фрагмент ритмического рисунка, а дети, поняв последовательность, должны продолжить ряд. В этом случае целесообразно проверить, как каждый ребенок составил модель, и только после этого попросить воспроизвести ритм в речи.

2-й вариант. Педагог ритмично произносит серии слогов с равномерно повторяющимся акцентом, например: Та-та-Та-та-Та-та. или та-Та-та-Та-та-Та., а дети на столах выкладывают "мячи" и "кегли" в заданной последовательности. Затем им предлагается отхлопать получившийся ритм.

воспроизведение ритмов по образцу сопряжённо, отражённо. Пример:

Педагог предъявляет образец звучания ритмов, которые дети воспринимают на слух, например, ударами по барабану; в ответ дети воспроизводят ритм отхлопыванием, либо отстукиванием, либо дирижированием с одновременным его проговариванием.

• сравнение ритмов. Пример:

"Узоры"

Материал. Детская мозаика - на каждого ребенка.

1-й вариант. Педагог и дети договариваются: например, красная деталь будет обозначать сильный удар ладонью по столу (или хлопок в ладоши, или взмах рукой, а желтая - слабый удар. После этого взрослый задает последовательность деталей на поверхности своей мозаики, дети повторяют. Затем берется для сравнения другой ритм.

2-й вариант. Педагог передает ритм, произнося серии слогов, и просит детей в соответствии с этим разместить детали мозаики. Затем берется для сравнения другой ритм.

• прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком. Пример:

Игра «Прохлопай слово»

Задача: закрепить у детей умение делить слово на слоги в зависимости от количества гласных звуков, тренировать их в делении слов на слоги с помощью хлопков, выделять ударный слог.

Описание. Взрослый произносит слово, а ребенок должен отхлопать каждый слог, выделяя ударный. После отхлопывания ребенок должен сказать, сколько слогов он насчитал.

• подбор рифмующихся слов. Примеры:

Игра «Добрый слон».

Жил на свете добрый слон,

Сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал,

И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

Вот картина, вот (корзина, машина и т. д. ,

Вот ромашка, вот (букашка, бумажка,

Вот мой домик, вот твой (томик, сомик,

Вот и пушка, вот и (мушка, сушка, кружка,

Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка, крышка,

Вот сосед, а вот (обед, кларнет, винегрет).

Чтоб и нам не скучать,

Будем рифмы подбирать.

• исключение лишних слов из рифмующегося ряда. Пример:

«Лишнее слово»

Логопед произносит ряды слов и предлагает детям назвать слово, не похожее на остальные: мак, бак, так, банан; сом, ком, индюк, дом; лимон, вагон, кот, бутон; мак, лак, веник, рак.

Виды заданий на формирование графического ритма :

• штриховки;

• рисование орнаментов — узоров, основанных на повторе и чередовании составляющих его элементов;

• вырезание бумажных салфеток, скатертей, снежинок, гирлянд.

Публикации по теме:

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников Тема моего инновационного педагогического опыта «Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых.

Из опыта работы «Развитие восприятия у детей раннего возраста с помощью сенсорных эталонов» Развитие восприятия у детей раннего возраста с помощью сенсорных эталонов. Сухарева Ольга Борисовна, воспитатель В рамках сенсорного развития.

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей средствами живописи»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей средствами живописи» Есть разные краски у нашей планеты, Они мир украшают зимою и лето: Зеленой травою и желтой луной, Дождем голубым, разноцветной листвой,.

Подходы к коррекции в системе детско-родительских отношений Как и любой объект, детско-родительские отношения обладают не только содержательными характеристиками («Что это, какое оно?», но прикладными.

Речевое развитие детей в системе работы по формированию начал экологической культуры Экологическое воспитание значимо и с   позиции личностного развития  ребенка. Правильное организованное, систематически  осуществляемое.

Приемы коррекции нарушений структуры слова. Приемы коррекции нарушений структуры слова (перестановок, пропусков, недописывания слогов и букв). 1. Многократное произнесение слова вслух,.

Развитие речи детей посредством разучивания и воспроизведения песенного материала Проблема развития речи детей была и остаётся актуальной в настоящее время. Причин этому множество: большинство детей являются единственными.

Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в системе подготовки к школьному обучению Для нормального развития ребенка необходима очень высокая степень сохранности слуха, а между тем наше ухо – очень хрупкий орган. Статистика.

Из опыта работы «Развитие восприятия времени детьми дошкольного возраста» Большую роль в восприятии детьми времени играют ритмические процессы жизнедеятельности. Некоторые явления постоянно повторяются (еда, сон,.

Взаимосвязь дошкольного учреждения и семьи в системе работы по развитию речи ребенка Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие навыков восприятия и воспроизведения ритмов в системе работы по коррекции звукослоговой структуры речи
Опубликовано: 23 апреля 2018 в 20:38
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие навыков восприятия и воспроизведения ритмов в системе работы по коррекции звукослоговой структуры речи» (включая файлы) размещена пользователем Марина Петрова (УИ 65675) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД