Александра Ершова
Проектная деятельность в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность в ДОУ
Выполнила: воспитатель Панченко А. Е.
В наше время, образовательная работа в ДОУ претерпела значительные изменения, так как существенно поменялись различные сферы современного общества и образовательная политика. Сегодня дошкольное образование стало одним из важнейших составляющих в едином образовательном пространстве.
Публикация «Проектная деятельность в ДОУ» размещена в разделах
В условиях современного образования проектная деятельность выходит на первый план. И это не удивительно - это яркий, интересный и развивающий метод дошкольного образования, находящий в настоящем и будущем детей большой отклик во всех сферах деятельности человека, который учит ставить цели и добиваться их. Нельзя не согласиться, что такие качества, несомненно, важны для каждого современного человека.
Что же такое проектирование? Проектная деятельность — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность базируется, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми, а с другой — на постоянно расширяющихся самостоятельных действиях ребенка (собственных пробах, поиске, выборе, манипулировании предметами и действиями, конструировании, фантазировании, наблюдении-изучении-исследовании).
Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.
Проекты различаются:
• По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
• По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.
• По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
• По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
• По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
• По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
Осуществление проектной деятельности в дошкольном учреждении предусматривает следующие этапы:
- подготовительный (анализ, диагностика и оценка состояния объекта, нахождение противоречия, принятие решения о необходимости проектирования, выбор формы, теоретическое, методическое и временное обеспечение, разделение цели на «веер задач», формирование проектировочной группы, распределение прав и обязанностей, налаживание коммуникаций, инструктирование);
- основной (работа над проектом, моделирование, сбор и анализ материалов, встречи участников для обсуждения реализации задач, конструирование продукта проектирования, апробация проекта и его корректировка, создание проекта, его оформление);
- завершающий (представление проекта, рефлексия, независимая экспертиза, выявление нерешенных проблем и новых тем проекта).
Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к анализу, синтезу, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Работа может сочетать в себе различные области знаний, кроме того, имеются большие возможности в организации совместной учебно-исследовательской деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Детям нужен политика определенный промежуток но времени, чтобы еще понять информацию. Усвоив ее, они еще сделают более политика сложный виток в политика познании мира.
Дошкольный возраст - это сензитивный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к учебе - залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес охватывает все три функции учебного процесса, традиционно выделяемые в дидактике: образовательную, развивающую, воспитательную.
Благодаря чему познавательный интерес, и знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности, а также основой для подготовки дошкольников к школе.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Детские проекты — это деятельность, в которой много детей, а не взрослых, и у которой есть конкретный продукт, позволяющий дошкольникам увидеть и ощутить ценность собственных усилий и действий, знаний и творчества. Именно этим так важен и ценен этот метод.