Аноним
Проблемы подготовки педагогов социозащитной организации к работе с детьми группы риска
▼ Скачать +Заказ
СТАТЬЯ: Проблемы подготовки педагогов социозащитной организации к работе с детьми группы риска
В статье рассматриваются возможные проблемы, которые возникают в социозащитных организациях при работе с детьми группы риска. Актуализируется противоречие между ростом количества детей группы риска в современном обществе и неготовностью педагогов выстраивать работу с данной категорией детей.
Автор: Cемёнова Е. В., социальный педагог, СПбГБУСО социальный приют для детей «Транзит»
Публикация «Проблемы подготовки педагогов социозащитной организации к работе с детьми группы риска» размещена в разделах
Аннотация: в статье рассматриваются возможные проблемы, которые возникают в СО при организации работы с детьми группы риска. Актуализируется противоречие между ростом количества детей группы риска в современном обществе и неготовностью педагогов выстраивать работу с данной категорией детей.
Ключевые слова: социозащитная организация, дети группы риска, формы работы.
Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования. Современное образование является одной из самых активно развивающихся уровней образовательной системы Российской Федерации. Нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовывать педагогно-образовательный процесс в изменяющихся условиях [4]. В пункте 1 статьи 48 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определена обязанность педагогических работников систематически повышать свой профессиональный уровень, а в пункте 5 статьи 47 обозначено право педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года [1]. С 2014 г. вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования [2]. Существенным аспектом модернизационных процессов в школьном образовании является осуществление комплекса мер по обеспечению высокого уровня профессиональной готовности педагогов.
Основой повышения качества образования является характер отношения педагогов к своей профессии, к детям, стремление к профессиональному росту, самообразованию и самосовершенствованию. От позиции педагога во многом зависит успех образовательной деятельности в социозащитном учреждении.
Стандарт призван обеспечить защиту ребенка и его родителей (законных представителей) от некомпетентного педагогического вмешательства. Такого рода защита может быть обеспечена, прежде всего, посредством контроля над качеством образовательной программы, реализуемой в социозащитной организации. Однако реализация программы зависит не только от ее содержания, но и от характера профессиональной деятельности педагога. В стандарте выделены требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы.
Во главу угла ставится не выполнение инструкций, а творческое проектирование образовательного процесса для достижения наивысших результатов в обучении, воспитании, развитии, социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста [3]. Педагог социозащитной организации должен обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, быть профессионально и личностно готовым к обеспечению эмоционального благополучия детей благодаря непосредственному общению с каждым ребенком, уважительному отношению к его чувствам и потребностям, к оказанию недирективной помощи каждому ребенку и поддержке его инициативы и самостоятельности в условиях свободного выбора деятельности, к созданию условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми и взаимодействию с родителями (законными представителями) и т. п. [3].
Увеличение и усложнение функций педагогических кадров требуют постоянного профессионального роста педагогов, поскольку в своей деятельности педагогам необходимы профессиональные компетенции для работы с различными категориями детей.
В настоящее время при динамизме всей социальной жизни людей и возникновении множества неблагоприятных факторов, в социозащитны организациях растет количество детей, которых относят к категории «группы риска». Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать [6]. Таким образом, дети группы риска являются категорией детей, в работе с которой педагогам необходимо владеть особыми профессиональными компетенциями, которые бы способствовали минимизации неблагоприятных факторов, оказывающих влияние на развитие ребёнка.
В современных социозащитных организациях реальность такова, что работа с детьми группы риска относится к компетенции отдельного специалиста (социального педагога или педагога-психолога, но более эффективной будет систематическая совместная организованная деятельность всего кадрового педагогического ресурса, имеющегося в социозащитной организации (специалисты сопровождения и воспитатели).
Отсюда возникает противоречие между ростом колличества детей группы риска, необходимостью организации работы с ними в социозащитной организации и неготовностью педагогов, их неумением выстраивать работу с данной категорией детей. Разрешению данного противоречия может способствовать организация методической работы в социозащитной организации, представляющая собой систему деятельности по обучению педагогов работе с детьми группы риска.
Для организации работы в данном направлении необходим анализ кадрового потенциала конкретной социозащитной организации, исходя из которого и будет строится дальнейшая работа с педагогами. Критериями для анализа, по нашему мнению, могут быть: уровень образования; направление подготовки и / или специальности; наличие дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка, повышение квалификации, второе профессиональное образование) социально-педагогической или психолого-педагогической направленности.