Получи документы

Работа над сложносочиненными и сложноподчиненными конструкциями в процессе формирования ЛГК

Ирина Новикова
Работа над сложносочиненными и сложноподчиненными конструкциями в процессе формирования ЛГК
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1.

Работа над сложносочиненными и сложноподчиненными конструкциями в процессе формирования ЛГК

Новикова Ирина Анатольевна -учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 69»

г. Магадан

Ключевые слова: сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, сложносочиненное предложение имеет сочинительную связь,

грамматический строй речи, бессоюзные сложносочиненные предложения.

Слайд 2.

Публикация «Работа над сложносочиненными и сложноподчиненными конструкциями в процессе формирования ЛГК» размещена в разделах

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

грамматический строй речи, бессоюзные сложносочиненные предложения.

Слайд 3.

Словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь. Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматический системы.

грамматический строй речи, бессоюзные сложносочиненные предложения.

Слайд 4.

Морфологический уровень – умение владеть приёмами словообразования. Синтаксический уровень – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова.

При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарём. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил. Существует множество авторских методик по развитию лексико-грамматических средств языка: Жуковой Н. С., Ефименковой Л. Н., Ткаченко Т. А., Шаховской С. Н., Худенко Е. Д., Филичевой Т. Б., Тумаковой Т. В. и др. Все эти методики разработаны с учё том программы коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР в соответствии с принципами:

системности;

комплексности;

онтогенетического;

учёта патогенеза;

учета индивидуальных особенностей

Овладение грамматическим строем языка находится в зависимости не только от речевого общения с окружающими и от подражания речи взрослых, но также от восприятия окружающей действительности, от непосредственной практической деятельности и потребностей ребенка. Поэтому так важно организовать деятельность детей с предметами, знакомство с их свойствами и качествами, наблюдения за природными явлениями. Установление и осознание ребенком существующих в природе связей и зависимостей находят отражение в увеличении объема предложений, в построении сложных речевых конструкций, в употреблении союзов чтобы, так как, поэтому.

Центральное место во всей системе формирования лексико-грамматических средств языка занимает работа над предложением.

В русском языке существуют простые предложения и сложные, которые состоят из нескольких простых.

При работе над простым предложением, основной акцент делается на составление предложений и определение количества слов.

Когда дети научатся правильно составлять простые предложения с однородными членами, рекомендуется перейти к обучению их составлять разные виды сложного предложения.

грамматический строй речи, бессоюзные сложносочиненные предложения.

Логопедическая работа над сложным предложением начинается со сложносочиненного предложения, а затем переходят к сложноподчиненному. При обучении детей правильному синтаксическому и грамматическому построению сложного предложения хорошо использовать вопросно- ответную форму речи, а поэтому на первых этапах работы от детей требуется только проговаривание второй части сложного предложения, которая является ответом на поставленный вопрос.

( Логопед: «Почему мишка такой грустный?» Ребенок: «Потому что он устал.» В дальнейшем сложное предложение проговаривается все целиком.

Бессоюзные сложносочиненные предложения – довольно типичное явление для русского языка. Например, «Дорога была хорошая, лошадь ободрилась и пошла быстрее». Из дома они вышли грустными, осенний дождь заставил их печалиться еще больше».

Основные виды сложных предложений.

Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.

грамматический строй речи, бессоюзные сложносочиненные предложения.

Союзные предложения, в свою очередь, делятся на сложносочинённые (сложносочиненное предложение имеет сочинительную связь

При сочинительной связи простые предложения соединяются союзами «а», «и», «но», «да». Эти союзы не являются частью предложений, а находятся между ними. Например, «Петя шёл по улице с бубликом в руке, а собака бежала за ним до самого дома».

Однако главная их особенность – эти предложения равнозначны, они не зависят друг от друга и равноправны как грамматически, так и по смыслу,

грамматический строй речи, бессоюзные сложносочиненные предложения.

и сложноподчинённые (Простые предложения в составе сложноподчиненного предложения подчиняются его главной части. Они зависят от нее. В составе сложноподчиненного предложения независимое предложение называется главным, а зависимое от него – придаточным.)

Слайд 5.

ИТАК, Давайте вспомним из русского языка о трех основных видах сложных предложений :

сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные.

Слайд 6.

Сложносочиненные предложения бывают :

с соединительными союзами

И, ДА, ДА И, А(=И, ТОЖЕ, ТАКЖЕ с противительными союзами

НО, А, ДА(=НО, ОДНАКО, ЗАТО с разделительными союзами

ИЛИ (ИЛЬ, ЛИБО, ТО-ТО,

ТО ЛИ…ТО ЛИ

Зазвучала музыка, и праздник начался Музыка стихла, но праздник продолжался То ли музыканты устали, то ли праздник закончился.

Слайд 7.

Сложноподчиненные предложения

Сложноподчиненное предложение (СПП)

простые предложения связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами.

В СПП одно простое предложение (придаточное) зависит от другого (главного).

Когда наступила ночь, в домах зажглись огни

Слайд 8.

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении :

Подчинительные союзы

простые составные Союзные слова

что

чтобы

ибо

когда

пока

как

словно

если

и др. потому что

оттого что

так как

лишь только

как будто

с тех пор как

в связи с тем что

и др. который

какой

кто

что

как

где

куда

когда

и др.

Слайд 9.

Бессоюзное предложение (БСП)

простые предложения связываются без союзов, интонацией.

Наступила ночь, в домах зажглись огни.

Дорога была хорошая, лошадь ободрилась и пошла быстрее.

Из дома они вышли грустными, осенний дождь заставил их печалиться еще больше.

Работая над сложным предложением, нашей главной задачей было обучить детей правильно составлять сложное предложение.

На подгрупповых занятиях мы учили детей составлять самостоятельно предложения на определенную тему с опорой на наглядный материал или действие. В процессе нашей работы над предложением мы вводили противопоставление, обращали внимание на причинно-следственные связи.

Возросшие речевые возможности детей в ходе коррекционного воздействия позволили нам на этом этапе обучения использовать такие игры -«Живая картина»,

-«Рассказ из конверта»,

-«Составь предложение»,

которые предусматривали составление детьми предложений по картине, по серии картинок, описание предметов, их сравнение. Эти упражнения предшествуют работе со связным текстом.

Слайд 10.

На фронтальных занятиях мы использовали подобные игры и такие игры как

- «Кто у кого?»,

-«Закончи предложение»,

-«Магазин»,

- «Подумай и скажи»,

- «Составь предложение»,

- «Про Потому и Почему»,

-«Почемучка»,

- «Мяч и Петя»,

- «Малыши» и др.

Параллельно с работой по развитию лексико-грамматического строя речи нами проводилась работа по развитию у детей высших психических процессов : памяти, внимания, мышления.

Практически на всех этапах фронтальных занятий нашей целью было развитие этих функций.

Используются и такие приемы:

- создание проблемной ситуации;

- показ нужной формы;

- исправление ошибки;

- вопросы подсказывающего и оценочного характера;

- привлечение детей к исправлению ошибок;

- напоминание о том, как сказать правильно.

Слайд 11,12.

Задание:

Научить детей составлять ССП с противительным союзом а

При составлении ССП логопед должен использовать разнообразный картинный материал, демонстрации наглядных действий

Задание:

Научить детей составлять предложения, из которых первое предложение начинается словом СНАЧАЛА, а второе предложение начинается словами А ПОТОМ.

Примерный лексический материал:

Сначала надо разобрать постель, а потом лечь спать.

Сначала надо почистить зубы, а потом умыть лицо.

Сначала надо помыть посуду, а потом ее вытереть.

Сначала надо надеть куртку, а потом варежки.

Сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить.

Фрагмент одного занятия:

Логопед подбирает пары сюжетных картинок примерно такого содержания:

Девочка стелет кровать-девочка спит;

Мальчик умывается-мальчик вытирается;

Дети сидят за столами и кушают-дети моют посуду;

Женщина стирает белье-женщина развешивает белье;

Ребенку предлагают сказать, что делает девочка, (мальчик, дети, женщина)сначала, а что потом.

Логопед может начать фразу, а ребенок ее закончить, например: «Вова сначала моет руки, а потом их….»

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ К ЗАДАНИЮ

«ВСЕ НАОБОРОТ»

Логопед заранее готовит и раскладывает на столе расческу, ножницы, полотенце, нож, постельные принадлежности, посуду, одежду и т. д. Один ребенок – водящий- по заданию логопеда выполняет два действия, но в обратном порядке, например, ребенок садится за стол, непричесанным, кушает, а потом достает расческу и начинает причесываться.

Дети должны уловить ошибку в последовательности изображенных действий, исправить ее и рассказать, что надо делать сначала, а что потом.

«ЧТО СНАЧАЛА,ЧТО ПОТОМ»

Дети садятся в круг, логопед выбирает водящих. Водящие выбирают предметы, с которыми они будут выполнять действия, а дети должны угадать, что будут делать водящие.

Стоит мальчик в шубе и говорит: «Сначала я расстегну шубу, а потом …» «Ты ее снимешь»-, добавляют дети.

Девочка держит половник и тарелку и говорит: «Сначала я налью суп в тарелку, а потом…» «Ты его будешь есть»,- добавляют дети.

«УГАДАЙ,ГДЕ ОШИБКА»

Логопед, а затем и сами дети составляют предложения, спутав последовательность действий, остальные дети должны найти ошибку и исправить ее.

Слайд 13

Задание: научить детей составлять предложения с разделительным союзом ИЛИ.

Игровые приемы:

«Сам не знаю, что буду делать».

На столе выставлены различные предметы для игр (сачок, бубен, карандаш, бумага, прыгалки, куклы, флажки, колясочка, совочек, формочки).Каждый из детей, ознакомившись с этими игрушками, выбирает себе по две из них. При этом каждый должен сказать, что он собирается делать.

Например, вызванный ребенок выбрал мяч и сачок. Он говорит: «У меня мяч и сачок. Я буду или играть с мячом, или ловить бабочку сачком.» Другой ребенок говорит: «У меня ведро с формочками и кукла с коляской. Я буду делать куличики из песка или катать куклу в коляске».

Д\ И: «ИЛИ –ИЛИ»

Дети рассматривают предметы, расположенные на столе, проговаривают и стараются запомнить их. Все закрывают глаза, а водящий в это время берет 2 предмета со стола (например, карандаш и пластилин) и выходит. Логопед просит детей открыть глаза, внимательно посмотреть, какие предметы исчезли, и догадаться, что за дверью делает водящий. Ответы детей (в зависимости от исчезнувших предметов) могут быть разными: «Вова или рисует, или лепит из пластилина)

Аналогичная работа проводится и с другими предметами. Эта игра всегда вызывает интерес у детей, она воспитывает внимание, память и учит анализировать и делать простые обобщения.

Слайд 14.

Задание: научить детей грамматически правильно отвечать на вопрос ПОЧЕМУ?

Примерный лексический материал:

Мама взяла зонтик, потому что на улице шел дождь.

У Вовы заболело горло, потому что он ел снег.

Девочка заплакала, потому что упала и ушибла ногу.

Дети легли спать, потому что наступила ночь. И т. д.

Игровой прием:

«Скажи, почему ты выбрал эту игрушку?»

На столе лежат различные игрушки: мяч, прыгалки, сачок, кукла и т. п. Ребенок выбирает игрушку и отвечает на вопрос, почему он ее выбрал. Например: «Я взял сачок, потому что хочу ловить бабочек»; «Я взяла куклу, потому что она мне понравилась».

Слайд 15,16.

Задание: научить детей правильно строить CПП, в которых главным предложением является оборот речи Я ХОЧУ, а подчиненным –выражение желания через союз ЧТОБЫ + им. пад. существительного + согласованный глагол + зависимый от глагола падеж.

Игровой прием:

«А что ты хочешь?»

Дети приносят свои любимые игрушки и раскладывают их на столе. Потом садятся в полукруг и по вызову логопеда дают друг другу задания в такой форме :

Я хочу, чтобы Вова взял мяч и играл в футбол.

Я хочу, чтобы Саша взял клюшку и играл в хоккей.

Вызванный ребенок берет нужный предмет и отвечает, почему он его взял. Например:

Я взял клюшку, чтобы играть в хоккей.

Я взял мяч, чтобы играть в футбол.

Я взял сачок, чтобы ловить бабочек.

Слайд 17,18.

Задание: научить детей элементарно передавать чужую речь с помощью союза ЧТО и придаточного предложения из двух- трех слов.

Игровой прием:

«Что тебе сказали по телефону?» Логопед или кто-либо из детей просит по телефону (шепотом) своего товарища о чем –либо или сообщает что-то ему в форме простого предложения из 3-4слов, например: «Вова, принеси мне книгу» или «Сегодня плохая погода». Тот, кому «звонили» по телефону, должен громко ответить, что ему сказали, например: «Коля сказал, чтобы я принес книгу. Он сказал, что сегодня плохая погода».

Литература:

1. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников // Москва «Просвещение». 1995 г.

2. Жданова Н. С., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников // Просвещение. 1998 г.

3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников

4. Ткаченко Т. А. Логические упражнения для развития речи. Тетрадь дошкольника.

5. Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений. Логопедическая тетрадь.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи и ЛГК в старшей логопедической группе с использованием ИКТ «Домашние животные» МУНИЦИПАЛЬНО БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «Детский сад комбинированного вида» поселок Усть-Омчуг Конспект занятия.

Работа над картиной «Прогулка под солнцем Японии»Работа над картиной «Прогулка под солнцем Японии» Доброго времени суток всем, заглянувшим ко мне на страничку в этот час! В конце марта в личном сообщении Маамовская подруга Людочка Рыбакова.

Работа над нашими мультфильмамиРабота над нашими мультфильмами . Мы с ребятами в нашем детском саду создаем мультфильмы,становимся декораторами, монтажерами, кукловодами! Наши мультфильмы побывали на.

Работа над ошибками по русскому языку в начальной школе Работа над ошибками. 1. Пропуск или замена буквы. Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву. Например: ученик, звонок. 2. Большая буква.

Работа над проектом «Природа родного края»Работа над проектом «Природа родного края» В апреле по Павловскому району прошел конкурс проектов, наша группа среднего возраста активно принимала участие в реализации проекта "Природа.

Работа над произношением в лингвистическом кружке «Happy English»Работа над произношением в лингвистическом кружке «Happy English» Лингвистический кружок детского сада "Парус" посещают дети старших и подготовительных групп (5-7 лет). При обучении английскому языку на.

Работа над разучиванием скороговорки «Наша Маша ела кашу…»Работа над разучиванием скороговорки «Наша Маша ела кашу…» Как правило, у детей 3-4 лет хорошо развита речь. Однако многим малышам с трудом даются шипящие звуки и буква Р. Поэтому важно правильно.

Фотоотчет «Работа над стопами, в целях профилактики плоскостопия»Фотоотчет «Работа над стопами, в целях профилактики плоскостопия» Фундамент здоровья закладывается с дошкольного возраста. Именно в это время активно развиваются все органы и системы организма. Комплексный.

Работа над звукопроизношением К 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки – это необходимо для его дальнейшего развития, правильного письма и чтения. Вам.

Методика работы над сказками А. С. Пушкина в процессе разнообразных форм работы со старшими дошкольниками Старший дошкольный возраст - существенный этап становления нравственного облика ребенка, когда совершается его вступление в мир общественных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Работа над сложносочиненными и сложноподчиненными конструкциями в процессе формирования ЛГК
Опубликовано: 4 ноября 2018 в 07:10
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа над сложносочиненными и сложноподчиненными конструкциями в процессе формирования ЛГК» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Новикова (УИ 267643) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД