Лучший педагог года

Различные подходы к изучению феномена понятия «Профессиональная компетентность»

Елена Полякова
Различные подходы к изучению феномена понятия «Профессиональная компетентность»

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ»

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетентность, подходы к изучению профессиональной компетентности :

Введение.

Публикация «Различные подходы к изучению феномена понятия „Профессиональная компетентность“» размещена в разделах

В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Остается открытым вопрос, какие качества учителя (или «компетенции») должны быть константными, т. е. независящими от времени, а какие качества должны быть «подвижны», т. е. необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени. Так, например, всего 10-15 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число «компетенций» учителя, а сейчас это качество необходимо современному учителю.

Учитель должен иметь все качества идеального, современного, компетентного и профессионального педагога. А идеальный педагог – это образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне. Поэтому одним из важных профессиональных качеств педагога является профессиональная компетентность. Через это педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.

Цель статьи: рассмотрение различных подходов к термину «профессиональная компетенция педагога».

Изложение основного материала статьи.

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

Профессиональной деятельностью педагога как разновидностью его трудовой деятельности является педагогическая деятельность. Термин «педагогический» раскрывает принадлежность индивида к педагогической профессии, которая обслуживает педагогическую деятельность. Таким образом, термины «профессиональная деятельность педагога» и «педагогическая деятельность» несут на себе одну и ту же смысловую нагрузку. Исходя из этого термины «профессиональная компетентность» и «педагогическая компетентность» могут употребляться в качестве синонимов. Профессиональная компетентность - ключевое понятие для характеристики педагогической деятельности.

Исследование профессиональной компетентности педагога — одно из ведущих направлений деятельности целого ряда ученых (В. Н. Введенский, В. Г. Воронцова, Е. Вторина, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, С. Г. Молчанов, Л. А. Петровская, Г. С. Сухобская, Т. И. Шамова). Как отмечает A.M. Новиков, применительно к характеристике уровня профессиональной подготовки понятие «компетентность» используется относительно недавно.

Джон Равен пишет: «Общество нуждается в новых убеждениях и ожиданиях. Но их нельзя развивать безотносительно к личным системам ценностей, и система образования, школьного и социального, должна это учитывать. Те, кто заинтересован в развитии компетентности, обязаны помочь людям задуматься о том, как должны функционировать организации и как они функционируют на самом деле, задуматься о своей роли и о роли других людей в обществе».

В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Так, в конце 1960 – начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе зарождается специальное направление – компетентностный подход в образовании. На данном этапе развития педагогической науки не существует точного определения понятий «компетентность» и «компетенция». Различные учёные выдвигают свои гипотезы по данному вопросу. Различные ученые выдвигают свои гипотезы по данному вопросу.

В. Г. Суходольский отмечает, что профессиональная компетентность педагога это – «способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками» [3, с. 74].Значит, компетентность – это сплав теоретической и практической готовности человека к педагогической деятельности. А профессиональная компетентность – это есть профессионализм и педагогическое мастерство учителя.

В. В. Введенский отмечает, что в психолого-педагогической науке существуют три основных подхода к исследованию содержания и структуры профессиональной компетентности : профессиографический, уровневый и задачный. Каждый из них имеет свои особенности. Так, профессиограмма, как набор требований к специалисту, удобна в применении, но целесообразна при описании только операциональных компетентностей [1].

В. Р. Веснин считает, что «профессиональная компетентность — это способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции, как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям» [2]

Проблемой подготовки учителя к социально-педагогической деятельности обращались и продолжают обращаться такие ученые как: В. А. Сластенин, Л. М. Митина, Е. И. Рогов, А. Д. Гонеев, И. П. Осипова, И. А. Зимняя.

Изучением воспитательного аспекта деятельности учителя занимались выдающиеся представители педагогики, философии, психологии: К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. О. Ключевский, В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский.

Значительный вклад в развитие теории и практики воспитания в конце XX века внесли авторы гуманистических воспитательных систем А. Т. Куракин, В. А. Караковский, А. И. Григорьева, A. B. Мудрик, Л. И. Новикова,Н. Л. Селиванова.

Специфическая позиция педагога как субъекта коллектива воспитателей школы отражена в работах В. А. Сластенина, Н. И. Болдырева, А. И. Григорьевой.

Многие исследователи обращают внимание на уровневость рассматриваемого понятия : внутри компетентности есть уровни, которые, в свою очередь, являются обобщающими характеристиками для более частных, дробных проявлений деятельности. В связи с этим представляет интерес иерархическая модель профессиональной компетентности педагога, в которой каждый следующий блок опирается на предыдущий, создавая платформу для вырастания следующих компонентов. Составляющие модель блоки представляют собой 6 видов профессиональной компетентности : знаниевую, деятельностную, коммуникативную, эмоциональную, личностную, творческую. В построении такой модели особая значимость придается соблюдению принципа последовательности, имеющего прямое отношение к формированию компетентности педагога в процессе его обучения.

Формирование профессиональных компетенций учителей – это результат умелого применения разных методов обучения в сочетании с конкретной ситуацией, ценностями, способностями и знаниями, осуществляемый в процессе обучения их дисциплинам предметной подготовки в ВУЗе.

Процессы модернизации российского образования и его интеграции в мировое образовательное пространство обуславливает повышение требований к профессиональной подготовке учителей общеобразовательной школы, которые должны не просто владеть знаниями и умениями по отдельным направлениям педагогической, но и обладать высокоразвитыми компетенциями в области преподаваемого предмета, т. е. профессиональными компетенциями.

В отечественной педагогике еще нет единого мнения по данному понятию, но нам ближе определение В. А. Сластенина: «Профессиональная компетентность» - это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений и опыта. Но и социально-нравственную позицию личности [4]

Таким образом, анализ работ по проблеме педагогической компетентности позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание понятия «компетентность» и четкий подход к структуре.

Литература и источники

1. Введенский B. H. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51–55.

2. Веснин В. В. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе, М. ,Юрист,1998. с. 59.

3. Кухарев И. В. На пути к профессиональному совершенству : Кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1990. – 159. – (Мастерство учителя; идеи, советы, предложения). – 159 с.

4. Панфилова, О. И. Понятие «профессиональная компетентность» и различные подходы к изучению феномена данного понятия / О. И. Панфилова. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 3-6. — URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11080/ ( дата обращения: 05.09.2023).

5. Педагогика, учебник, Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. 2002.

Список литературы оформить в соответствии с ГОСТ Р7.0.5 2008.

Публикации по теме:

Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте»Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе на тему «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Коммуникативная.

Урок математики в 1 классе «Понятия больше, меньше, столько же и различные приемы сравнения множеств по этим признакам» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 17. 09. 2014 г. Класс: 1а Тема. Понятия «больше»,.

Консультация для педагогов «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» Готовность педагога к осуществлению задач логико-математического развития детей дошкольного возраста включает: - осведомленность в целях,.

Моя первая профессиональная выставка!Моя первая профессиональная выставка! Хочу поделиться очень радостным и знаменательным для меня событием! В конце уже ушедшего года, а конкретно 20 декабря, я приняла участие.

Моя профессиональная и творческая деятельность (фотоотчет)Моя профессиональная и творческая деятельность (фотоотчет) Добро пожаловать всем, кто заглянул на мою страничку. Сегодня хочу рассказать вам, уважаемые коллеги, немного о своей профессиональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Различные подходы к изучению феномена понятия «Профессиональная компетентность»
Опубликовано: 13 июня 2024 в 17:00
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Различные подходы к изучению феномена понятия «Профессиональная компетентность»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Полякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтера. Передвижка «Профессия шахтер»

Свой профессиональный праздник шахтеры отмечают в последнее воскресенье августа. В 2024 году День шахтера приходится на 25 августа.

22 августа. День Государственного флага Российской Федерации

22 августа мы празднуем День Государственного флага Российской Федерации. Праздник учрежден в 1994 году, когда бело-сине-красный флаг был возрожден в качестве национального триколора.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД