Оксана Черкасова
Статья «Психологическое сопровождение педагога в процессе построения индивидуальной траектории саморазвития»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие образования напрямую связано с проблемой профессионального развития педагогов. Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях.
Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. Психологическая служба образовательного учреждения не может быть в стороне от этих позитивных изменений. В рамках инновационной деятельности образовательного учреждения задача психологической службы заключается в сопровождении педагога.
Публикация «Статья „Психологическое сопровождение педагога в процессе построения индивидуальной траектории саморазвития“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Под психологическим сопровождением мы понимаем систему организационных, дидактических, обучающих, развивающих мероприятий для педагогов и их направленности на создание оптимальных условий. Сущностной характеристикой сопровождения в данном подходе- является создание условий для перехода к «самопомощи». То есть, в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает педагогу поддержку для перехода от позиции «Я не могу», к позиции «Я могу сам справиться со своими жизненными профессиональными трудностями».Помогает открыть скрытые ресурсы личности в опоре на его возможности и создание на этой основе условий способствующих построению индивидуальной траектории саморазвития педагога.
Педагогу в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов. Инновации, как правило, приводят к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияют на степень их уверенности в своих силах.
Таким образом, целью психолого-педагогического сопровождения педагога в нашем образовательном учреждении является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельности. Важной задачей психолога становится содействие в создании условий для того, чтобы педагоги захотели что-либо поменять в своей работе, в своем развитии.
В процессе реализации инновационной деятельности педагог нуждается в специальной системе сопровождения, осуществляемой в рамках индивидуального подхода.
Специфика индивидуального подхода к сопровождению педагога заключается в адресной помощи, оказываемой психологом каждому педагогу, тесное сотрудничество администрации МАДОУ и ее психологической службы, активная позиция психолога МАДОУ в процессе создания условий для саморазвития личности педагога и предотвращения наступления у него эмоционального выгорания. В настоящее время установлена и раскрыта ведущая роль психологической службы в процессе стимулирования личностного саморазвития педагога, так как от педагога требуется» готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях.
Профессиональное развитие и становление педагога без грамотно построенного самообразовательного процесса невозможно. Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» и как «самосозидание». Во втором случае самообразование выступает одним из механизмов превращения личности педагога в творческую личность.
Образование может развиваться инновационно, сотрудничая с психологом на всех этапах инновационной деятельности.
Психолог в работе с педагогом может выступать помощником, фасилитатором, внушающим ему уверенность в собственных силах, просветителем, опирающимся на специфическое, психологическое знание, собеседником, способным видеть педагогическую ситуацию несколько с другой позиции чем воспитатель, но понимающий и принимающий позицию педагога, игротехником, создающим ситуацию рефлексивного анализа. Педагогом своего опыта, методистом-носителем культуры, партнером по педагогической деятельности, совместно практикующим программы или игры.
Содержание деятельности психолога по сопровождению педагога в построении индивидуальной траектории саморазвития предполагает :
1. Психологическую диагностику кадров (подбор диагностических методик для оценки профессиональной компетентности, оценка Личностного роста, готовность к инновационной деятельности оценка творческого потенциала и др.)
2. Выявление мотивов участников на начальном этапе работы по саморазвитию.
3. Участие и составление программы индивидуальной и групповой работы с коллективом (тренинги, консультации)
4. Прогнозирование результата с позиции психологического аспекта.
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт практической деятельности позволяет выделить следующие критерии эффективности процесса саморазвития педагога :
-способность педагога воспринимать различные проявления окружающей среды как предпосылки своего профессионального развития
-доминирование в структуре педагогической деятельности действий, направленных на профессиональное обновление, на изменение своих способов деятельности,
-осмысление собственных профессиональных затруднений и корректировка деятельности,
-поэтапное целеполагание своей педагогической деятельности, ее моделирование и прогнозирование
-самоорганизация качественных изменений в личности и деятельности
-изменение в мотивационной сфере,
-развитие способности реализовать свой творческий потенциал.
Таким образом, в процессе реализации инновационной деятельности каждый педагог нуждается в специальной системе психологического сопровождения его личностного развития, оптимизации профессиональной компетентности и поддержания позитивного психологического климата. Сейчас как никогда нужно позаботиться о педагогах - создать условия для переподготовки, подумать как, устранить перегрузку, подготовить его к новой миссии и профессионально и морально, чтобы не сломать его или наоборот, не оставить его с мыслью, что ничего не измениться.